Скидки до 50% и розыгрыш MacBook 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Код
#истории

«IT сегодня — последний социальный лифт»: путь Валерия из официантов в Python-разработчики

Валерий сменил несколько направлений, прежде чем нашёл себя в разработке: изучал медицину, преподавал физкультуру, служил в ВДВ и работал официантом.

Иллюстрация: Tris / Wikimedia Commons / freepik / Freepik / Alev Takil / Boitumelo / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

Валерий Синицкий

Россия, Москва


Пройденные курсы


Достижения

Преподавал Python детям и подросткам. А теперь работает Python-разработчиком в крупной IT-компании.



Валерий рассказал:


«Не заморачивался и плыл по течению»: о начале пути, учёбе в педагогическом и службе в ВДВ

— Валерий, вы росли как раз в то время, когда профессия программиста стремительно набирала популярность. Вам она приглянулась ещё в детстве?

— Честно говоря, не скажу, чтобы в детстве и юности я испытывал особый интерес к компьютерам. То, что действительно меня захватывало, — это компьютерные игры. Мог играть в них с утра до вечера.

Впервые я задумался о том, кем хочу стать, классе в восьмом — тогда нам в школе регулярно задавали этот вопрос. Мне нравилась химия, и я подумал: ну хорошо, буду хирургом. По телевизору тогда как раз постоянно крутили сериал «Интерны», и мне казалось, что быть врачом — это очень весело и интересно.

После девятого класса я последовал примеру одноклассницы и перевёлся в спецшколу при «Третьем меде». Меня приняли, но сразу дали понять, что здесь от меня будут ждать результатов.

— И вы их показали? Представляю, насколько больше нагрузка по профильным дисциплинам в спецшколе.

— Да, уровень был заметно выше. Преподаватели сильные, программа сложная, а одноклассники — уже уверенные в своём выборе, замотивированные ребята, мечтающие стать врачами. Я оказался в их мире — и понял, что хирург из меня выйдет так себе.

— Почему? Не тянули программу?

— ​​Наоборот, учился нормально. Просто полагался почти всегда на свою отличную память, а не на упорный труд. Мне было достаточно прочесть конспект или параграф на перемене, чтобы затем успешно ответить на уроке. Проблем с пониманием материала я не испытывал.

Но я же видел, как учатся другие — серьёзно и усердно грызут гранит науки. А я был ленивым. Делал домашку за сорок минут, а остальное время тратил на игры. Потом получал свои тройки, четвёрки или даже пятёрки и особо не заморачивался. Плыл по течению. А потом вообще решил: «Пойду-ка я в физруки».

— Почему такой выбор?

— Меня вдохновил учитель физкультуры в моей школе — он пользовался огромным авторитетом среди учеников, был мастером спорта по спортивной гимнастике, постоянно участвовал в разных соревнованиях. В общем, ломал все стереотипы о людях этой профессии.

— И вы поступили в педагогический?

— Да, в МПГУ как раз открылось новое направление «Адаптивная физическая культура» — дисциплина на стыке спортивной реабилитации, лечебной физкультуры и педагогики.

Для поступления требовалось сдать биологию, что у меня не вызвало особого труда. Правда, на бюджет я не прошёл — не хватило трёх баллов, пришлось учиться на платном. Оплатить первый год мне помогли родители, а дальше зарабатывал на учёбу сам — работал официантом. Так провёл три года, а на четвёртом курсе начал вдобавок вести ещё и спортивный кружок в школе.

А после выпуска из университета пошёл в армию, в ВДВ.

Валерий на отдаче присяги в армии
Фото: личный архив Валерия Синицкого

— Вы сами выбрали этот род войск?

— Да. Мне не хотелось просто так потратить год своей жизни — хотелось тогда уж чему-то научиться. Например, прыгнуть с парашютом или просто поддержать хорошую физическую форму. Она уже тогда была у меня приличной: я отлично бегал и однажды даже занял первое место по Москве, участвуя в соревновании по челночному бегу.

Так что в ВДВ меня легко взяли и… отправили в Омск. Как оказалось позже, в одну из самых жёстких войсковых частей в России, где готовят механиков-водителей боевых десантных машин — БМД-2. По сути, я стал десантником-танкистом. С парашютом тоже прыгал. Словом, год прошёл не зря.

— После армии не передумали становиться учителем?

— Не передумал. Но вернувшись, понял: как молодой специалист без педагогического опыта, я могу рассчитывать только на самую скромную зарплату. И поэтому снова устроился официантом и проработал в ресторанах премиум-сегмента ещё три с половиной года.

«Ощутил, что интеллектуально деградирую»: о переходе в IT и о плюсах сферы

 — Три с половиной года — это большой срок. Вы тогда рассматривали работу официантом как постоянную или просто не знали, чем хотите заняться?

— Эта работа приносила доход, на который я мог спокойно жить. И это меня устраивало. Тогда я был свободен, поселился у родителей, не тратился на аренду и стабильно зарабатывал сто тысяч в месяц, часто — больше. Даже смог накопить «подушку безопасности». Но спустя те самые три года ощутил, что интеллектуально деградирую. Если бы меня попросили тогда сделать простую презентацию, я бы испытал дикий стресс.

Я стал всё чаще задумываться о будущем, о перспективах. Потолок в официантской работе — около 200 тысяч. И то в лучших ресторанах Москвы, куда сложно устроиться. Да, можно пойти в менеджеры и развиваться в этом направлении, вот только менеджер получает меньше официанта. Скажу больше: директор ресторана, как правило, получает столько же, сколько хороший официант. При этом не каждый менеджер становится директором — путь к этой позиции может занять годы.

К тому же я очень устал от людей, мечтал об удалёнке. Проанализировав ситуацию, я понял, что держаться-то мне в этой сфере и не за что. И стал присматриваться к IT-профессиям.

Валерий на работе официантом сразу после снятия карантина
Фото: личный архив Валерия Синицкого

— А почему именно IT? Привлекли высокие зарплаты?

— Скорее перспективы и возможность роста. На старте зарплаты в IT значительно ниже, чем в ресторане. Но я понимал, что со временем смогу вырасти и вновь вернуться к привычному доходу.

Плюс мне хотелось нагрузки для мозга — решения задач, развития логики. Ну и, конечно, привлекло то, что в сфере IT большая часть вакансий подразумевает удалённый режим работы. Это как раз то, к чему я так стремился.

«Понимал, что в перспективе смогу зарабатывать и 300, и 400 тысяч»: о выборе специальности и учёбе

— Итак, вы решили «войти в айти». Почему вы выбрали именно Python-разработку и курс от Skillbox?

— Насчёт Python — его мне посоветовал знакомый программист: сказал, что язык востребованный и при этом достаточно простой. Я прислушался.

А вот выбор курса — дело случая. Просто в медиапространстве чаще всего мелькала реклама Skillbox, да и друзья не раз упоминали эту платформу. Никакого анализа обучающих программ, сравнения условий и стоимости я не проводил.

При этом особых иллюзий я не строил: понимал, что ни один курс не даст полной картины и что многому учиться придётся самому. А также был готов к тому, что на время мне придётся просесть в зарплате — ради будущего.

Джуны в начале пути получают по 40–60 тысяч, зато в перспективе можно дорасти и до 300, и до 400 тысяч.

— После начала учёбы вы также продолжали работать в ресторане?

— Только месяц. Потом уволился — благодаря накоплениям я смог полностью погрузиться в обучение.

— Как вы организовали процесс? Составили себе расписание занятий?

— Нет, специального расписания у меня не было: на стартовом запале я просто садился и занимался каждый день. Помню, только за первые сутки я дошёл сразу до четвёртого модуля, но потом, конечно, замедлился. Темы стали сложнее, а решение задач требовало больше времени.

Например, после вводного курса по Python потребовалось создать телеграм-бот. Это задание показалось мне сложным — я работал с библиотеками и дополнительными источниками, но всё никак не мог довести дело до конца.

Тогда я переключился на другой блок курса — по фреймворку Django. Вот там начал чаще прокрастинировать: мог неделями залипать в компьютерные игры. Лёгкий дофамин оказывался сильнее мотивации учиться. Это как с короткими видео в соцсетях: открываешь на минутку, а потом понимаешь, что прошло три часа. Три часа выброшенного из жизни времени.

Через полгода нашёл работу в детской онлайн-школе — преподавал Python и Roblox. Четыре месяца проработал, потом уволился. Вернулся к боту — и на этот раз доделал его. Видимо, когда объясняешь тему детям, сам лучше её понимаешь. С этого момента учёба пошла легче.

— Когда вы столкнулись с трудностями, возникали ли у вас мысли бросить всё и вернуться к прежней работе в ресторане?

— Да, когда стало не хватать денег. В онлайн-школе я получал тысяч двадцать в месяц максимум, по 250 рублей за урок. Но меня поддерживала моя девушка — она настаивала, чтобы я доучился. Мы сократили расходы, отказались от съёмной квартиры и переехали к маме девушки. Очень благодарен ей за такую поддержку.

— Как вы справились с прокрастинацией, которая в конкретный период так сильно мешала вам на пути к цели?

— Вернуться к занятиям в том числе мотивировал стресс от осознания, что я не учусь и всех обманываю. Себя тоже.

Главное — сесть и начать. И понять, что никто не даст вам волшебную таблетку. Курс — это всего лишь база, многое придётся изучать и искать самому.

Нужно быть готовым гуглить, разбираться в новых библиотеках. Потому что технологии и инструменты всё время обновляются — ни одна платформа не преподнесёт вам на блюдечке готовую инструкцию на все случаи жизни. И это абсолютно нормально. Самому языку Python — 34 года. Представьте, сколько раз за это время он видоизменялся. Так что уметь грамотно работать с информацией — просто обязательно.

— Вы говорите как настоящий преподаватель!

— Просто проверил всё на своём опыте. Кстати, после увольнения из первой онлайн-школы я продолжил преподавать в других местах. Устроился в «Учи.Дома» на учебный год: вёл Python Start и Python Pro для учеников 8–9-х классов.

Такой опыт сильно прокачивает мозг: дети постоянно задают сложные вопросы, на которые ты сам не всегда знаешь ответ. Приходится разбираться. После этого я перешёл преподавать в онлайн-школу GeekSchool — детское подразделение GeekBrains.

Валерий на Шри-Ланке
Фото: личный архив Валерия Синицкого

Помню, уже где-то через полгода учёбы в Skillbox и работы в онлайн-школе я поймал дзен в программировании. Понял, что всё уже написано такими же Валерами, как и я, и в коде вообще нет ничего сложного. Просто делай по кайфу, брат, и оно будет работать! 

А в начале пути мне казалось, что есть только один верный способ написания, а всё остальное — ошибка. Только потом понял, что одну и ту же задачу можно решить семью способами — и все будут верными. Нужно просто выбирать тот, что ближе тебе.

«Пришёл и спросил: „Что нужно делать, чтобы мне платили больше?“»: о поиске работы и повышении

— О преподавании Python детям мы уже поговорили. А какой была ваша первая позиция непосредственно в роли разработчика?

— Я устроился в маркетинговое агентство Media 108. Компания работала с крупными застройщиками, помогая им эффективно продавать квартиры, апартаменты и коттеджи.

Командной разработки масштабного продукта там не было — каждый работал над своими фичами для конкретных клиентов. Я, например, делал WebApp для Telegram — веб-приложения, с помощью которого сайт можно открыть прямо внутри мессенджера.

Конечно, меня взяли джуном на 40 тысяч в месяц. Семьдесят процентов времени я работал в офисе, тридцать — на удалёнке. Но я быстро влился в процесс: мне сократили испытательный срок на два месяца и сразу после него подняли зарплату до 60 тысяч. Ещё через полгода — до 80.

Думаю, помогло то, что к тому моменту я уже долго учился и преподавал, поэтому чувствовал себя уверенно. Меня даже хотели повысить ещё раз, но я уже нашёл другую работу.

— Как это произошло?

— Забавно, но я наткнулся на вакансию случайно — во внутреннем чате для преподавателей платформы «Учи.Дома». Я уже не работал там, но в чате всё ещё состоял.

И вот там увидел, что IT-компания «Иннотех», разрабатывающая решения по цифровизации бизнеса для финансового сектора, ищет Python-разработчика. График — 4/1, зарплата — чуть выше, чем моя, формат — удалёнка, где в офис нужно приезжать только раз в неделю. В общем, откликнулся и меня взяли.

— Джуном или получили повышение?

Даже ниже джуна! Позиция называлась «Старший специалист», и на ней я честно отработал около полугода. А потом помог случай: как-то я шёл в офис, и сверху на меня нагадил голубь. Подумал: «Это неспроста». Рассказал о случившемся руководителю и заключил: «Знаешь, мне кажется, это к деньгам». Он согласился и поднял мне зарплату на 30 процентов.

Валерий в Карелии
Фото: личный архив Валерия Синицкого

— Отличный лайфхак для разговора о повышении!

— Согласен, но такая удача может подвернуться далеко не всем. Поэтому я сам на будущее решил подойти к вопросу уже серьёзнее. Через три месяца я подошёл к тому же руководителю с чётко сформулированным вопросом: «Что мне нужно делать, чтобы зарабатывать больше?»

Мы составили индивидуальный план развития, и сейчас я ему следую. Если всё пойдёт по плану, то летом мою зарплату поднимут ещё на 20 процентов. И я перейду в младшие программисты.

«IT сегодня — последний социальный лифт»: о планах и взгляде на сферу

— Есть ли зарплатный «потолок» у программиста? Вы просчитывали, сколько сможете зарабатывать, если продолжите расти в том же темпе?

— Абсолютно точно: за три-пять лет я выйду на зарплату более 200 тысяч. И так может каждый. В этой сфере всё зависит только от тебя. Более того: по моим наблюдениям, в IT вообще нет финансового «потолка» как такового.

Чтобы он появился, сперва должен быть переизбыток специалистов высокого уровня. А сейчас их, наоборот, остро не хватает. Сеньоры получают больше 300 тысяч, а тимлиды и IT-архитекторы — ещё больше. Всё это вопрос навыков и опыта.

К тому же, даже если ты не нашёл работу, которая подходит тебе по навыкам и условиям, всегда можно создать свой продукт и продавать его.

— Оглядываясь назад, как бы вы резюмировали: что дал вам курс по Python-разработке?

— Он сэкономил мне огромное количество времени и сил на пути к цели. Конечно, можно учиться и без структурированной программы: информация доступна — и в интернете, и в книгах. Но не каждому такой формат подходит. Я лично пошёл на курс, так как настолько закостенел в официантстве, что понимал: я сам не вывезу.

На курсе тебе дают уже подготовленные и отобранные материалы, присылают развёрнутую обратную связь, и это существенно сокращает время обучения.

И тем не менее я не ждал, что получу волшебную таблетку, которая сразу сделает из меня программиста. Основная работа — всё равно на вас. Восемьдесят процентов зависит от студента и только двадцать — от программы.

— К чему вы стремитесь сейчас и что посоветуете начинающим студентам?

— Планы жизненные. Сделать предложение девушке, сыграть свадьбу, купить квартиру. А совет простой: почаще вспоминайте, чего вы хотели, куда стремились. Ведь все мы в детстве мечтаем о чём-то большом и интересном — путешествиях, доме у моря, классной машине.

Так вот, что вы потеряете, если просто попробуете начать путь ко всему этому снова? Год жизни? Какую-то сумму? И разве это страшно? Зато у вас может получиться. А если сравнить себя с тем ребёнком, вы и так уже потеряли очень многое.

Мне нравится фраза: «Делай что должно, и будь что будет». Будут трудности, будут сомнения, будет нехватка денег. Но всё упирается в вопрос: а куда вы хотите прийти? Если понимаете, что на текущей работе вам ваша цель не светит, значит, пора искать ту, что даст нужный результат.

Валерий с девушкой Анастасией и любимыми питомцами
Фото: личный архив Валерия Синицкого

IT сегодня — это последний социальный лифт. Здесь за определённое время, прилагая усилия, реально можно достичь желаемого результата почти со стопроцентной гарантией.

Да, можно сказать, что те же бизнесмены зарабатывают больше айтишников, но зато там огромная вероятность прогореть. Например, почти 90% ресторанов закрываются в первый год работы.

Курьеры на старте зарабатывают больше, чем начинающий программист. Но через пять лет курьер будет всё так же развозить заказы, а айтишник — расти в доходе и уровне. Именно это понимание и помогло мне не сдаться и дойти до точки, в которой я нахожусь сейчас.



Курс с трудоустройством: «Профессия Python-разработчик» Узнать о курсе
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована