Код
#Тесты

Тест: что вы знаете про цифровой след

Что о вас могут рассказать смартфон, браузер, сим-карта и даже ультразвук.

Кадр: фильм «Агент Джонни Инглиш 3.0» / Universal Pictures

Идентифицировать пользователя в Сети можно не только по IP-адресу: корпорации, разработчики и маркетологи используют десятки инструментов и способов, которые позволяют собрать и систематизировать данные о вас. Знаете ли вы, как образуется цифровой след и для чего он используется?
Начать тест
Цифровой след бывает двух видов: активный и пассивный. Активный — это когда пользователь сам делится информацией: выкладывает пост в социальных сетях или оставляет комментарий. Как появляется пассивный?
Не-а. Пассивный цифровой след собирается без ведома пользователя — осторожность тут ни при чём. Например, если человек зашёл на сайт, то о нём сразу собираются данные: IP-адрес, геолокация, разрешение экрана. В соцсетях пассивно собирают данные о действиях, чтобы подбирать посты в ленте и рекламу.
Верно! Пассивный цифровой след собирается без ведома пользователя. Например, если человек зашёл на сайт, то о нём сразу собираются данные: IP-адрес, геолокация, разрешение экрана. В соцсетях пассивно собирают данные о действиях, чтобы подбирать посты в ленте и рекламу.
Не-а. Пассивный цифровой след собирается без ведома пользователя. Например, если человек зашёл на сайт, то о нём сразу собираются данные: IP-адрес, геолокация, разрешение экрана. В соцсетях пассивно собирают данные о действиях, чтобы подбирать посты в ленте и рекламу.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Что из перечисленного не оставляет цифровой след?
Не-а, биллинг звонков — это тоже цифровой след, как и список транзакций по банковской карте. Смарт-часы тоже оставляют цифровой след, причём весьма значительный из-за привязки к геолокации. Например, однажды с помощью них смогли вычислить американские военные базы — только лишь по маршрутам передвижения солдат.

Так что правильный ответ: все варианты.
Не-а, список транзакций — это тоже цифровой след, как и биллинг звонков по сим-картам.

Смарт-часы тоже оставляют цифровой след, причём весьма значительный из-за привязки к геолокации. Например, однажды с помощью них смогли вычислить американские военные базы — только лишь по маршрутам передвижения солдат.

Так что правильный ответ: все варианты.
Не-а, смарт-часы оставляют цифровой след, причём весьма значительный из-за привязки к геолокации. Например, однажды с помощью них смогли вычислить американские военные базы — только лишь по маршрутам передвижения солдат.

Биллинг звонков — это тоже цифровой след, как и список транзакций на банковской карте.

Так что правильный ответ: все варианты.
Верно! Всё упомянутое оставляет цифровой след: сим-карты, кредитки и даже смарт-часы. С помощью последних, например, смогли вычислить американские военные базы — только лишь по маршрутам передвижения солдат.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Компании, которые продают цифровые следы, нелегальны?
Не всё так просто. Оказывается, полного запрета на торговлю персональными данными не существует.

Зато существуют компании, которые собирают данные из различных источников (историю покупок, просмотры страниц, программы лояльности), систематизируют их, а потом продают другим компаниям для проведения рекламных акций. Называются такие компании брокерами данных.

В Европе есть закон GDPR, который ограничивает сбор данных, но в США с этим всё мягче — там работает множество компаний, и некоторые из них заявляют, что владеют данными 2,5 млрд человек.
Действительно, полного запрета на торговлю персональными данными не существует.

Зато существуют компании, которые собирают данные из различных источников (историю покупок, просмотры страниц, программы лояльности), систематизируют их, а потом продают другим компаниям для проведения рекламных акций. Называются такие компании брокерами данных.

В Европе есть закон GDPR, который ограничивает сбор данных, но в США с этим всё мягче — там работает множество компаний, и некоторые из них заявляют, что владеют данными 2,5 млрд человек.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Изобретение файлов cookie в 1994 году долго оставалось незамеченным, пока спустя несколько лет в Financial Times не была поднята тема угрозы приватности. Но, несмотря на все риски, cookie всё-таки помогают делать интернет удобнее. Можете сказать, какую информацию не хранят эти файлы?
Не угадали! Cookie могут подтягивать на сайт логин и пароль, чтобы пользователю не приходилось постоянно проходить авторизацию. То же самое касается и паспортных данных, а вот переписку в чатах они точно не содержат.

Статья, которая поможет быстро разобраться в теме: «Всё, что нужно знать о файлах cookie, в одной статье».
Не-а. Cookie могут подтягивать на сайт паспортные данные для автозаполнения форм. То же самое касается и логина с паролем — пользователю не придётся постоянно авторизовываться. А вот переписку в чатах они точно не содержат.

Статья, которая поможет быстро разобраться в теме: «Всё, что нужно знать о файлах cookie, в одной статье».
Верно! Cookie могут подтягивать на сайт логин и пароль, чтобы пользователю не приходилось постоянно авторизовываться на нём. То же самое касается и паспортных данных, а вот переписку в чатах они точно не содержат.

Статья, которая поможет быстро разобраться в теме: «Всё, что нужно знать о файлах cookie, в одной статье».
Дальше
Проверить
Узнать результат
В 1993 году британский ретейлер Tesco собрал данные о пользователях и поднял продажи на 4% за счёт внедрения… Чего?
Верно! В Tesco придумали ввести карту лояльности на магнитной ленте, которая содержала персональную информацию клиентов и суммы покупок по чекам. Согласно книге Ханны Фрай «Hello World», Tesco хватило этих данных, чтобы выявить постоянных покупателей, узнать их почтовые индексы и выяснить, как далеко они готовы ехать в магазин.

Далее аналитики сделали купоны и разослали их держателям клубных карт. В итоге удалось реализовать 70% купонов и повысить продажи на 4%. Впечатляющий результат за десяток лет до появления интернет-аналитики и пример того, как мало данных нужно для создания новой бизнес-стратегии.
Не-а. В 1994 году руководство магазина придумало ввести карту лояльности на магнитной ленте, которая содержала персональную информацию клиентов и суммы покупок по чекам. Согласно книге Ханны Фрай «Hello World», Tesco хватило этих данных, чтобы выявить постоянных покупателей, узнать их почтовые индексы и выяснить, как далеко они готовы ехать в магазин.

Далее аналитики сделали купоны и разослали их держателям клубных карт. В итоге удалось реализовать 70% купонов и повысить продажи на 4%. Впечатляющий результат за десяток лет до появления интернет-аналитики и пример того, как мало данных нужно, чтобы их хватило для создания новой бизнес-стратегии.
Не совсем. Хотя электронная почта уже была в то время, но не использовалась повсеместно. В Tesco придумали ввести карту лояльности на магнитной ленте, которая содержала лишь персональную информацию и суммы по чекам. Согласно книге Ханны Фрай «Hello World», Tesco хватило этих данных, чтобы выявить постоянных покупателей, узнать их почтовые индексы и выяснить, как далеко они готовы ехать в магазин.

Далее аналитики сделали купоны и разослали их держателям клубных карт. В итоге удалось реализовать 70% купонов и повысить продажи на 4%. Впечатляющий результат за десяток лет до появления интернет-аналитики и пример того, как мало данных нужно, чтобы их хватило для создания новой бизнес-стратегии.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Соцсети анализируют цифровой след человека и способы узнать о нём многое по одному только количеству лайков. В 2014 году даже провели исследование, в рамках которого узнали, какого количества данных о лайках достаточно, чтобы составить психологический портрет человека.

Сколько лайков, согласно исследованию, было достаточно, чтобы алгоритм узнал о человеке больше, чем его самые близкие родственники?
Нет, но после десяти лайков алгоритм знал о предпочтениях человека лучше, чем его коллега; после 70 — лучше, чем друг; а вот начиная с 300 — лучше, чем супруга или супруг.

У исследования, конечно, есть недостатки — например, оно проведено в рамках только одной соцсети и не отражает характер человека полностью. Владельцам собранных профилей пробовали предлагать рекламу в соответствии с психологическим портретом, но результаты не слишком впечатляли — 16 кликов против стандартных 11.

В итоге психологический таргетинг не стал популярным, но зато служит прекрасной иллюстрацией того, как много о человеке могут рассказать его действия в соцсетях.
Не-а, но после 70 лайков алгоритм знал предпочтения человека лучше, чем его друг. А начиная с 300 — лучше, чем супруг или супруга.

У исследования, конечно, есть недостатки — например, оно проведено в рамках только одной соцсети и не отражает характер человека полностью. Владельцам собранных профилей пробовали предлагать рекламу в соответствии с психологическим портретом, но результаты не слишком впечатляли — 16 кликов против стандартных 11.

В итоге психологический таргетинг не стал популярным, но зато служит прекрасной иллюстрацией того, как много о человеке могут рассказать его действия в соцсетях.
Верно! По 300 лайкам и больше алгоритм соцсети знал предпочтения человека лучше, чем его супруг или супруга.

У исследования, конечно, есть недостатки — например, оно проведено в рамках только одной соцсети и не отражает характер человека полностью. Владельцам собранных профилей пробовали предлагать рекламу в соответствии с психологическим портретом, но результаты не слишком впечатляли — 16 кликов против стандартных 11.

В итоге психологический таргетинг не стал популярным, но зато служит прекрасной иллюстрацией того, как много о человеке могут рассказать его действия в соцсетях.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Существуют веб-маяки, которые встраивают на сайты или в письма, чтобы отслеживать действия пользователя. Но кроме них есть ещё и аудиомаяки. Что они делают?
Не-а. Аудиомаяки — это ультразвуковые сигналы, которые слышат устройства, но не слышит человек. Например, если по телевизору идёт реклама с аудиомаяком, то специальное приложение в телефоне может её уловить и передать данные о том, какую рекламу и сколько времени слушал пользователь. Это называется кросс-девайс-отслеживанием.
Верно! Аудиомаяки — это ультразвуковые сигналы, которые слышат устройства, но не слышит человек. Например, если по телевизору идёт реклама с аудиомаяком, то специальное приложение в телефоне может её уловить и передать данные о том, какую рекламу и сколько времени слушал пользователь. Это называется кросс-девайс-отслеживанием.
Не-а, они его отправляют. Аудиомаяки — это ультразвуковые сигналы, которые слышат устройства, но не слышит человек. Например, если по телевизору идёт реклама с аудиомаяком, то специальное приложение в телефоне может её уловить и передать данные о том, какую рекламу и сколько времени слушал пользователь. Это называется кросс-девайс-отслеживанием.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Фингерпринт — это информация об устройстве пользователя, собранная через браузер. До 2014 года для этого использовались в основном файлы cookie, но потом в HTML5 появился элемент Canvas, через который можно было идентифицировать пользователя и без них. В чём его суть?
Не-а, всё интереснее. Идея в том, что элемент Canvas нужен для отрисовки 3D-графики и изображений. Система анализирует, как браузер рендерит веб-страницы, и на основе этого делает вывод, какое устройство используется. Это не очень точно, но если сочетать с другими способами, то можно дольше следить за устройством и собирать больше данных. Такая технология называется DrawnApart — почитать о ней подробнее можно в «Википедии».
Верно! Идея в том, что элемент Canvas нужен для отрисовки 3D-графики и изображений. Система смотрит, как быстро браузер рисует веб-страницы, и на основе этого делает вывод, какое устройство используется. Это не очень точно, но если сочетать с другими способами, то можно дольше следить за устройством и собирать больше данных. Такая технология называется DrawnApart — почитать о ней подробнее можно в «Википедии».
Не-а, всё интереснее. Идея в том, что элемент Canvas нужен для отрисовки 3D-графики и изображений. Система смотрит, как быстро браузер рисует веб-страницы, и на основе этого делает вывод, какое устройство используется. Это не очень точно, но если сочетать с другими способами, то можно дольше следить за устройством и собирать больше данных. Такая технология называется DrawnApart — почитать о ней подробнее можно в «Википедии».
Дальше
Проверить
Узнать результат
Что не передаёт сайтам браузер в режиме инкогнито?
Передаёт. Режим инкогнито — это, по сути, просто окно в браузере с изолированной историей поиска. В ней не используются ваши старые куки-файлы, слетает автозаполнение форм и разрешения на использование устройств (микрофона, камер, уведомлений). Но IP-адрес и геолокация продолжают передаваться, как и вся информация от пользователя — она остаётся такой же открытой, как и в привычном режиме.
Верно! Режим инкогнито — это, по сути, просто окно в браузере с изолированной историей поиска. В ней не используются ваши старые куки-файлы, слетает автозаполнение форм и разрешения на использование устройств (микрофона, камер, уведомлений). Но IP-адрес, геолокация продолжают передаваться, как и вся информация от пользователя — она остаётся такой же открытой, как и в привычном режиме.
Передаёт. Режим инкогнито — это, по сути, просто окно в браузере с изолированной историей поиска. В ней не используются ваши старые куки-файлы, слетает автозаполнение форм и разрешения на использование устройств (микрофона, камер, уведомлений). Но IP-адрес, геолокация продолжают передаваться, как и вся информация от пользователя — она остаётся такой же открытой, как и в привычном режиме.
Дальше
Проверить
Узнать результат
В 2021 году компания Google начала тестировать новую модель FLoC в качестве замены устаревшим cookie. Но к 2022 году приостановила разработку. Почему?
Вполне могла. Вопрос был в конфиденциальности. После запуска демотеста от FLoC отказались практически все разработчики браузеров, поскольку система вызвала массу вопросов у специалистов по безопасности данных.

Суть в том, что своей технологией Google предлагал разделить пользователей на когорты и хранить данные в браузере, а потом предоставлять их по запросу рекламодателям. Такое решение сильно снижало конфиденциальность данных — Amazon, WordPress и другие компании отключили FLoC от своих ресурсов.

В итоге Google по-тихому прикрыл программу и делает новую Topics API, которая, по сути, представляет собой ребрендинг старой версии FLoC.
Можно. Вопрос был в конфиденциальности. После запуска демотеста от FLoC отказались практически все разработчики браузеров, поскольку система вызвала массу вопросов у специалистов по безопасности данных.

Своей технологией Google предлагал разделить пользователей на когорты и хранить данные в браузере, а потом предоставлять их по запросу рекламодателям. Такое решение сильно снижало конфиденциальность данных — Amazon, WordPress и другие компании отключили FLoC от своих ресурсов.

В итоге Google по-тихому прикрыл программу и делает новую Topics API, которая, по сути, представляет собой ребрендинг старой версии FLoC.
Верно! После запуска демотеста от FLoC отказались практически все разработчики браузеров, поскольку система вызвала массу вопросов у специалистов по безопасности данных.

Своей технологией Google предлагал разделить пользователей на когорты и хранить данные в браузере, а потом предоставлять их по запросу рекламодателям. Такое решение сильно снижало конфиденциальность данных — Amazon, WordPress и другие компании отключили FLoC от своих ресурсов.

В итоге Google по-тихому прикрыл программу и делает новую Topics API, которая, по сути, представляет собой ребрендинг старой версии FLoC.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Цифровой след — это история в браузере?
Теперь вы знаете, зачем нужны cookie-файлы, что такое фингерпринт и какие персональные данные могут попасть к третьим лицам.

А если вы хотите разбираться в этом ещё лучше — слушайте тематический выпуск подкаста «Люди и код». Вместе с экспертом по кибербезу разбираемся, что о вас могут рассказать ваши браузер и смартфон, как компании зарабатывают на данных и как следить в интернете меньше. Да-да, про вебку и изоленту тоже поговорили, всё как положено :)
Пройти ещё раз
Знаете, кто и зачем собирает персональные данные
Вы знаете, что практически каждое действие в Сети анализируется алгоритмами, а данные о людях перетекают из сервиса в сервис.

Если вы хотите разбираться в этом ещё лучше — слушайте тематический выпуск подкаста «Люди и код». Вместе с экспертом по кибербезу разбираемся, что о вас могут рассказать ваши браузер и смартфон, как компании зарабатывают на данных и стоит ли с этим бороться. Да-да, про вебку и изоленту тоже поговорили, всё как положено :)
Пройти ещё раз
Умеете управлять своим цифровым следом
Вы прекрасно разбираетесь, зачем нужны cookie-файлы, что такое фингерпринт и какие персональные данные передаются третьим лицам.

Если хотите ещё больше инсайдов — залетайте в наш выпуск подкаста про цифровой след. Там мы вместе с экспертом по кибербезу разбираемся, какие программы и сервисы больше всего собирают данные, о чём рассказывают умная техника и микроконтроллеры и как научиться следить меньше.
Пройти ещё раз
Цифровой невидимка
Если бы жизнь была стелс-игрой, то вы бы проходили её на максимальном уровне сложности, увешанные примочками почище, чем Солид Снейк из Metal Gear Solid. Кажется, наш курс «Специалист по кибербезопасности» станет прекрасной возможностью перенести навыки в работу.

А если вы уже являетесь таковым либо менять работу не планируете, залетайте в выпуск подкаста «Люди и код» про цифровой след. Там много всего интересного о том, какие данные собирают вездесущие корпорации, как от этого защититься и стоит ли вообще.
Пройти ещё раз
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована