Скидки до 60% и 3 курса в подарок 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Корп. обучение Образование
#статьи

Как создавать онлайн-курсы с помощью нейросетей: реальные кейсы

Представители разных компаний рассказали, как используют ИИ в разработке курсов для заказчиков и для внутреннего обучения сотрудников.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Как показало свежее исследование рынка корпоративного обучения, проведённое сообществом Digital Learning, за последний год доля компаний, использующих ИИ-инструменты в разработке учебного контента, выросла с 3 до 13,5%. В их числе — страховая компания «СОГАЗ-Мед», учебный центр которой как раз год назад начал внедрять нейросети в полный цикл разработки онлайн-курсов для сотрудников.

И есть компании, которые применяют ИИ-технологии для создания образовательных продуктов на заказ — среди них Академия управления WINbd, которая активно экспериментирует с такими новинками, как цифровые спикеры.

В этой статье мы собрали интересные кейсы, о которых на разных онлайн-мероприятиях рассказывали представители этих компаний.

Автоматизация создания визуального контента и внедрение цифровых аватаров

24 июня Академия управления WINbd и сообщество Digital Learning провели вебинар «Подготовка к новой реальности: ИИ vs L&D». На нём руководитель центра компетенций по ИИ и нейросетям WINbd Данила Драпеза рассказал, как в компании используют генеративные нейросети для разработки образовательных программ на заказ.

В первую очередь — это автоматизация задач, связанных с подготовкой учебного контента, которые методисты раньше выполняли «вручную»:

  • Обработка большого объёма данных. Например, ИИ анализирует загруженные анкеты с обратной связью участников программы, формулируя общие выводы и рекомендации, что стоит улучшить.
  • Обработка текста. В ChatGPT загружается презентация для курса, и нейросеть на её основе составляет глоссарий с ключевыми терминами и их определениями. Также ИИ помогает быстро адаптировать контент, разработанный для одной целевой аудитории, для другой целевой аудитории. Например, если эксперту нужно подготовить презентацию для выступления перед школьниками, нейросеть отредактирует учебные материалы, изначально разработанные для специалистов, сделав стиль изложения более неформальным и упростив сложное.
  • Разработка лендингов по шаблону. Как рассказал спикер, компания участвует в федеральном проекте «Активные меры содействия занятости», и в его рамках регулярно запускает образовательные программы, для которых нужны типовые посадочные страницы. Чтобы сэкономить время, специалисты WINbd подготовили шаблон со структурой лендинга, который загружается в ChatGPT вместе с информацией о новой программе — и нейросеть структурирует данные по образцу.

Но, пожалуй, интереснее всего кейсы использования ИИ, которые сам Данила Драпеза назвал экспериментальными.

ИИ-визуализация в 2022 году и в 2025-м

Ещё в 2022 году WINbd запустила бесплатный онлайн-курс о построении карьеры в XXI веке, полностью сгенерированный нейросетями. ChatGPT предложил темы для модулей и создал тексты (при этом контент всё равно проверяли эксперты), а другие LLM сгенерировали иллюстрации для курса и даже цифровых спикеров, которые озвучили уроки.

Скриншот: «Академия управления WINbd» / Rutube

Опросы слушателей курса показали, что подавляющему большинству контент был интересен, но по поводу того, насколько цифровые спикеры смогли вовлечь в курс, мнения разделились.

Как заметил Данила Драпеза, с тех пор LLM шагнули очень далеко. И если в 2022 году виртуальные спикеры были «довольно деревянными», да и генерация статичных изображений была не очень качественной, то сейчас это совсем не так. В качестве примера он показал актуальный курс на тему проектного управления, разработанный для Cеченовского университета. В его подготовке участвовали два методиста и один предметный эксперт, преподавателей к записи видеолекций вообще не привлекали.

Скриншот: «Академия управления WINbd» / Rutube

С помощью ChatGPT материалы, полученные от эксперта, адаптировали таким образом, чтобы они были понятны всем слушателям. Визуализацию (карту курса в фирменном стиле и цветах вуза) сгенерировала Midjourney. Ко всем материалам добавили аудиоверсию в озвучке робота, а также видео с виртуальной «говорящей головой», чтобы участники обучения могли выбрать тот формат, который им ближе. По словам спикера, кейс оказался успешным — курс достиг высоких показателей доходимости.

Цифровой аватар реального человека

Оригинальный подход WINbd применила в проекте для школы Sequoia, которая занимается бизнес-обучением в сфере туризма. Для неё создали образовательный блог с материалами на тему использования ИИ в бизнесе. Предметным экспертом выступил сам Данила Драпеза. Он транскрибировал свои лекции по этой теме и таким образом собрал базу текстовых материалов. Затем основательницу школы Дарью Лосеву сняли на видео и на основе её голоса и внешности сделали цифровой аватар. Этот аватар наложили на текстовые материалы, и получились реалистичные видеолекции, которые будто бы читает настоящий живой спикер.

Позже для Sequoia создали и более «мультяшный» аватар Дарьи, чтобы школа использовала его в коротких видео для соцсетей.

Данила упомянул ещё об одном похожем кейсе. Крупная компания с десятком тысяч сотрудников заказала у WINbd цифровой аватар своего генерального директора — правда, не для записи видеолекций, а чтобы виртуальный директор лично приветствовал каждого сотрудника в корпоративном мессенджере, рассказывая о важных новостях компании.

Создание реалистичных персонажей

Данила Драпеза рассказал и о случаях, когда оцифровать реального человека для создания аватара оказывается невозможным по тем или иным причинам. Тогда на помощь приходят вымышленные — точнее, полностью виртуально сгенерированные — персонажи.

Так, для одной крупной компании WINbd сгенерировала портреты несуществующих людей, а также несколько вариантов голосов, мужских и женских. Те портреты и голоса, которые утвердили топ-менеджеры компании, стали персонажами, которых с тех пор используют для записи внутренних видеокурсов и озвучки материалов в базе знаний, а также в маркетинговых целях.

Актуальные возможности ИИ, по словам спикера, значительно облегчают жизнь специалистам, экономят время и деньги компании. Виртуальный преподаватель не заболеет и не перенесёт съёмку, а для создания новых видеолекций не нужно каждый раз арендовать студию и записывать десятки дублей, которые потом придётся часами монтировать. Это очень выручает в случаях, когда учебный контент нужно часто обновлять.

Кроме того, когда WINbd стала внедрять ИИ в процессы разработки, компания перестала сотрудничать с дизайнерским агентством, которому раньше заказывало визуальные материалы. Теперь весь визуал готовит внутренний отдел контента при помощи нейросетей, и это значительно сократило сроки выполнения задач.

Однако, как замечает Данила Драпеза, «нейросеть — это лишь цифровая лопата, которая помогает человеку копать глубже», и любой сгенерированный контент, будь то текст, изображения, аудио или видео, всегда должен тщательно проверять специалист.

ИИ в полном цикле разработки обучения для сотрудников

25 и 26 июня состоялась конференция HYPER / DIR-2025, главной темой которой стал, конечно же, искусственный интеллект и его внедрение в обучение. На конференции бизнес-тренер и методист АО «СОГАЗ-Мед» Наталья Кубрак рассказала, как она и её коллеги применяют ИИ в разработке онлайн-курсов.

В корпоративном учебном центре, как рассказала Наталья, работает шесть специалистов. Всего в компании 4500 сотрудников, и для них учебный центр проектирует самые разные курсы — по техническим и универсальным навыкам, по охране труда, для подготовки кадрового резерва. И если обязательные курсы демонстрируют высокий процент доходимости, то в обучение по желанию сотрудники обычно не очень вовлечены и редко проявляют образовательную инициативу. Благодаря ИИ-инструментам удалось привлекать на необязательные курсы больше слушателей.

К нейросетям Наталья Кубрак и её коллеги обращаются для решения самых разных задач в разработке курса.

Подготовка стратегии обучения

Нейросеть составляет портрет целевой аудитории курса (например, по командной работе), описывает целевые навыки и компетенции, называет типичные проблемы бизнеса, в решении которых поможет курс, анализирует аналогичные курсы и актуальные тренды онлайн-обучения, рекомендует подходящие форматы подачи контента.

Разработка идеи сценария

Когда Наталья придумывала идею для курса по командной работе, ей встретилась иллюстрация с древнегреческими богами, и она решила, что было бы интересно соединить образы Зевса, Афины, Ареса и прочих обитателей Олимпа с типологией командных ролей Белбина. В этой задаче помог ChatGPT — он сгенерировал сценарий, состоящий из модулей и уроков, описал персонажей, предложил тематические кейсы и задания для учащихся.

Скриншот: канал «Директ-Академии» в «VK Видео»

Нейросеть оказалась полезна и в том случае, когда идею нужно «докрутить». Для этого Наталья поделилась полезным лайфхаком — чтобы улучшить результат, стоит упомянуть в промпте ту или иную креативную технику, которую вы считаете подходящей для задачи. Промпт может выглядеть таким образом: «Мне нужна помощь в мозговом штурме. Я хочу продумать детали этого курса, развить сторителлинг на тему взаимодействия богов. Какую можно внедрить геймификацию: ачивки, пасхалки или что-то другое? Какие виды практических заданий должны быть, чтобы развить компетенции взрослых слушателей в области командного взаимодействия? Помоги мне докрутить идею. Используй технику SCAMPER».

Спикер рекомендует пробовать самые разные креативные техники, чтобы получить желаемый результат — например, «Пять „почему“», «Шесть шляп мышления», метод фокальных объектов, латеральное мышление, Jobs to Be Done и многие другие. Интересным Наталье Кубрак показался метод экспертной панели в исполнении ChatGPT: бота можно попросить выступить в роли маркетолога, методолога, креативного директора, предметного эксперта или кого-то ещё, и нейросеть сформулирует идеи или замечания с соответствующей позиции.

Разработка курса

Когда идея оформилась, нейросеть помогает методической команде «СОГАЗ-Меда» на разных этапах разработки самого курса, например:

  • составить программу курса в виде таблицы;
  • создать план слайдовой презентации на основе сценария курса;
  • сгенерировать текст для слайдов и идеи для иллюстраций;
  • составить кейсы для учащихся, тестовые вопросы;
  • разработать визуальные материалы;
  • составить чек-лист для разработки контента, чтобы ничего не забыть и не упустить.

Спикер советует давать нейросети как можно больше конкретных вводных и, как и в случае с креативными техниками, указывать желаемую методологию выполнения той или иной задачи. Например, перед тем как запрашивать у ChatGPT сценарий модуля, полезно загрузить в него статью про цикл Колба и в промпте указать, что результат должен основываться именно на этой модели.

Также Наталья Кубрак отметила, что если тестовые вопросы, предполагающие выбор ответа, нейросеть генерирует весьма неплохо, то практические задания у них в команде всё ещё проектирует методист. ИИ может подкинуть методисту идеи для таких заданий, но пока не способен самостоятельно выстроить их так, чтобы они позволяли эффективно отрабатывать нужные навыки и при этом были реализуемы в рамках курса, а также соответствовали техническим возможностям LMS.

В любом случае, как подчёркивает спикер, весь контент, сгенерированный нейросетью, нужно внимательно оценивать и «просеивать», чтобы взять что-то полезное для конкретной целевой аудитории и для решения образовательной задачи, а потом собрать воедино. В конструкторе курс собирают тоже вручную.

Продвижение курса среди целевой аудитории

С помощью нейросети можно сгенерировать разные удачные варианты названия курса, слогана и аннотации для его продвижения среди сотрудников, а также тексты писем для рассылки с приглашением на обучение.

Как показал опыт учебного центра, сотрудникам «СОГАЗ-Меда» понравился ИИ-сторителлинг в промоматериалах курса. Так, чтобы сгенерировать анонс курса по многозадачности, Наталья составила такой промпт:

«Представь, что ты опытный маркетолог. Тебе нужно придумать анонс курса по теме „Многозадачность в работе сотрудника страховой компании“. В самом курсе три модуля: „Планирование“, „Организация медиапространства“, „Антистресс“. Также есть практические задания и игры, итоговый тест. Сам анонс должен быть написан в неформальном стиле и иметь примерную структуру:

  • что за курс;
  • для кого курс;
  • как устроен курс;
  • история-притча на тему многозадачности;
  • цитата великого на тему многозадачности;
  • история успеха — мотиватор;
  • как обучаться на курсе;
  • чему научатся на курсе».

ChatGPT сгенерировал историю про стеклодува, который разрывается между важными заказами, но в итоге достигает успеха, когда перестаёт суетиться и начинает грамотно планировать. История понравилась сотрудникам, и в дальнейшем использование сторителлинга в анонсах стало привлекать на необязательные курсы больше слушателей, чем раньше.

Правда, Наталья Кубрак замечает, что все истории, сгенерированные нейросетью, похожи одна на другую, в них часто встречаются одни и те же сюжетные элементы и одни и те же фразы. Так что действительно впечатляющей креативности от нейросетей пока ждать не стоит.

Сбор обратной связи

ChatGPT помогает учебному центру «СОГАЗ-Меда» собирать обратную связь по итогам прохождения курсов. Слушатели заполняют анкеты, и самая информативная часть этих анкет, дающая полезные инсайты, — это открытые вопросы. Нейросеть может сгенерировать варианты таких вопросов, побуждающих к рефлексии и честному отзыву.

Если курс проходят сотни человек, то их ответы на открытые вопросы можно потом тоже загрузить в ChatGPT для анализа, запросив у нейросети общие выводы. Однако Наталья заметила, что нейросеть неудовлетворительно считывает эмоциональную составляющую в отзывах и склонна усреднять оценки. Например, если среди 500 хороших и нейтральных отзывов найдётся один резко отрицательный, то это может быть важным сигналом, указывающим на какой-то недочёт в контенте курса, в процессе обучения или поддержки учащихся. Но нейросеть не обратит на этот отзыв внимания, оценив его наравне с остальными.

К каким выводам пришёл учебный центр через год работы с ИИ

По словам Натальи Кубрак, возможности даже бесплатной версии ChatGPT очень широкие, и результат зависит от того, как сформулировать запрос и какую вводную информацию дать нейросети — с учётом информационной безопасности, так как речь идёт о корпоративном контексте. При этом собственно проектирование обучения, ведущего к поставленной цели, — всё ещё «ручная» задача методиста.

Также, по словам спикера, остаётся несколько нерешённых вопросов. Например, кто по праву считается автором сгенерированного контента, чья эта интеллектуальная собственность? И как учащиеся сотрудники будут относиться к курсам, когда поймут, что контент разработан с помощью нейросети? Наталья честно призналась, что сама она не хотела бы учиться на курсе, полностью сгенерированном ИИ.

Важным вопросом спикер также считает, насколько можно доверять аналитике ИИ. По оценке Натальи Кубрак, можно использовать нейросети для анализа тех же отзывов сотрудников, обязательно проверяя выводы самостоятельно. А вот принимать на основе ИИ-аналитики какие-то серьёзные бизнес-решения точно не стоит.

Как вовлечь в обучение 40% своих сотрудников?

А ещё:

  • оптимизировать расходы на обучение;
  • сформировать внутренний кадровый резерв;
  • усилить HR-бренд и ускорить рабочие процессы.

Нестандартный кейс «Газпромбанка» по мотивации и вовлечению. Механика, цифры и подробности — в бесплатном гайде.

Скачать кейс



Кейс «Гринатома»

Как привлекать молодёжь и как развивать её в компании

  • ❔ Как закрывать стажёрами 500 вакансий в год
  • ❔ Как мотивировать руководителей на работу с джунами
  • ❔ Как за 1,5 года сделать из стажёра ценного сотрудника
Смотреть кейс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована