«СберУниверситет» провёл исследование команд обучения и развития сотрудников российских компаний (L&D), чтобы понять их рабочие процессы и проблемы, которые возникают в работе.
В основу работы легли обсуждения с представителями 56 компаний. Это 20 глубинных интервью и обработка 36 консультационных запросов, с которыми разработчики корпоративного обучения обращались к методологам «СберУниверситета» в проекте «Открытая линия».
Среди респондентов — представители HR- и L&D-отделов компаний различного масштаба и из разных отраслей бизнеса. Интервью длились от одного часа до двух. Беседа была построена на основе структурированного опросника. Сообщается, что больше всего участников представляли секторы банковских услуг, промышленности, образования, IT, торговли, аудиторских и консультационных услуг, а также госструктуры.
Какие проблемы выявило исследование
В ходе исследования авторы выделили четыре ключевых элемента управления обучением и развитием — это стратегия, процесс, ресурсы и технологии. Для последовательного развития организации они должны быть сбалансированы. В интервью представители команд назвали основные проблемы каждого элемента.
Проблемы стратегии: бизнес-цели и заказчики
- Бизнес-заказчики не воспринимают L&D-специалистов как стратегических партнёров, способных внести значимый вклад в достижение бизнес-целей.
- В компании отсутствует стратегия обучения, и в итоге L&D-специалисты просто реагируют на текущие задачи (фрагментированный подход).
- L&D-специалистам не хватает знаний в оценке эффективности программ, не замеряется, как обучение может повлиять на конкретные бизнес-метрики.
Процесс: разработка и проведение обучения
- Обучение проводится без ориентации на пользу для людей, а просто чтобы его провести, поэтому без учёта современных возможностей и тенденций (и у L&D-специалистов нет насмотренности в отношении действительно эффективных учебных продуктов).
- Образовательный контент от подрядчиков трудно адаптировать под специфику компании (подрядчики заинтересованы в том, чтобы продавать всем универсальные продукты, а в компаниях считают, что такие им не подходят).
- Не выстроен процесс разработки обучения с внутренними экспертами.
Ресурсы: бюджет и L&D-команда
- Трудно обосновать необходимые ресурсы перед заказчиком.
- Специалистам не хватает креативного подхода и развития навыков, они предлагают однотипные решения.
Технологии: внедрение ИИ
- ИИ медленно внедряется, потому что сотрудники не воспринимают его как помощника, а вместо этого боятся, что он их заменит.
Как предлагается решать сложные задачи
По итогам исследования авторы сформулировали несколько открытых вопросов, чтобы стимулировать L&D-специалистов проанализировать свою работу и преодолеть эти проблемы:
- Команду нужно развивать, чтобы она справлялась со сложными и нестандартными запросами, но это временно повлияет на производительность. Как сочетать инвестиции в развитие и запланированный результат?
- Что выгоднее: специалист как универсальный игрок, способный решать разноплановые задачи, или эксперт, который может решать сложные запросы?
- Что важнее: делать обучение более развлекательным, чтобы сотрудники делились положительными впечатлениями, или предлагать программы, требующие усилий и вовлеченности ради изменений в навыках?
По итогам исследования авторы заметили существование «замкнутых кругов», из которых нужно вырваться, чтобы преодолеть обозначенные проблемы. Например:
- поскольку нет регламента разработки обучения, сдвигаются сроки и возникают проблемы, на которые уходят дополнительные ресурсы, — это влечёт длительную перегрузку, и, в свою очередь, из-за того, что не хватает времени на инвестиции в процессы, разработка регламента снова откладывается;
- у сотрудников низкая вовлечённость в обучение — поэтому программы обучения не адаптируются под реальные потребности, но в неадаптированных программах сотрудники не видят ценности и продолжают избегать участия в обучении, и в итоге вовлечённость остаётся низкой.
Ранее о том, что происходит в российском корпоративном обучении, и о том, как сегодня учатся L&D-специалисты, рассказал в интервью для Skillbox Media основатель сообщества Digital Learning и организатор одноимённой премии Павел Безяев.
Отметим, что похожие проблемы аналитики выделяют в сфере корпоративного обучения и за рубежом, например:
- L&D-специалисты не умеют применять те метрики, которые важны бизнесу, чтобы показать свою ценность, поэтому их не воспринимают как партнёров;
- сфера корпоративного обучения очень неповоротлива в смысле внедрения новых технологий и форматов, поэтому даже за десять лет в ней мало что изменилось.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Как за три года изменилось российское корпоративное обучение и что ему важно в 2024-м
- Что изменит генеративный ИИ в навыках и обучении IT-персонала
- Что происходит с корпоративным обучением в 2024-м и что ждёт его дальше: отчёт LinkedIn
- Как стать успешной командой обучения и развития в 2024 году: инсайты британских аналитиков
Зачем разыгрывать корпоративное обучение?
Кейс «Газпромбанка»
Нестандартная механика, которая помогает:
- обучать 1500 человек ежегодно;
- повышать вовлечённость;
- оптимизировать расходы на обучение.
Дарим кейс с механикой и подробностями.
Скачать бесплатно