Консистентность в дизайне: как создать единый визуальный язык бренда
Делайте системно, а хаотично не делайте.


Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Консистентность в дизайне — это согласованность всех визуальных элементов. И фундамент узнаваемости бренда: благодаря ей аудитория быстрее запоминает компанию, а коммуникации становятся понятными.
Руководитель направления бренд-дизайна Flowwow Анастасия Иванова рассказывает, на чём основывается визуальная консистентность и как её может усилить ребрендинг.

Анастасия Иванова
В дизайне больше восьми лет. Прошла путь от агентств до инхауса. Сейчас отвечает за бренд-дизайн в маркетплейсе цветов и подарков Flowwow.
Консистентность — это не тренд, а база
Flowwow всегда стремился быть консистентным в дизайне. Мы много экспериментировали, искали свои правила и закономерности, но следовать им на 100% не всегда получалось. Всё потому, что первичнее была креативная концепция инфоповода, а не аналитика и базовые константы бренда.
В материалах для промокампаний мы больше уделяли внимания эффектной визуальной идее, но не всегда сохраняли один и тот же набор фирменных атрибутов. Например, могли использовать единую графику в визуальных решениях, но в то же время каждый раз выбирали новую цветовую схему.

Изображение: Flowwow
Но работа начала усложняться с развитием компании — у нас появилось много новых маркетинговых инструментов: email- и инфлюенс-маркетинг, медийная реклама, партнёрский маркетинг, спецпроекты. Вместе с ними начали множиться визуальные концепции.
Разрабатывать их стало сложно и дорого, а ещё это мешало продвижению.
Крупным брендам принципиально важно быть консистентными. Чтобы выделяться в толпе, мало оставаться креативным, — необходимо ещё и создавать легко считываемые образы в дизайне.
Для этого нужно использовать одинаковые шрифты, логотип и цвета во всех точках контакта с аудиторией.
Во-первых, это играет на руку узнаваемости.
Во-вторых, экономит время на согласование.
В-третьих, укрепляет имидж компании и повышает доверие аудитории.

Фото: Surf Coffee
Чтобы прийти к визуальному единообразию, мы оптимизировали дизайн, избавились от ненужных элементов и ввели базовые инструкции. А осенью 2024 года, когда запустили ребрендинг, вывели процессы на новый уровень, потому что:
- собрали аналитику;
- изучили аудиторию;
- разработали бренд-платформу;
- и привлекли дизайн-бюро, команда которого разработала фирменный стиль.

Читайте также:
Теперь наши креативы в первую очередь базируются на результатах исследований, к которым уже примеряют идею. Такой подход помогает выстраивать чёткие процессы, даёт ясное понимание цели каждого проекта и помогает следить, чтобы визуальные материалы не противоречили ценностям бренда.
Как мы выстроили консистентность в дизайне
Придать работе структурность и последовательность мы смогли за три ключевых этапа.
Этап 1
Проводили анализ и искали собственные решения
Вообще, дизайн-департамент работал над поддержанием консистентности и до начала ребрендинга. И на этом этапе мы попытались синхронизировать всё, что уже делали для разных проектов: создавали дизайн-системы, удаляли ненужное из библиотеки шаблонов, составляли гайды по работе с визуальными элементами.

Изображение: Flowwow
Мы тестировали эти инструкции, убирали то, что не работало, и тогда же запустили библиотеку 3D-графики с единой визуальной системой: светом, текстурами и пропорциями. Мы больше не делали для срочных креативов проекты с нуля, а брали готовые модели и адаптировали их под задачу.
3D-графика стала одной из брендовых констант и помогла объединить все элементы дизайна.

Изображение: Flowwow
Этап 2
Тестировали новые визуальные элементы
Далее мы приступили к ребрендингу.
Пока дизайн-бюро дорабатывало для нас фирменный стиль, внутри команды мы начали тестировать, как работают новые решения в каждом направлении.
Дизайнеры адаптировали новый стиль к разным носителям.
В диджитале мы примеряли визуал на сетку постов в соцсетях.
В медиа тестировали возможности анимации.
В дизайне упаковки оценивали, как мокапы ложатся на разные варианты коробок для десертов.
Понимая требования каждого канала, мы разработали правила создания визуальных решений для носителей. Например, договорились использовать в рекламных баннерах только однотонный фон, чтобы не отвлекать внимание от товара. А упаковку десертов решили сделать светлой и с минималистичными иллюстрациями, которые не будут конкурировать за яркость с клубникой в шоколаде или бенто-тортами.
Дизайн-бюро сделало нам промпт для ИИ, благодаря которому стало легче создавать иллюстрации в едином стиле. С его помощью мы собрали библиотеку генеративных изображений — все в едином стиле и с опорой на бренд-платформу Flowwow.

Изображение: Flowwow
Этап 3
Внедряли ребрендинг и декомпозировали брендбук
Почти сразу после согласования деталей ребрендинга мы собрали брендбук — энциклопедию на 98 страниц о том, как использовать фирменные константы. Решения из неё мы перенесли во внутреннюю дизайн-систему.
Но, откровенно говоря, брендбук не панацея. Как бы подробно мы его ни составили, он не сможет ответить на все вопросы дизайнеров. Со временем будут появляться проекты и задачи, которые невозможно учесть заранее.
Чтобы не делать брендбук гигантским и сложным для восприятия, мы разбили его на несколько разделов.
Дизайн-библиотеки. Это наборы основных компонентов, с которыми специалисты сталкиваются каждый день. Гораздо удобнее взять нужный вариант логотипа из готовой библиотеки, чем каждый раз искать его в брендбуке.
Мы создали коллекции для разных проектов, суббрендов и для отдельных элементов: реалистичных генераций, 2D- и 3D-иллюстраций.

Изображение: Flowwow

Изображение: Flowwow

Изображение: Flowwow
Гайды для рекламных партнёров. Для коллабораций и интеграций мы создаём файлы с атрибутами бренда, которые коллеги будут использовать для своих визуальных решений.
При этом стараемся собирать универсальные гайды для однотипных проектов — например, есть папка с правилами и субтитрами для подрядчиков из видеопродакшена. Но иногда создаём и персонализированные сводки для крупных партнёров, с которыми планируем сотрудничать долго.

Изображение: Flowwow

Изображение: Flowwow
Шаблоны. Для презентаций, инфографики и рекламных креативов мы делаем основу, которую в срочных задачах легко можно адаптировать под проект. Например, придумали шаблон для презентаций сотрудников.
С одной стороны, это упрощает жизнь коллегам, а с другой — поддерживает консистентность. Наши сотрудники часто выступают на конференциях, а это ещё одна точка контакта «внешнего мира» с брендом.

Изображение: Flowwow
Выглядит так, словно мы все наладили за месяц, но работа над консистентностью — это обычно длительный и системный процесс.
Ошибок не избежать
Какое-то время после ребрендинга в афишах и баннерах проскальзывала промежуточная версия нового лого. Она не отличалась кардинально, но нарушала целостность коммуникаций.
Оказалось, что кто-то случайно скопировал неправильный элемент и использовал его в работе. Мы быстро увидели ошибку и оповестили команду, но пришлось вручную проверить все папки, чтобы найти неверный файл и исправить его. Человеческий фактор не исключишь, поэтому мы готовы к тому, что подобные ситуации будут повторяться.
Привыкать пришлось и к генеративным иллюстрациям. Дизайнерам не всегда удавалось попасть в нужный стиль, и часто изображения отличались от того, что было прописано в брендбуке.
Внутренний гайд ускорил адаптацию. Мы описали правила работы с промптами, дали примеры верных ИИ-иллюстраций, а главное, добавили антипримеры, — в контрасте всегда проще уловить логику. А отвечает за генеративные изображения наша хранительница иллюстраций — это дизайнер, к которой можно всегда обратиться за помощью или советом по этому инструменту.


Изображение: Flowwow
Со временем дизайнеры привыкнут к изменениям и без дополнительной проверки увидят, что где-то неверное расстояние между буквами, а оттенок выбивается из корпоративной палитры.
А вот что помогает нам сократить количество ошибок сейчас:
- Список фирменных констант ограничен. В нём логотип, шрифты и цвета.
- Проводятся регулярные ревью со всем отделом, чтобы оценить, насколько консистентно визуал выглядит в разных каналах.
- Назначены ответственные за библиотеки. Они постоянно отслеживают изменения и оповещают команду.
Дизайнеры вырабатывают и собственные рабочие приёмы и лайфхаки, поэтому мы постоянно просим делиться открытиями и решениями в команде. Благодаря этому в бренд-системе циркулируют новые идеи.
Консистентность ≠ однотипность
Единство всех элементов дизайна — это хорошо, но не стоит бояться отходить от шаблонов.
Для консистентности важно сохранить ядро бренда и его атрибуты, на которых строится макет. Но в остальном можно использовать разные приёмы и инструменты, которые освежают визуальный облик компании.
Например, мы обновляем библиотеку генеративных изображений и тестируем брендовые иллюстрации в необычных ракурсах, композициях и на разных носителях.

Изображение: Flowwow
Когда вы создаёте новые решения, важно не просто копировать требования из брендбука или гайда, но ещё и задавать себе вопрос, вписывается ли этот макет в философию бренда.
Случается, что все технические требования соблюдены, но дизайну не хватает эмоций. В этом случае мы всегда обращаемся за помощью к коллегам и проводим внутренние ревью.
Ребрендинг не обязателен, но упрощает задачу
Чтобы добиться консистентности, бренду не обязательно обретать новый фирменный стиль. Если других предпосылок к таким глобальным изменениям нет, можно работать с тем, что есть. Тогда будет достаточно следующих этапов:
Определить основные фирменные константы — логотип, шрифт и цветовую палитру.
Собрать и проанализировать общий срез визуальных материалов за последние несколько лет — отсеять ненужное и выявить закономерности, которые сложились.
Выделить основные форматы дизайна — например, 3D-графика и ИИ-иллюстрации.
Сформировать правила и примеры в брендбуке и гайдах, как надо и не надо использовать ключевые атрибуты.
Будет сложно и точно придётся отказаться от каких-то решений, чтобы не усложнять коммуникацию. А для этого важно провести маркетинговые исследования и составить бренд-платформу, — она и станет основой консистентности вашего дизайна.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!