6 наблюдений из исследования о состоянии корпоративного обучения в России
Ключевые выводы из результатов опроса, в котором участвовали представители 200 российских компаний из разных индустрий.


Фото: Miljan Živković / iStock
Недавно были опубликованы результаты нового исследования трендов корпоративного обучения «Трансформация функции обучения и развития в новых реалиях», которое провела «Академия бизнеса Б1» совместно с журналом об управлении персоналом «Штат», рейтинговым агентством «Эксперт РА» и платформой по поиску работы и подбору персонала HeadHunter.
В опросе приняли участие 204 представителя компаний из разных отраслей экономики и с разной численностью персонала:
- до 100 человек — 18%;
- 101–500 человек — 27%;
- 501–1000 человек — 16%;
- больше 1000 человек — 39%.
Нас заинтересовало несколько ключевых наблюдений из этого исследования.
Наблюдение 1
Объёмы обучения сотрудников растут, но умеренно
Большинство респондентов (38%) ответили, что в 2024 году обучение прошли все или почти все сотрудники их компании — не менее 81%. А в 20% компаний за указанный год училась большая часть персонала — от 61 до 80%.

Инфографика: Skillbox Media
В сравнении с данными 2023 года объём обучения в 2024-м в большинстве компаний (44%) вырос, хотя чаще всего ненамного — не более чем на 20%. Ещё 33% опрошенных компаний в 2024 году сократили объём обучения, но по большей части тоже незначительно. В 23% компаний этот показатель никак не изменился.
Что касается объёма обучения в 2025 году, то, по прогнозам 52% респондентов, он вырастет в сравнении с прошлым годом. Почти треть опрошенных ответила, что в их компаниях объёмы обучения снизятся, а ещё 16% сказали, что они останутся на том же уровне.

Инфографика: Skillbox Media
По словам Елены Жанаховой, управляющего директора по рейтингам устойчивого развития в «Эксперт РА», 2024 год стал для компаний «периодом экспериментов с новыми подходами», что отразилось в разнонаправленных стратегиях в области обучения. Но, как заметила партнёр «Б1» и руководитель «Академии бизнеса Б1» Татьяна Суслова, доля работодателей, радикально сокративших или увеличивших объём обучения (более чем на 40%), остаётся незначительной.
Похожую ситуацию, судя по всему, покажут итоги 2025 года: по прогнозам половины опрошенных респондентов, объём обучения возрастёт, но треть компаний продолжает сокращать программы развития кадров. Ожидаемые изменения в том или ином направлении чаще всего тоже умеренные — в пределах 40%.
Наблюдение 2
Подходы к бюджетам на обучение неоднородны и различаются по отраслям
Подходы к инвестициям в развитие персонала в 2024 году, согласно опросу, оказались полярными. Так, 42% работодателей увеличили бюджеты на обучение в сравнении с 2023 годом, тогда как 39% их снизили.
По словам Татьяны Сусловой, динамика бюджетов сильно различается по отраслям: расходы на обучение сократила значительная доля компаний (40–60%) из IT-сектора, промышленности и сельского хозяйства. Сокращение инвестиций в развитие сотрудников также отмечается в автомобильной отрасли, профессиональных услугах, телекоммуникациях и строительстве. В то же время здравоохранение и фармацевтическая промышленность, нефтегазовая отрасль и энергетика, горнодобывающая отрасль и розничная торговля чаще всего увеличивали бюджеты на обучение сотрудников.
В 2025 году 35% компаний продолжают сокращать инвестиции в развитие кадров, тогда как 49% их увеличивают. Эти прогнозы, по мнению Татьяны Сусловой, отражают «сдержанный оптимизм» — часть компаний после периода экономии начинает снова проявлять интерес к обучению.

Инфографика: Skillbox Media
Наблюдение 3
Самая востребованная тема обучения — ИИ, но курсов по ней не хватает
В 2024 году топ самых востребованных тем обучения выглядел так:
- личная эффективность (36%);
- продажи и переговоры, искусственный интеллект (по 27%);
- анализ информации и принятие решений, лидерство в условиях неопределённости, управление командой и проектами (по 24%);
- операционная эффективность (23%);
- управление изменениями (19%).
В 2025 году значительно вырос интерес к обучению на тему искусственного интеллекта — его упомянул 51% респондентов. За ним с большим отрывом следуют остальные темы из топа прошлого года.

Инфографика: Skillbox Media
При этом компании замечают нехватку курсов на тему ИИ и обучения «жёстким» навыкам.
Опрос показал, что чаще всего компании обращаются к внешним провайдерам обучения за курсами и программами по таким темам:
- личная эффективность (41%);
- управление командой (30%);
- продажи и переговоры (29%);
- эффективная коммуникация и влияние (26%);
- управление изменениями (25%);
- анализ информации и принятие решений (25%).
Однако провайдеры не всегда готовы закрыть спрос компаний на те или иные темы обучения. Так, 40% опрошенных отметили, что на рынке не хватает предложений на тему ИИ и узкоспециализированного технического обучения сотрудников. Также в топе дефицитных тем — развитие высокоуровневых экспертов и топ-менеджеров, кибербезопасность и защита данных. Елена Жанахова объясняет это нехваткой компетентных преподавателей, готовых проводить специализированное обучение, а также дороговизной подобных программ — из-за высокой стоимости фактический спрос на них невелик, и, следовательно, провайдерам невыгодно разрабатывать такие продукты.

Инфографика: Skillbox Media
Главные критерии при выборе провайдера обучения, согласно опросу, — качество контента, актуальные темы обучения и доступные цены (каждый из них отметили более 40% респондентов). Менее приоритетны для компаний, но тоже важны знания и опыт тренеров (29%), готовность к совместной работе и понимание запроса клиента (по 26%), быстрота и гибкость (19%), готовность к гибридному формату (18%).
Для поиска подходящего провайдера половина компаний ориентируется на предыдущий опыт заказа или покупки курсов, 44% используют нетворкинг, 43% посещают для этой цели профессиональные конференции и выставки, 41% прислушивается к рекомендациям коллег. Около трети (29%) самостоятельно подбирают подходящие предложения в интернете, 22% заходят на профессиональные форумы, а ещё 20% сразу изучают предложения лидеров на рынке обучения.
Наблюдение 4
Треть компаний всё ещё не использует ИИ в рабочих процессах
Участников исследования спросили, проходят ли руководители в их компаниях обучение для внедрения ИИ в рабочие процессы. Почти половина (44%) никаких специальных мер в этом направлении не принимает. Четверть опрошенных (24%) упомянула обучение и семинары на тему искусственного интеллекта, 20% рассказали о пилотных проектах по интеграции ИИ, а 19% — о сессиях обмена опытом между коллегами. По 15% опрошенных назвали консультации с экспертами по ИИ и программы наставничества.
Что касается использования ИИ в работе, то 33% опрошенных компаний пока не поручили искусственному интеллекту никаких задач. Большинство тех, кто уже внедряет ИИ-инструменты в рабочие процессы, применяют их для работы с текстом (27%) и изображениями (26%), анализа информации (25%). 20% респондентов ответили, что в их компаниях используют ИИ-чат-боты для ответа на частые вопросы сотрудников, а 19% упомянули создание презентаций с помощью ИИ-помощников.

Инфографика: Skillbox Media
Татьяна Суслова заметила, что в основном компании используют ИИ-инструменты при решении контентных и рутинных задач, а вот для трансформации подходов к обучению, аналитике и принятию решений применяют крайне редко. Например, лишь 12% участников опроса упомянули, что с помощью ИИ проектируют программы обучения. Только 9% компаний используют ИИ для онбординга и сопровождения новых сотрудников, 5% — для персонализации обучения и карьерных траекторий, 4% — для моделирования карьерного роста сотрудников. По словам эксперта, сами респонденты связывают это с низкой цифровой зрелостью компаний, нехваткой знаний и опыта, а также сценариев эффективного внедрения ИИ.
Результаты ранее опубликованного исследования среди участников сообщества Digital Learning показали схожую картину: в 2025 году 7% опрошенных работодателей системно используют ИИ в обучении сотрудников, а 13,5% — в разработке образовательного контента. И хотя эти доли невелики, в динамике можно увидеть значительный рост — с 2 и 3% соответственно в 2024 году.
Наблюдение 5
Самый популярный формат обучения — гибридный, и растёт спрос на бизнес-игры
В 2024 году самыми востребованными форматами обучения сотрудников, без учёта тренингов, стали:
- вебинары — 50%;
- встречи с экспертами — 37%;
- видеокурсы — 28%;
- e-learning (в исследовании не расшифровывается, что под ним понимается, но, вероятно, все прочие форматы цифрового обучения, кроме видеокурсов) — 26%;
- бизнес-игры — 22%;
- групповой коучинг — 19%;
- стратегические сессии — 18%;
- мастер-классы — 17%;
- корпоративные конференции и форумы — 15%;
- микрообучение — 14%;
- выездные стажировки — 13%;
- бизнес-симуляции — 12%.
Актуальными в следующие 2–3 года респонденты считают встречи с экспертами (35%), вебинары (31%), программы e-learning (29%), видеокурсы (22%) и бизнес-игры (21%).
Татьяна Суслова заметила, что компании сохраняют заинтересованность в цифровых форматах обучения, потому что они хорошо подходят для географически распределённых команд, их легко и незатратно масштабировать. При этом наблюдается рост спроса на бизнес-игры — формат обучения, направленный на повышение вовлечённости, улучшение групповой динамики и развитие практических навыков.
Практический фокус в обучении, как считает Татьяна, отражает и популярность встреч с экспертами, которые позволяют учащимся сотрудникам получать самые актуальные профессиональные знания «из первых рук», знакомиться с реальными кейсами, учиться на ошибках опытных коллег.
Практически все компании, участвовавшие в опросе (82%), в разных соотношениях сочетают очный и онлайн-форматы при обучении сотрудников. В 16% компаний используется полноценный гибрид — то есть 50% очного и 50% онлайн-обучения. Исключительно очно и исключительно онлайн обучают свой персонал лишь по 9% компаний.
Татьяна Суслова отметила, что более 60% компаний, в которых используют только очные форматы, сокращают бюджеты на обучение. А в компаниях, где сочетают разные форматы или обучают сотрудников только онлайн, наблюдается иная тенденция: бюджеты чаще всего остаются стабильными или растут. По словам респондентов, очное обучение становится нишевым форматом — его в основном применяют для развития ключевых талантов, топ-команд и топ-менеджеров, для проведения стратегически важных программ.
Наблюдение 6
Эффективность обучения измеряют всё ещё по старинке, но уже есть и те, кто — по Киркпатрику
Чтобы оценить, насколько эффективно прошло обучение, большинство респондентов (71%) собирают обратную связь от учащихся сотрудников и их руководителей. В 42% компаний оценивают выполнение плана обучения, в 38% измеряют уровень вовлечённости персонала. Только около трети респондентов упомянули анализ бизнес-показателей (34%) и NPS (30%). Гораздо меньшая доля компаний (12%) применяет модель Киркпатрика и CSAT (6%).

Инфографика: Skillbox Media
Читайте также:
- ИИ и вовлечение зумеров: ключевые тенденции российского корпоративного обучения в 2025-м
- Новые ИИ-агенты могут превратить корпоративное онлайн-обучение в фикцию
- Руководители зарубежных IT-компаний назвали приоритетные направления обучения сотрудников
- Мнение: почему в корпоративном обучении главным стало удобство, а не эффективность
Зачем разыгрывать корпоративное обучение?
Кейс «Газпромбанка»
Нестандартная механика, которая помогает:
- обучать 1500 человек ежегодно;
- повышать вовлечённость;
- оптимизировать расходы на обучение.
Дарим кейс с механикой и подробностями.
Скачать бесплатно