Скидки до 50% и курс по ИИ в подарок 2 дня 12 :27 :27 Выбрать курс
Корп. обучение EdTech
#статьи

Почему в России компании сами делают курсы для персонала, а за рубежом — покупают?

Купив готовые курсы, можно обучать сотрудников дешевле и быстрее, но в большинстве компаний предпочитают делать свои. Эксперты обсудили, почему.

Иллюстрация: freepik / Freepik / Sora AI / Дима Руденок для Skillbox Media

Исследование рынка корпоративного обучения в России, проводимое сообществом Digital Learning, из года в год показывает схожую картину: практически все компании (97% в 2025 году) самостоятельно производят курсы для своих сотрудников. Около 44% при этом также покупают или арендуют готовые курсы.

Лидера сообщества Павла Безяева удивляет этот результат — получается, что даже в период вынужденной экономии, когда бизнес сокращает бюджеты на обучение, даже небольшие компании держат в штате методические команды. Хотя гораздо экономичнее было бы не тратиться на разработку, а покупать готовые курсы у внешних провайдеров.

Почему же на российском рынке корпоративного обучения сложилась такая ситуация? Какие преимущества даёт компаниям покупка готового учебного контента и по каким причинам бизнес продолжает разрабатывать обучение своими силами? И каким образом на ситуацию влияет внедрение ИИ? Эти вопросы на онлайн-баттле «Готовые курсы vs разработка», организованном Digital Learning, с Павлом Безяевым, который выступил в роли модератора, обсудили:

  • Валерий Леонтьев — CEO «Лабмедиа», компании, которая и разрабатывает обучение на заказ, и продаёт готовые курсы;
  • Екатерина Заварина — эксперт по развитию авторских курсов «Лабмедиа»;
  • Иван Булавкин, — начальник центра дистанционных образовательных технологий ПАО «РЖД»;
  • Алексей Миляев — менеджер проектов по внедрению ИИ-решений в обучение ПАО «МегаФон».

Какие преимущества даёт покупка готовых курсов

У покупки готовых учебных курсов, как отметили спикеры, много преимуществ по сравнению с самостоятельной разработкой:

  • Экономия денег. Это, конечно, главный фактор. Покупка готового курса обходится компании гораздо дешевле разработки. Екатерина Заварина поделилась данными «Лабмедиа»: разработка уникального курса стоит для заказчиков компании около 400–700 тысяч рублей, тогда как готовый курс из каталога можно купить по цене от 50 тысяч рублей. То есть обучение обходится раз в десять дешевле.
  • Экономия времени. Разработка уникального курса занимает, как правило, несколько месяцев. А купив готовый курс, компания может начать обучение сотрудников сразу же после подписания договора и оплаты.
  • Универсальность. Купив готовый курс на универсальную тему (например, посвящённый развитию софт-скиллов или навыков работы в офисных программах), обучение можно без дополнительных затрат масштабировать на всю компанию. Правда, как заметили участники дискуссии, есть важные нюансы, из-за которых готовый контент оказывается не вполне универсальным (к этому тезису мы в статье ещё вернёмся подробнее).
  • Доступ к эксклюзивному экспертному контенту. Привлекать «звёздных» экспертов для разработки внутреннего курса слишком дорого, и для небольшого или среднего бизнеса этот вариант обычно недоступен. А в каталогах провайдеров готовых курсов можно найти контент от ведущих отечественных и зарубежных экспертов по приемлемой цене. Он, конечно, не будет эксклюзивным только для вашей компании — но так ли уж важен этот фактор?
  • Возможность системного развития сотрудников. По словам Екатерины Завариной, провайдеры обучения часто предлагают наборы связанных между собой курсов, благодаря которым можно выстраивать регулярное, системное обучение. Иван Булавкин назвал это замечательным вариантом использования готового учебного контента — когда из курсов по разным компетенциям и навыкам собирается полноценный каталог, а сотрудники (например, входящие в кадровый резерв) при помощи методиста составляют из них долгосрочную индивидуальную траекторию развития.
Фото: SeventyFour / iStock

Почему, несмотря на плюсы покупки внешних курсов, компании делают контент самостоятельно

Спикеры назвали несколько причин. И они, похоже, не меняются: об этих причинах Павел Безяев год назад говорил в интервью для Skillbox Media как о традиционных убеждениях в сфере L&D. А три года назад их уже обсуждали после очередного исследования ситуации в корпоративном обучении.

Причина 1


На рынке нет нужных курсов

По словам Алексея Миляева, когда обучение специфическое, направленное на развитие уникального набора ценностей компании либо тесно связанное с внутренними бизнес-процессами и продуктами, готовых решений на рынке просто не найдётся. Единственный вариант в этом случае — разрабатывать соответствующие курсы и программы внутри компании. Как поделился спикер, к этой категории относится 80% курсов для сотрудников «МегаФона».

Причина 2


Даже универсальный контент надо адаптировать под целевую аудиторию

С уникальными потребностями всё понятно. Но когда речь заходит об обучении софт-скиллам, то, казалось бы, вполне разумно покупать готовые курсы. Ведь темы универсальные: коммуникации, тайм-менеджмент или работа в команде.

То же самое относится к курсам по технике безопасности или навыкам работы в офисных программах — ведь сотрудники в самых разных индустриях и сферах деятельности учатся, по сути, одному и тому же. Что может быть проще — приобрести готовый контент и сразу его использовать?

Алексей Миляев утверждает, что на практике ситуация сложнее. Так, нужно учитывать, насколько для результатов обучения важны примеры и кейсы из реальной практики сотрудников. Те же сценарии командной работы будут сильно различаться, например, в командах офисных сотрудников, работников в общепите и на производстве. Без релевантных примеров учащимся может быть гораздо сложнее понять, о чём именно идёт речь, что им следует запомнить и как внедрить в свою работу. Поэтому, как поделился спикер, даже внутри компании бывает нужно адаптировать курс по софт-скиллам под разные сегменты аудитории, в зависимости от специфики профессионального контекста.

Кроме того, по словам Алексея Миляева, адаптировать приходится и стандартизированное обязательное обучение, такое как курсы пожарной безопасности: «Здесь есть свои нюансы. На рынке миллион видов огнетушителей, а у нас в офисе, например, есть четыре их разновидности. Естественно, хотелось бы обучить сотрудника пользоваться именно тем огнетушителем, который будет под рукой, если что-то загорится».

Причина 3


Непредсказуемость качества готового контента

К самостоятельной разработке курсов может подталкивать и неуверенность в качестве готового контента, который предлагают провайдеры. Чтобы убедиться, что обучение принесёт пользу, нужно верифицировать эксперта, участвовавшего в разработке курса, и проверить, выстроена ли программа методически правильно. Всё это тоже занимает время.

Фото: shironosov / iStock

Как поделился Иван Булавкин, в РЖД действует методическая комиссия — она тщательно, в несколько этапов, проверяет весь учебный контент, полученный от внешних экспертов и компаний-провайдеров. И бывали случаи, когда «эксперт» присылал некачественные материалы, а потом выяснялось, что контент за него писали копирайтеры.

При этом даже исправить малейшую ошибку или неточность в готовом курсе своими силами не так-то просто, потому что провайдеры обычно предлагают курсы без исходников. Приходится обращаться в поддержку провайдера и ждать порой до двух недель, когда ошибку исправят и пришлют новый файл. По словам Ивана, он хотел бы, чтобы провайдеры продавали пакеты курсов вместе с исходными файлами, которые можно было бы самостоятельно редактировать.

Причина 4


Сотрудники больше доверяют своим внутренним экспертам, чем внешним

Помимо качества контента, есть ещё один показатель, по мнению Алексея Миляева, не менее значимый — уровень доверия сотрудников эксперту курса.

Без доверия, считает спикер, люди просто не захотят учиться. И по его опыту, сотрудников гораздо больше привлекает участие в программе не какого-либо эксперта со стороны, а известного им опытного коллеги или руководителя, который прошёл в компании большой путь «с низов».

Причина 5


Потребность развивать компетенции внутренней команды L&D

Ещё одна причина выбирать внутреннюю разработку обучения вместо покупки готового контента — развитие навыков собственной команды L&D.

«Это вопрос стратегический или даже ценностный. Мы, например, хотим развивать внутреннюю разработку и экспертность нашей команды обучения. И в том числе поэтому выбираем самостоятельное создание учебного контента, так как команда развивается через задачи. Сама делает — и сама учится делать ещё быстрее и качественнее», — пояснил Алексей Миляев.

Правда, как заметил Павел Безяев, топ-менеджеры бизнеса могут смотреть на это совсем иначе, чем, например, руководитель L&D-подразделения. В ситуации, когда нужно сократить расходы, бизнес нередко избавляется в первую очередь как раз от внутреннего отдела обучения. «Бизнес-консультанты часто предлагают такое решение — зачем держать в штате 20 человек, которые и нужны не каждый день, когда можно передать задачи обучения на аутсорс», — поясняет Павел.

Валерий Леонтьев также отметил, что полностью полагаться лишь на внутренних специалистов по обучению рискованно. Если методист, отвечавший за разработку какого-либо важного курса, решит уволиться, компания может лишиться исходников. Курс невозможно будет поддерживать в актуальном состоянии, а новому методисту придётся начинать с нуля. Даже если увольняющийся методист оставит компании все свои наработки с пояснениями и инструкциями, по мнению Валерия, это вряд ли поможет — новому специалисту, вероятно, проще будет начать заново, чем разбираться в том, что есть. При покупке готового курса, считает спикер, этот риск снижается: «Конечно, фирмы могут закрываться, но это обычно происходит реже, чем сотрудники переходят из организации в организацию».

Почему в России внутренняя разработка курсов популярнее, чем за рубежом

Мотивы для разработки собственных курсов всё же не вполне объясняют, почему этим занимаются практически все российские компании. В западных странах, таких как США, по словам спикеров, ситуация совершенно обратная — самостоятельная разработка учебного контента занимает лишь небольшую долю корпоративного обучения, тогда как рынок готовых курсов очень развит. Хотя там вроде бы должны действовать те же аргументы за создание собственных курсов, что и у нас.

Как заметил Валерий Леонтьев, «бизнесу без разницы, откуда взялся этот контент и каким образом получатся обученные сотрудники, которые применяют новые навыки в работе» — то есть корпоративное обучение должно в первую очередь эффективно решать задачи бизнеса. Значит ли это, что самостоятельная разработка учебного контента для российского бизнеса обычно эффективнее, чем покупка готовых курсов, даже несмотря на экономию денег и времени во втором варианте?

Алексей Миляев предложил два объяснения сложившейся ситуации. Первое — «исторически так сложилось». То есть в одних странах изначально покупали много готового учебного контента, и благодаря спросу развилось предложение, появилась конкуренция между провайдерами, выбор увеличился, а цены снизились — и это, в свою очередь, опять же повысило спрос. В других странах, таких как Россия, наоборот, изначально чаще разрабатывали обучение самостоятельно, благодаря чему развили опыт в этой области. И чем больше компании разрабатывают курсы своими силами, тем лучше и быстрее это у них получается — и тем меньше смысла покупать готовый контент.

Второе объяснение — экономическое. Цены на внешние готовые курсы по софт-скиллам в России и на Западе плюс-минус на одном уровне, а вот внутренняя разработка курсов в России стоит гораздо дешевле, чем на Западе. Проще говоря, компании пока могут себе её позволить (хотя покупать готовые курсы, возможно, было бы дешевле). Почему так происходит? Алексей объясняет это большой разницей в зарплатах методистов и педдизайнеров: в России средняя зарплата такого специалиста составляет около 100 000 рублей (1200 долларов), а в США — приближается к 7000 долларов. Получается, американской компании разработка курсов силами штатных методистов обходится раз в шесть раз дороже, чем компании в России. Так что в каком-то смысле возможность российских компаний делать внутренний учебный контент обеспечена неодооценённостью труда методистов.

Иван Булавкин предложил ещё два объяснения. Во-первых, западный бизнес существует в среде давно устоявшихся норм и практик, а российский бизнес — явление относительно новое. По оценке Ивана, если воспользоваться моделью Такмана, описывающей динамику развития команд, то бизнес в России находится на этапе нормализации, или нормирования, когда правила и нормы взаимодействия только устанавливаются. Поэтому и получается, что каждая компания, по сути, изобретает собственные бизнес- и HR-процессы, формирует регламенты, стандарты и прочее, что, конечно, отражается на обучении сотрудников и не позволяет полностью положиться на «универсальный» учебный контент.

Кроме того, как заметил Иван Булавкин, российский бизнес существует в очень изменчивой среде. Те же обязательные курсы по технике безопасности и охране труда приходится пересматривать и обновлять ежегодно, в соответствии с изменениями в законодательстве. Похожая ситуация, по словам спикера, и с другими видами обучения: «Сегодня, разрабатывая программы, нам нужно делать упор на это, а завтра — на то. Ситуация изменилась, и надо, скажем, забыть про клиентоориентированность и делать курсы с фокусом на производительность труда, или на инновации, или на экономию. Штормит сильно».

Фото: GaudiLab / iStock

Как руководитель отдела обучения, отмечает Иван, он был бы не против полностью отказаться от разработки курсов и взять в штат специалиста по закупкам, который подбирал бы готовые учебные решения. Но это невозможно в ситуации, когда задача отдела обучения не столько в том, чтобы помогать сотрудникам развиваться, сколько в том, чтобы помогать компании справиться с очередным кризисом.

Как можно сделать разработку курсов эффективнее

Валерий Леонтьев предложил вариант, при котором в рамках одного курса можно использовать как самостоятельные разработки, так и готовые решения, чтобы снизить затраты и ускорить процессы. Например, нужно разработать программу адаптации для новых сотрудников офиса в виде онлайн-курса. Курс состоит из разных тематических модулей, и T& D-специалист определяет, какие модули непременно нужно разрабатывать самостоятельно, а для каких подойдёт готовый контент.

К первой категории относятся материалы, посвящённые культуре и ценностям компании, специфическим бизнес-процессам и продукту, внутренним регламентам. Вторая категория будет содержать модули по технике безопасности, софт-скиллам, работе с распространённым ПО и так далее — то есть всё, для чего не обязательно участие внутренних экспертов. Этот контент можно купить у провайдеров, «допилив» при необходимости.

Как на разработку курсов влияет внедрение генеративного ИИ

Как показало исследование Digital Learning, доля компаний, которые системно внедряют ИИ-инструменты в разработку курсов для сотрудников, за прошедший год выросла с 3,1 до 13,5%.

Алексей Миляев и Иван Булавкин рассказали, что внедрение ИИ сказывается на формировании методических команд: если, например, раньше в отделе обучения работали четыре методиста, то теперь с созданием курсов для сотрудников может справиться один методист, использующий нейросети.

По словам Алексея Миляева, ИИ-инструменты помогают экономить время на выполнении чисто технических задач: сгенерировать изображение, помочь внедрить какие-либо нестандартные механики. Например, если в курс нужно добавить возможность перетаскивать элементы на экране, раньше Алексею приходилось полдня писать соответствующий код, а теперь его можно за считаные минуты сгенерировать с помощью ИИ. Валерий Леонтьев поделился похожими наблюдениями, добавив, что другие аспекты разработки курсов, такие как методические задачи, контроль качества, а также коммуникацию между заказчиком и исполнителем, нейросеть никак не оптимизирует — а также совсем не умеет шутить.

Многие методисты, как рассказал Алексей Миляев, пользуются не универсальными ИИ-чат-ботами вроде ChatGPT, а специальными инструментами на их основе, предназначенными для генерации курсов. Такие ИИ-помощники уже предлагают сгенерировать курс полностью, и хотя пока их результаты никуда не годятся, Алексей считает, что «мы в шаге от того, чтобы ИИ научился создавать курсы „на троечку“» (заметим, правда, что такие кейсы уже были). И здесь, по его словам, возникнет вопрос: что лучше — среднего качества курс от ИИ, при этом адаптированный под конкретные задачи компании, под целевую аудиторию и контекст, или качественный курс, «вручную» сделанный методистом, но без учёта всех этих особенностей.

В идеальной ситуации, считает Алексей, провайдеры станут предлагать качественные по содержанию и методически грамотные курсы, которые с помощью ИИ можно будет адаптировать под запросы клиента.



Партнёрский материал

Любые школы и учебные центры могут зарабатывать на 30% больше. Узнайте, как

Реклама. ООО «Мой класс». ИНН: 6670530460. Erid: 2VtzqvsQMhW

Кейс «Гринатома»

Как привлекать молодёжь и как развивать её в компании

  • ❔ Как мотивировать руководителей на работу с джунами
  • ❔ Как за 1,5 года сделать из стажёра ценного сотрудника
Смотреть кейс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована