Корп. обучение
#новости

Учёные выяснили, как эффективно развивать навык решения задач у сотрудников

Курсы, как выяснилось, тут не помогают.

Сотрудники Лаборатории исследований непрерывного образования НИУ ВШЭ изучили, насколько развит у работающих россиян навык решения задач в технологически насыщенной среде и как это связано с их участием в неформальном образовании. Результаты исследования опубликованы в журнале «Образование и наука».

Что такое навык решения задач и как его измеряли

Авторы проанализировали данные Международной программы оценки компетенций взрослых (PIAAC). Помимо результатов когнитивных тестов, в них содержалась информация о возрасте, уровне образования, стаже работы и доходах респондентов, а также об их участии в неформальном образовании.

По результатам когнитивных тестов исследователи проанализировали баллы участников по навыку решения задач в технологически насыщенной среде. Этот навык можно рассматривать как составляющую функциональной грамотности. Он подразумевает владение цифровыми инструментами и программами, но не только: важно ещё и умение оценить проблемную ситуацию, спланировать свои действия, выбрав подходящий способ решения задачи, и во время работы над задачей отслеживать прогресс и корректировать решение при необходимости.

Этот навык проявляется и в решении очень простых задач — например, в PIAAC некоторые задания подразумевают поиск информации в таблице и её отправку по электронной почте. Но важно, что это не повторяющиеся рутинные действия, а постоянно возникающие новые задачи, решение которых работнику нужно находить самостоятельно. В международных исследованиях функциональной грамотности навык решения задач рассматривается как универсальный, и современные исследователи считают высокий уровень сформированности этого навыка фактором профессионального успеха.

Для анализа исследователи ВШЭ отобрали из выборки PIAAC участников, у которых на момент исследования был хотя бы год непрерывного стажа, — 3877 человек в возрасте от 16 до 65 лет с разным уровнем образования. Особенно учёных интересовало обучение респондентов на профильных и непрофильных курсах ― дистанционное и на рабочем месте, а также чтение и участие в консультировании, инструктаже коллег и совместном решении проблем.

Что помогает сотрудникам лучше решать задачи

Оказалось, что респонденты с более высоким уровнем образования (например, с учёной степенью) готовы работать с разными типами задач и быстро их решают. В то же время работники со средним образованием получили более низкие баллы по этому навыку.

При этом неформальное образование в виде организованных работодателем курсов или мероприятий такого же эффекта не дало. Даже если участник исследования неоднократно проходил обучение от работодателя, на баллах по навыку решения задач это никак не сказалось и на скорость его решений не повлияло.

Самый высокий уровень развития навыка показали:

  • сотрудники, которые обучаются информально (например, у коллег и руководителей) на рабочем месте прямо в процессе выполнения задач;
  • специалисты, которые в ходе работы сами участвуют в обучении, инструктаже, консультировании своих коллег или проводят презентации материалов;
  • работники, которые ежедневно сталкиваются с простыми задачами, на решение которых уходит до пяти минут, — им, считают исследователи, помогает частая смена деятельности в рамках работы.

То есть, судя по результатам исследования, более эффективно на навык решения задач влияет обучение непосредственно в рабочем процессе, когда новые умения сразу применяются на практике.

Ранее в этом году исследователи ВШЭ проанализировали, насколько вообще взрослые россияне заинтересованы в дополнительном образовании. Так, за последние пять лет только 28,8% респондентов не обучались совсем, большинство же получало информальное образование, не связанное с работой (36,7%) или связанное (24,7%). А если посмотреть на результаты исследования компании GeekBrains, то работники считают самым эффективным способом допобучения полноценные программы повышения квалификации и онлайн-курсы (так ответили 64 и 55% респондентов соответственно).

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Кейс «Газпрома»: как вовлечь в обучение 40% своих сотрудников

(Спойлер: компания организовала розыгрыш обучения!)

В результате:

  • оптимизированы расходы на обучение;
  • сформирован кадровый резерв;
  • усилен HR-бренд;
  • ускорились рабочие процессы.

Скачать кейс

Кейс «Гринатома»

Как привлекать молодёжь и как развивать её в компании

  • 📝 Как закрывать стажёрами 500 вакансий в год
  • 📝 Как мотивировать руководителей на работу с джунами
  • 📝 Как за 1,5 года сделать из стажёра ценного сотрудника
Смотреть кейс
HR и T&D уже используют нейросети! Забирайте бесплатный гайд >>
📌 5 инструкций по использованию ИИ в работе
📌 Список задач, которые можно делегировать ИИ
📌 Советы и лайфхаки по работе с нейросетями
Cкачать гайд
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована