Сотрудники Лаборатории исследований непрерывного образования НИУ ВШЭ изучили, насколько развит у работающих россиян навык решения задач в технологически насыщенной среде и как это связано с их участием в неформальном образовании. Результаты исследования опубликованы в журнале «Образование и наука».
Что такое навык решения задач и как его измеряли
Авторы проанализировали данные Международной программы оценки компетенций взрослых (PIAAC). Помимо результатов когнитивных тестов, в них содержалась информация о возрасте, уровне образования, стаже работы и доходах респондентов, а также об их участии в неформальном образовании.
По результатам когнитивных тестов исследователи проанализировали баллы участников по навыку решения задач в технологически насыщенной среде. Этот навык можно рассматривать как составляющую функциональной грамотности. Он подразумевает владение цифровыми инструментами и программами, но не только: важно ещё и умение оценить проблемную ситуацию, спланировать свои действия, выбрав подходящий способ решения задачи, и во время работы над задачей отслеживать прогресс и корректировать решение при необходимости.
Этот навык проявляется и в решении очень простых задач — например, в PIAAC некоторые задания подразумевают поиск информации в таблице и её отправку по электронной почте. Но важно, что это не повторяющиеся рутинные действия, а постоянно возникающие новые задачи, решение которых работнику нужно находить самостоятельно. В международных исследованиях функциональной грамотности навык решения задач рассматривается как универсальный, и современные исследователи считают высокий уровень сформированности этого навыка фактором профессионального успеха.
Для анализа исследователи ВШЭ отобрали из выборки PIAAC участников, у которых на момент исследования был хотя бы год непрерывного стажа, — 3877 человек в возрасте от 16 до 65 лет с разным уровнем образования. Особенно учёных интересовало обучение респондентов на профильных и непрофильных курсах ― дистанционное и на рабочем месте, а также чтение и участие в консультировании, инструктаже коллег и совместном решении проблем.
Что помогает сотрудникам лучше решать задачи
Оказалось, что респонденты с более высоким уровнем образования (например, с учёной степенью) готовы работать с разными типами задач и быстро их решают. В то же время работники со средним образованием получили более низкие баллы по этому навыку.
При этом неформальное образование в виде организованных работодателем курсов или мероприятий такого же эффекта не дало. Даже если участник исследования неоднократно проходил обучение от работодателя, на баллах по навыку решения задач это никак не сказалось и на скорость его решений не повлияло.
Самый высокий уровень развития навыка показали:
- сотрудники, которые обучаются информально (например, у коллег и руководителей) на рабочем месте прямо в процессе выполнения задач;
- специалисты, которые в ходе работы сами участвуют в обучении, инструктаже, консультировании своих коллег или проводят презентации материалов;
- работники, которые ежедневно сталкиваются с простыми задачами, на решение которых уходит до пяти минут, — им, считают исследователи, помогает частая смена деятельности в рамках работы.
То есть, судя по результатам исследования, более эффективно на навык решения задач влияет обучение непосредственно в рабочем процессе, когда новые умения сразу применяются на практике.
Ранее в этом году исследователи ВШЭ проанализировали, насколько вообще взрослые россияне заинтересованы в дополнительном образовании. Так, за последние пять лет только 28,8% респондентов не обучались совсем, большинство же получало информальное образование, не связанное с работой (36,7%) или связанное (24,7%). А если посмотреть на результаты исследования компании GeekBrains, то работники считают самым эффективным способом допобучения полноценные программы повышения квалификации и онлайн-курсы (так ответили 64 и 55% респондентов соответственно).
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Кейс «Газпрома»: как вовлечь в обучение 40% своих сотрудников
(Спойлер: компания организовала розыгрыш обучения!)
В результате:
- оптимизированы расходы на обучение;
- сформирован кадровый резерв;
- усилен HR-бренд;
- ускорились рабочие процессы.