Дизайн
#статьи

10 картин Виктора Васнецова, которые стоит рассмотреть внимательнее

Мы нашли неизвестные факты о знакомых всем с детства полотнах.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Сын бедного священника, не сразу и не всеми понятый вятский гений Виктор Михайлович Васнецов прожил долгую жизнь. Мы знаем его как мастера исторической живописи и основателя особого «неорусского стиля». Однако прославился он далеко не одними иллюстрациями к сборникам сказок.

Как имя художника стало неразрывно связано с русским фольклором и какую работу он считал главным делом своей жизни? Об этом расскажем ниже.

«Автопортрет», 1873 год
Изображение: Третьяковская галерея

Художник родился в 1848 году в селе под Уржумом (ныне Кировская область). Он рано лишился матери и помогал отцу растить братьев. Тот старался учить и развивать мальчиков (в семье было пять сыновей), давал им уроки акварельной живописи и резьбы по дереву.

Уже в 14 лет Виктор отправился в Вятскую семинарию — ему было уготовано стать батюшкой, как и предыдущим поколениям мужчин в семье. Однако центр губернии предоставил талантливому юноше много больше, чем духовное образование и азы иконописи.

Здесь он познакомился со ссыльным художником Эльвиро Андриолли, который посоветовал Васнецову пробовать силы в живописи. Останавливать будущего гения от поездки в Петербург и поступления в Академию художеств не стал ни отец, ни даже ректор семинарии — они благословили набожного Васнецова на покорение столицы.

Академию он, к слову, так и не закончил — помешала смерть отца и необходимость работать и помогать братьям.

«Портрет художника Аполлинария Михайловича Васнецова», 1878 год
Изображение: Третьяковская галерея

Говорить о душевных качествах и характерах великих творцов скорее моветон, однако, по свидетельствам очевидцев, Васнецов действительно был человеком незаурядным в нравственном отношении. Брата Аполлинария, впоследствии тоже известного художника, он фактически вывел в люди, забрав после смерти отца в Петербург из всё той же семинарии.

Сохранился для нас и прекрасный портрет молодого Аполлинария. Поражает семейное сходство братьев.

«Боярышня», 1884 год
Изображение: Вятский художественный музей

Портрет Веры (Веруши, как её называли в семье) Мамонтовой — той самой репинской «девочки с персиками» — хранится на родине художника, в Кировском музее, носящем ныне имя братьев Васнецовых.

Предприниматели, меценаты и знатоки искусства Мамонтовы сыграли значительную роль в развитии художественного дела России второй половины XIX века. Для Васнецова же знакомство с Саввой Мамонтовым стало поистине поворотным событием — именно от него он получил свои первые заказы, позволившие художнику встать на ноги.

Васнецов написал ещё несколько портретов дочери своего благодетеля, один из которых даже подарил ей на свадьбу.

«Богатыри», 1881–1898 годы
Изображение: Третьяковская галерея

Над «Богатырями» живописец в общей сложности проработал почти два десятилетия, тщательно выписывая пейзаж и упрашивая позировать простых русских мужиков — то московских извозчиков, то кузнецов в подмосковном Абрамцеве.

По словам автора, былинный замысел не оставлял его, пока работа не была завершена. Создать образ благородных богатырей-защитников художник считал «обязательством перед родным народом».

Готовую картину тут же выкупил Третьяков, и в целом это самая классическая работа мастера — что не принижает её достоинств.

«Сирин и Алконост. Песнь радости и печали», 1896 год
Изображение: Третьяковская галерея

Знаменитый «неорусский стиль» Васнецова сформировался не сразу. Он потратил годы на изучение коллекций Исторического музея и копирование архивов со старинными гравюрами.

Первые работы в народно-исторической манере не понравились публике. Чрезмерная детализация и отказ от подчёркнуто критического духа реализма не пришлась по вкусу привыкшим к широким обобщениям народникам.

В свою очередь, модная и богатая публика не оценила лёгкость мазка и нежность красок Васнецова, который провёл год в Западной Европе, общался с импрессионистами и с живым интересом наблюдал начинавшийся там переход к модерну.

Две птицы из народных сказаний в красочном обрамлении листьев (отсылка к лубочной живописи), символизирующие равновесие добра и зла, увидели свет на первой персональной выставке художника — она состоялась только в 1899 году.

«Гамаюн, птица вещая», 1897 год
Изображение: Дагестанский музей изобразительных искусств имени П. С. Гамзатовой

Сирин и Алконост были известны обычному русскому человеку. А вот изображённый на этом полотне Гамаюн — не совсем сказочная птица, она чаще встречалась в письменных источниках, а не на крестьянских вечёрках.

Гамаюн не обладал чётким значением — в более ранних источниках, основанных на тюркских и иранских легендах, он предрекал милости и райские наслаждения, а в более поздних, уже русских описаниях нёс смерть царям и прочим властителям мира сего. Васнецов был знаком именно с памятниками допетровской литературы. В его трактовке птица выглядит зловещей и напоминает не то пифию, не то языческую богиню.

Такое прочтение закрепило за Гамаюном недобрую славу и повлияло на дальнейшее восприятие образа в массовой культуре. Критики считают, что это единственная его работа, которую стилистически можно отнести к символизму.

«Алёнушка», 1881 год
Изображение: Третьяковская галерея

В попытках найти свою нишу Васнецов пробовал себя в архитектуре, брал заказы на роспись домов, на изготовление декораций, декоративно-прикладных панно и иллюстраций — в их числе около 200 картинок для «Народной азбуки».

Здесь как нельзя кстати пришлись его глубокие знания этнографии и славянского фольклора. Под его кистью оживали персонажи из русских сказок и легенд, которые он знал ещё со времён сельского детства в отдалённой, законсервированной в старине вятской глубинке.

Однако первоочерёдным источником вдохновения для него были всё-таки люди. И самая знаменитая «иллюстрация» Васнецова была написана вовсе не по мотивам сказки. Ведь по сюжету Алёнушка находилась под водой, а у пруда сидел Иванушка. Старое название картины было «Дурочка Алёнушка» — девушка была задумана юродивой, а не тоскующей по брату.

Свою «Алёнушку» Васнецов писал с обычной простоволосой крестьянки в подмосковной Ахтырке. Об этом свидетельствуют не только и не столько воспоминания автора, сколько сама картина: и ноги в трещинах, и простой сарафан, и неизбывная, несказочная печаль в глазах девушки.

«Иван-Царевич на Сером Волке», 1889 год
Изображение: Третьяковская галерея

Идея перенести на холст героев популярной сказки, особенно полюбившейся читателем в переложении Александра Афанасьева, пришла к художнику спонтанно, во время его долговременной работы над фресками Владимирского собора в Киеве. Пожалуй, самая хрестоматийная работа автора была создана в один год, за недолгий перерыв в росписи храма.

«Я жил в селе среди мужиков и баб, любил их попросту, как своих друзей, слушал их песни и сказки, заслушивался ещё на посиделках при свете и треске лучины», — говорил о своём детстве Васнецов.

Возможно, именно это детское ощущение сумел передать художник. Несмотря на мрачную тональность пейзажа, цветущая яблоня на переднем плане указывает на возможность чудесного спасения влюблённых. В отличие от многих других картин, «Иван Царевич» был принят зрителями с удовольствием и быстро выкуплен.

Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве, 1885–1896 годы
Изображение: С. В. Кульженко / Третьяковская галерея

Об этой работе Васнецова говорят не так много, однако сам живописец оценивал роспись стен Владимирского собора как дело всей своей жизни. Православная «Сикстинская Мадонна» настолько полюбилась иконописцам, что со временем превратилась в новый канон.

Икона «Благодатное небо» (под таким названием образ знаменит в церковных кругах) существовала и раньше, однако именно васнецовский вариант встречается и в современных храмах, и в работах современников художника.

Тем интереснее, что Богоматерь, нежно прижимающая младенца-Христа, была «списана» автором со своей жены, держащей на руках полугодовалого сына. Религиозный Васнецов боялся, что сходство станет слишком заметным, и запретил жене появляться в строящемся храме.

Портрет жены художника, 1878 год
Изображение: Третьяковская галерея

Чета Васнецовых прожила душа в душу 49 лет — редкий случай для творца мирового уровня. Однако друзья и родственники отмечали, что в том была большая заслуга и самой Александры Владимировны, в девичестве Рязанцевой, — дочки вятского купца и выпускницы медицинских курсов.

Она год ждала его из европейской поездки, после свадьбы делила с ним комнатку со шторкой вместо перегородки, переезжала из города в город, покупала ему на последние деньги краски и отдавала свою порцию, если в доме не хватало еды.

Жену в письмах Васнецов называл «Сашенька». Она была его главным критиком, помощницей и ценительницей творчества, разбирала его этюды, подсказывала и безоговорочно поддерживала. Пожалуй, без помощи этой женщины, а также их пяти детей мы бы не узнали великого вятского сказочника во всей силе его дарования.

После ухода из жизни мужа в 1926 году Александра Владимировна отдала несколько комнат в их доме для посмертной выставки его ранее не издававшихся картин. Экспозиция существовала вплоть до смерти жены художника в 1933 году.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Освойте топовые нейросети за три дня. Бесплатно
Знакомимся с ChatGPT-4, DALLE-3, Midjourney, Stable Diffusion, Gen-2 и нейросетями для создания музыки. Практика в реальном времени. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована