Стать тестировщиком веб-приложений в 17 лет и обрести уверенность в себе: история Марии
У Марии было два плана. План А — стать врачом, план Б — построить карьеру в IT. Недавно появился третий — преуспеть и там и там.
Иллюстрация: Colowgee / Stable Diffusion / Rohit Tandon / Unsplash / Colowgee для Skillbox Media
Мария Назарова
Россия, Москва
Пройденные курсы
Достижения
За год освоила профессию веб‑тестировщика и обрела уверенность в себе. Всё это — параллельно с учёбой в медицинском классе.
Привет! Меня зовут Мария Назарова, мне 17 лет. Я учусь в 11-м классе, но уже освоила профессию тестировщика веб-приложений. Для этого мне пришлось не только с нуля погрузиться в незнакомую сферу, но и обрести уверенность в себе, поверить в свои силы. Расскажу, как проходила этот непростой путь и что мне помогло.
Я уверена, что самый быстрый способ найти «своё» — пробовать новое. Рисковать, искать, пытаться — а вдруг получится? Ведь у меня с тестированием случилось именно так.
«Я учусь одновременно и в школе, и в колледже. И да, это возможно»
Мои дни всегда расписаны. Сейчас я второй год учусь в профильном медицинском классе и параллельно получаю специальность «сестринское дело» в колледже. Также недавно прошла курс и защитила диплом по тестированию веб-приложений. Собираюсь продолжать обучение и дальше: хочу разобраться в автоматизированном и мобильном тестировании.
С детства у меня закрепилась хорошая привычка — постоянно изучать что-то новое. Думаю, именно эта особенность помогает мне на пути. Я занималась театральным искусством, танцами, тхэквондо (и продолжаю: сейчас зелёный пояс). А в прошлом году вообще проходила курсы сразу в двух колледжах!
Дело в том, что наша школа участвует в московском проекте профильных классов: на каждого ученика выделяют средства для бесплатной учёбы в среднем специальном заведении: нас возят на экскурсии, отправляют на практики в больницы.
Нагрузка двойная: в школе — сдаёшь контрольные, в колледже — экзамены. Провалил? Исключат. Много пропустил? Тоже. Нужно успевать совмещать, а ещё желательно к ЕГЭ готовиться.
Почему я не стала надеяться только на медицинское будущее
Тестирование стало для меня планом Б. Учась в колледже и изучая детали будущего поступления, я поняла, что конкуренция в медицине сумасшедшая. Тогда-то и задумалась: «А может, освоить ещё одну профессию? Чтобы не надеяться только на карьеру врача». Рассуждала так: восемь лет буду учиться в меде (специалитет + ординатура), параллельно смогу зарабатывать деньги в IT. А может, там и останусь, если сильно понравится.
Одна мамина подруга как раз работала инженером-тестировщиком в Сбербанке и свою специальность хвалила. Она же, кстати, и посоветовала мне присмотреться к Skillbox.
Прочитала подробно программу курса и загорелась. Особенно заинтересовала работа с браузерами, тестирование веб-приложений — с этого решила и начать. Помню, ещё подумала: «Удобно, что учёба полностью дистанционная — не нужно никуда ездить». Всё-таки это важно при моём загруженном графике.
«Я прошла курс всего за год»: об обучении и дипломном проекте
Курс по веб-тестированию прошла за год. Особенно ускорилась этим летом: поставила себе цель — во что бы то ни стало защитить дипломный проект до 1 сентября — и сделала это! Хотя до обучения не владела ни одним языком программирования. Начинала абсолютно с нуля.
Задача дипломного проекта звучала так: протестировать интернет-магазин. Проверить форму регистрации и авторизации, составить сценарии для тестирования (на функциональность, безопасность, UI, аналитику) и пройтись по ним.
Было трудно: мой куратор оставлял много замечаний — я много нервничала и допускала простые ошибки. Например, слишком обобщала или неясно формулировала заголовки баг-репортов. Мне напоминали: «Мария, пиши точнее: где именно ты нашла ошибку, какую, в чём её причина». Вот я и переписывала эти заголовки вновь и вновь.
К защите всё исправила и в итоге осталась собой довольна. На презентации совсем не переживала (спасибо опыту выступления на сцене!). Меня и мою работу похвалили.
«Зачем тебе столько учёбы? Так и юность пролетит»
Начинать обучение было страшно, лезли мысли: «А вдруг не получится?» Помогли поддержка родителей и моя целеустремлённость. Решила, что, раз взялась, нужно идти до конца. Даже если очень трудно.
Правда, встретилась с непониманием и даже осуждением со стороны некоторых друзей и знакомых: «Зачем тебе это? У тебя и так уже и школа, и колледж. А гулять когда? Юность пролетит и не заметишь». Это и огорчало, и сбивало, поначалу противостоять этим голосам было трудно. А вдруг они правы? Но потом я поняла: обучение — это, наоборот, моё преимущество. Ускорение на длинной дистанции.
Помню, ещё переживала по поводу возраста: «А если меня не воспримут всерьёз»? Ведь такое в моей жизни уже случалось. Тревожилась напрасно: кому-то в потоке было 40, кому-то 25, а мне вот 17 — и ничего, ко всем относились на равных.
«Ошиблась? Ничего страшного»: как я обрела уверенность в себе
В начале обучения меня мучила неуверенность. Всю жизнь я сомневалась — в себе, своих ответах, силах. На уроках предпочитала отмалчиваться, а на ошибки реагировала болезненно: сразу лились слёзы. Но в процессе учёбы это изменилось: прежняя реакция «Не сдала — значит, я ни на что не способна, пойду поплачу» сменилась на «Не сдала — значит, допустила ошибку, исправлю её и попробую снова».
На курсе по тестированию нас научили: даже если сомневаешься в ответе — всё равно пиши, ведь как иначе ты узнаешь о своих ошибках? Как научишься? И я поняла, что раньше бесконечным потоком терзающих мыслей вредила только себе. Бывало, до последнего откладывала выполнение работы, лишь потому, что заранее настраивалась на плохой результат.
Я стала устойчивее к обратной связи и перестала воспринимать её как критику. Вместо этого теперь вижу конструктив и реагирую спокойно: «Раз прошла ошибка, значит, была невнимательна. Ничего страшного, переделаю».
Как совмещать обучение в нескольких местах: мой опыт
Совмещать одну учёбу с другой было непросто. Особенно первое время: я часто выгорала, впадала в истерики и даже хотела всё бросить. Расскажу, что помогло мне адаптироваться:
✅ Строгий режим дня. Я чётко распланировала, сколько часов в день уделяю основной учёбе, сколько — курсу по тестированию, а сколько — отдыху и прогулкам. Отбой строго в 21:00, в 6:00 подъём. Со временем сформировалась привычка, стало легче.
✅ Спорт и йога. С утра — обязательно пробежка, а в течение дня — йога. Спорт и соблюдение дисциплины закалили меня, укрепили психику. Физическое здоровье напрямую отражается на ментальном: я больше не даю себе поблажек, просто сажусь и делаю.
✅ Понятная мотивация. Когда учусь, часто повторяю себе: «Новая профессия даст тебе хороший заработок и полезные прикладные навыки» — понимание целей помогает не пасовать и доводить дело до конца.
✅ Поддержка родных. Родители создали у нас в семье доверительную атмосферу: если я устала, грущу или чем-то обеспокоена — первым делом делюсь с ними. Они слушают, подбадривают, дают советы. И сразу гора с плеч.
О будущем
Теперь я жду своей консультации с HR-специалистом из Центра карьеры: там мне помогут грамотно составить и оформить резюме, сопроводительное письмо и портфолио. Возможно, даже пришлют подходящие вакансии. Хочу начать откликаться на них уже сейчас, чтобы поскорее попробовать себя на реальной практике.
Единственный страх — что из-за юного возраста меня не примут на работу. Чисто юридически. Но я стараюсь смотреть на ситуацию позитивно и подбадривать себя: таких, как я, молодое поколение, наоборот, нужно нанимать с энтузиазмом. У нас ведь мозги свежее, а значит, и информация воспринимается быстрее 🙂
Чтобы не растерять знания, периодически читаю канал моего куратора в Дзене «Правильное тестирование». Там он ежедневно выкладывает тест-стратегии и другие материалы. Очень полезно.
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».