Скидки до 50% и 3 курса в подарок : : Выбрать курс
Дизайн
#кейсы

Больше прогуляем, больше наживём! Фестиваль «Кинешма купеческая»

Сотрудники агентства Dotorg рассказывают, как разрабатывали для него фирменный стиль.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Материал подготовили арт-директор Ольга Кутовая, senior-дизайнер Екатерина Антонова, senior-дизайнер Виктория Трубицина.

Знакомство с городом

Кинешма в Ивановской области — старинный населённый пункт на высоком берегу Волги. 7 сентября 2024 года там прошёл фестиваль «Кинешма купеческая», идея которого — показать купеческий город конца XIX — начала XX века.

Кинешма того времени — один из богатейших волжских городов. Много рыбаков, солеваров, купцов и фабрикантов. Вывески по всему городу, на шумных ярмарках устраиваются торги, товары рекламируются в газетах. На берегу реки стоят особняки, усадьбы, храмы, торговые ряды.

Изображение: «Кинешма купеческая» / Dotorg

Наша команда разработала визуальную систему фестиваля, сделала дизайн квест-игры, мерч, оформила сувениры и навигацию. Расскажем, как это было.

— Мы решили, что лучшим погружением в тему будет командировка в этот старинный городок. Там и встретили первый день лета: подъём в пять утра, шесть часов дороги, четыре часа экскурсий с сотрудником краеведческого музея Натальей Рудольфовной Шепелевой. Мы смотрели на гармошки, мерили валенки из Книги рекордов Гиннеса, посетили театр Островского, увидели дом Кабанихи. Финалом культурной программы стал ресторан «Русская изба», где с 1967 года выпекают фирменный фритюрный пирог по-кинешемски.

Виктория Трубицина, senior-дизайнер

Фото: Dotorg
Фото: Dotorg

Метафора

Нам предстояло создать такой визуальный стиль и концепцию мероприятия, которые бы перенесли зрителей и гостей города в Россию начала XX века.

Ярмарка — мероприятие, которое лучше всего отражает дух купеческого времени: в выставленных на продажу поделках искрятся бусины, на витринах блестят склянки с соленьями, идёт дым от самоваров и свежеиспечённых пряников, всё украшено цветами и разноцветными флажками. Тут и там перекрикиваются торговцы, выстраиваются очереди, дети шумно играют в городки, а дамы в ярких нарядах неспешно прогуливаются по бульвару, обмениваясь новостями.

Все эти образы собираются в набор ярких цветовых пятен, как будто мир, на который смотришь, кружась на карусели. Так родилась метафора фирменного стиля — карусель купеческих историй.

— Анализируя метафору «карусель купеческих историй», я зацепилась за слово «истории», и первое сопоставление, которое пришло в голову, — то, как в социальных сетях листают сторис: они как бы закругляются, создавая ту самую бесконечную «карусель историй».

Этот образ показался мне очень похожим на то, что будет происходить на мероприятии: много разных историй проигрываются одновременно. Я стала думать, как в купеческое время могли бы выглядеть сторис, и сразу же вспомнились объявления в газетах и афиши.

Затем в голове возник образ афишной тумбы Морриса — цилиндрической конструкции, на которой и располагались те самые «истории» городских жителей. То, как плакаты, афиши, листовки и объявления наслаиваются друг на друга и закругляются, подчиняясь форме тумбы, стало частью фирменного стиля.

Екатерина Антонова, senior-дизайнер

Изображение: «Кинешма купеческая» / Dotorg

Графика и логотип

Кинешма — родина драматурга Александра Островского, именно здесь он создавал свои пьесы. Кинешемский драматический театр назван в честь писателя.

— В музее при театре Островского есть потрясающая коллекция типографических театральных афиш дореволюционного периода: центральная выключка, обилие ретрошрифтов и кеглей, необычные глифы и графика. Всё это захотелось использовать и в нашем стиле. В первых итерациях визуальный образ проекта строился по большей части на типографике — современная стилизация дореволюционных плакатов и переосмысление вёрстки рекламных листков стали одним из ключевых приёмов.

Екатерина Антонова, senior-дизайнер

Фото: Dotorg
Фото: Dotorg

Помимо типографики нас зацепил голос эпохи начала XX века: поговорки, ярмарочные зазывалки, устаревшие выражения. «Больше прогуляем, больше наживём», «Широка душа русского купца», «Громадный выбор товаров». Эти фразы передают насыщенную эпоху купеческой России, они сразу наделили проект нужным звучанием.

Логотип мероприятия собрался из реально существовавших букв — их мы нашли в афишах музея театра и в книге Элеоноры Глинтерник «Реклама в России XVIII — первой половины XX века».

Изображение: «Кинешма купеческая» / Dotorg

Иллюстрации

Во время работы над иллюстрациями мы вдохновлялись картинами Бориса Кустодиева — он часто бывал в Кинешме и с добродушной иронией изображал купцов и купчих, которых встречал на ярмарках и в трактирах.

— У нас были подборки картин Кустодиева, его графика для афиш, обложек и витрин. На них я заметила повторяющиеся предметы, видимо, обязательные атрибуты купеческого времени.

Собрала из них Kupechestvo Starter Pack. Стартер-пак — термин-мем — подборка предметов для того, чтобы что-нибудь начать. В него вошли: арбуз, баранки, двухэтажный чайник, самовар, кошка и голая женщина. Последняя не прошла кастинг, поэтому на одной из картин с красоткой были использованы цветы для создания паттерна — наша пасхалка.

Виктория Трубицина, senior-дизайнер

Изображение: Dotorg
Изображение: «Кинешма купеческая» / Dotorg
Изображение: «Кинешма купеческая» / Dotorg

— Эстетика купечества изобильна, богата, цветаста. Когда я увидела в первый раз картину с Шаляпиным в шубе, у меня из головы не выходил бренд Supreme. Я изучила бренд подробнее и собрала вещи, которые рифмовались по эстетике: цветы, золото, красный, леопард.

Леопард попал в графику и с работ Кустодиева. На картинах «Купец-сундучник» и «Сундучник» изображены сундуки с узорами, похожими на леопардовую раскраску, да ещё и в необычном красном цвете, который сейчас актуален. Я взяла ритм и форму пятен с картины и переработала в большой паттерн. Если абстрагироваться, то в нём можно увидеть и колоски зерновых культур, и семечки арбуза.

Виктория Трубицина, senior-дизайнер

Изображение: «Портрет Ф. И. Шаляпина», Кустодиев Б. М. / Русский музей / Dotorg
Изображение: «Купец», Кустодиев Б. М. / Музей русского импрессионизма / Dotorg

Заказчик реализовал все носители и даже сам подготовил некоторые макеты. Например, фотозоной с сундуками занимались декораторы и дизайнеры со стороны клиента. Фотозона получилась идеальной — такой мы её себе и представляли.

Фото: Dotorg

— Ещё одной пасхалкой стала трёхцветная кошка Муся. Только она не с картин, а наша современница. Встретили мы её в «Русской избе» за трапезой. Оказалось, что Муся знаменита так же, как и кинешемский пирог. Как только мы анонсировали фирменный стиль в телеграм-каналах, люди стали писать под постами комментарии про пушистую жительницу Кинешмы. Так она оказалась на футболках. Поза Муси вдохновлена образом кошки с картины Кустодиева «Купчиха за чаем». Кто знает, может, это её прапрапрабабушка?

Виктория Трубицина, senior-дизайнер

Изображение: «Кинешма купеческая» / Dotorg

Фестиваль

Второй раз мы поехали в Кинешму в ночь перед началом фестиваля. Прибыли и сразу отправились на бульвар, чтобы посмотреть на носители. Ради этого момента дизайнер и существует. По бульвару были расставлены фотозоны, сундуки и, конечно же, огромные афишные тумбы, которые захотелось обнять. Мы радостно носились по бульвару, фотографировались, не замечая холода ночи.

Фото: Dotorg

7 сентября набережная Волжского бульвара превратилась в купеческую ярмарку. Ярмарочная зона была наполнена современными купцами: продавали мёд, сыры, угощения, предметы для дома, украшения и много всего. На сцене выступали актёры, цыгане, играл оркестр. Было несколько фотозон. Посетителям раздавали яркие ленточки, дети и взрослые участвовали в мастер-классах, играх, сценках.

В этот день также проходила квест-игра: в девяти точках на набережной надо было ответить на вопросы об истории города и выполнить несложные задания. Справившись со всем, участники получали звание купца 1-й гильдии и забирали мерч: шопер, футболку и стикеры. Фестиваль посетили 11 тысяч человек, около 1000 прошли квест и получили призы.

— Придумать концепцию и выстроить визуальную систему — это только половина пути. Вторая важная часть — довести до реализации. Мы очень благодарны Visit Ivanovo и всей команде организаторов фестиваля города Кинешма за воплощение. Были реализованы все задуманные идеи, и праздник получился сочным и ярким.

Ольга Кутовая, арт-директор

Фото: Наталья Летунова / Visit ivanovo
Фото: Dotorg
Фото: Наталья Летунова / Visit ivanovo
Фото: Dotorg
Фото: Dotorg

* * *

Наш проект взял золотую статуэтку на Red Apple, на фестивале «Среда» — три бронзы. На новом фестивале Dprofile «Кинешма Купеческая» стал проектом года.

Команда проекта:

Анастасия Грушецкая — генеральный директор Visit Ivanovo

Олег Трофимович — стратег

Ольга Кутовая — арт-директор

Виктория Трубицина — старший дизайнер

Екатерина Антонова — старший дизайнер

Полина Честнова — дизайнер

Таня Черкиз, «Бюробукв» — дизайнер логотипа

Алексей Кизерев — motion-дизайнер

Антон Котов — motion-дизайнер

Наталья Летунова — фотограф

Павел Парамонов — фотограф

Анатолий Друзенко — видеооператор

Алексей Скрипкин — видеомонтаж

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована