Дизайн
#подборки

5 проектов Владимира Фаворского

Знаменитые гравюры и книжные иллюстрации.

Иллюстрация: И. Голицын, собрание ГМИИ им. А. С. Пушкина / invaluable. com / «Антиквариум» / Аня Макарова для Skillbox Media

Владимир Фаворский — выдающийся российский художник-график, книжный иллюстратор, мастер гравюры — родился 14 марта 1886 года. Интерес к живописи у Фаворского проявился рано и поощрялся в семье ― основам его обучала мать-художница. В юношестве Владимир посещал художественную школу-студию Константина Юона, занимался скульптурой в Строгановском училище, а в 1905 году уехал в Германию учиться рисунку в школе Шимона Холлоши. Он также изучал философию и искусствоведение.

С конца 1910-х художник начал преподавать основы композиции и ксилографию, а в 1923–1925 годах был ректором ВХУТЕМАС.

Фаворский занимался живописью, скульптурой, сценографией, однако в первую очередь известен как книжный иллюстратор. Он создавал изображения методом ксилографии ― гравирования на деревянной основе. Мастер предпочитал чёрно-белое исполнение ― чёрные штрихи на белом фоне. Его работы детальные, насыщены символами, которые дополняют текст.

Иллюстрации к отечественной и зарубежной классике, а также сценическое оформление — главное творческое наследие Владимира Фаворского. Расскажем о нескольких из его проектов.

Экслибрис для Вячеслава Полонского, 1922

Помимо работы над книжными иллюстрациями, Фаворский создал серию экслибрисов ― также в технике гравюры.

Как и другие работы художника, экслибрис для литературного критика Вячеслава Полонского, несмотря на миниатюрный формат, насыщен деталями. В основе сюжета фигура Вечного жида ― скитальца, вынужденного в качестве наказания искать пристанища до второго пришествия Христа. Персонаж запечатлён в движении, а перед ним, несмотря на всю трагичность его положения, ― целый мир.

Экслибрис выполнен гравированием чёрными штрихами на белом фоне. Свободного пространства в этой работе много, хотя в большинстве проектов Фаворский максимально заполняет фон плотными штрихами, добавляя объём, игру света и тени.

У этого экслибриса есть четырёхгранная рамка ― в работах, сделанных после 1925 года, художник от неё откажется.

Изображение: галерея Назарова

Декорации к «Двенадцатой ночи», 1933

В 1933-м Фаворский подготовил декорации для спектакля «Двенадцатая ночь» по Шекспиру, который поставили в Московском художественном театре.

В многоуровневой конструкции было сразу несколько локаций. Композиция из нескольких лёгких колонн и занавесок стояла на вертящемся круге, и каждый его разворот открывал новую локацию: улицу, комнату, сад. Благодаря этому решению спектакль проходил без заминок и пауз.

В. А. Фаворский, макет. 1933
Изображение: галерея Назарова
В. А. Фаворский, эскиз общей установки. 1933
Изображение: галерея Назарова

«Слово о полку Игореве», 1938

Первые иллюстрации к «Слову о полке Игореве» Владимир Фаворский создал в 1938 году, а в 1952-м работал над графическим оформлением переиздания. Художник выполнил его в своей традиционной форме ― методом гравюры. Он вырезал изображения на деревянных досках, после чего они переносились на бумажные развороты.

Фаворский детально прорисовывал доспехи, оружие, животных, растения; герои гравюр запечатлены в эмоциональном движении. И вновь здесь сложная работа с пространством: иллюстрации очерчены узорными рамками, которые Фаворский сам нарушает, выводя элементы композиции за обозначенные границы.

В. А. Фаворский, иллюстрация к «Слову о полку Игореве». 1950
Изображение: Российская государственная библиотека
В. А. Фаворский, иллюстрация к «Слову о полку Игореве». 1950
Изображение: Российская государственная библиотека
В. А. Фаворский, иллюстрация к «Слову о полку Игореве». 1950
Изображение: Российская государственная библиотека

«Самаркандская серия», 1941–1943

В начале Второй мировой Фаворский эвакуируется с семьёй в Самарканд, где, не имея необходимых материалов, продолжает работу в другой технике ― линогравюры (гравирование на линолеуме).

Результатом этого периода стала «Самаркандская серия». Несмотря на трагические обстоятельства, эти работы, в которых передан узбекский быт, наполнены жизнеутверждающим духом.

В иллюстрациях Фаворский задействовал местные традиционные орнаменты. Сюжеты простые, неспешные, они показывают, чем жил город: торговля, сельское хозяйство в тёплом среднеазиатском климате. В этих работах почти нет теней ― на чистом белом фоне чётко выделяются очертания фигур.

«Отдых стада»
Изображение: Аукционный дом Егоровых
«Верблюжий базар»
Изображение: аукционный дом «Совком»
«Разговор о порохе»
Изображение: аукционный дом «Совком»

«Маленькие трагедии», 1961

«Маленькие трагедии» Пушкина стали последней из «книжных» работ Владимира Фаворского. Над этим изданием художник трудился не один год ― заставки и концовки к пьесам он придумал ещё в 1949 году, а закончил работу в 1961-м.

Фаворский разработал не только сами иллюстрации, но и вёрстку, орнаменты, заставки, шрифт заголовков. Верхние колонтитулы он очертил линиями с разными масками, изображающими персонажей. На суперобложке художник изобразил грозу, подхваченные ветром облака и обрывки цветов, на обложке ― ветку с разноцветными листьями, которая тоже гнётся под порывом ветра.

Гравюры не просто отражают сюжет пьес ― композиция наполнена элементами, которые создают для читателя эмоциональный фон. Над празднующими в «Пире во время чумы» тревожно нависают полотна, на стене в «Каменном госте» замерла тень от занесённой шпаги. Общая черта во многих иллюстрациях ― горящие свечи как слабый источник света среди чёрных штрихов.

Изображение: Белгородский художественный музей
Изображение: Белгородский художественный музей
Изображение: Белгородский художественный музей

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Коммерческий иллюстратор Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована