У 48% организаций в России нет программы онбординга — такие данные приводят в совместном исследовании сервис для поиска работы и сотрудников «Работа.ру» и сервис автоматизации подбора и обработки резюме «СберПодбор». Участие в нём приняли 350 компаний из всех регионов России.
Почему онбординг оказался не популярен
Исследователи выяснили, что мешает российским компаниям внедрить программу адаптации новых сотрудников. Оказалось, что у большей части (44%) просто нет времени и денег на её разработку, а 17% не знают, как именно её создавать.
Почти треть опрошенных не видят в онбординге ценности. Ещё часть респондентов считают, что их новым специалистам вообще не нужно ничего объяснять, — они принимают только опытных людей. Похоже, что для части работодателей до сих пор не очевидно, что адаптация на самом деле нужна абсолютно всем новым сотрудникам независимо от их опыта — именно она помогает быстро войти в курс дела и сориентироваться в рабочих особенностях, принятых в конкретной компании.
Большая часть опрошенных уверены, что сотрудникам на первых порах должны помогать начальник и коллеги. Лишь 23% уверены, что это задача команды HR, а ещё 3% считают, что новички справятся с адаптацией своими силами.
При этом данные другого опроса, проведённого сервисом SuperJob зимой 2023 года, показывают, что у россиян в среднем на адаптацию к новым условиям работы уходит около двух месяцев. Быстрее всего к этому привыкают рабочие или охранники, а вот высококвалифицированные специалисты, наоборот, медленнее встраиваются в новую среду — дольше всего адаптируются программисты, аналитики, HR-менеджеры и врачи.
В чём видят преимущества онбординга
Основная доля респондентов (52%) поделилась, что программы адаптации в их компаниях всё же есть:
- 80% внедривших онбординг уверены, что он полезен сотрудникам;
- 20% считают удачной саму идею, но признаются, что пока онбординг в их организациях не работает так, как нужно.
Исследователи также выяснили, о чём важно рассказать на этапе адаптации. На первом месте (67%) оказались внутренние правила работы, такие как правила общения и планирование. На втором (55%) — информация по задачам и планам работы, а на третьем (42%) — регламенты и инструкции. Проще говоря, в большинстве российских компаний онбординг означает не столько непосредственную адаптацию, сколько погружение в организацию работы.
А базовую информацию о принципах работы в компании включают в программу адаптации реже. Так, только четверть респондентов считают важным донести до новичков принципы корпоративной культуры, ещё 20% — цель компании.
Насчёт организации знакомства новичков с коллегами мнения разделились:
- 22% считают первоочередным знакомство с коллегами;
- 18% уверены, что в первую очередь знакомить нужно только с членами команды и наставником;
- 13% убеждены, что прежде всего сотрудников требуется познакомить с некоторыми основными коллегами.
То есть в целом респонденты не видят острой необходимости в том, чтобы выстраивать коммуникацию новых сотрудников. Впрочем, в крупных компаниях это становится почти обязательной частью опыта адаптации — там для комфортного перехода назначают бадди, наставников и менторов для новичков.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Кейс «Газпрома»: как вовлечь в обучение 40% своих сотрудников
(Спойлер: компания организовала розыгрыш обучения!)
В результате:
- оптимизированы расходы на обучение;
- сформирован кадровый резерв;
- усилен HR-бренд;
- ускорились рабочие процессы.