Скидки до 55% и 3 курса в подарок 0 дней 09 :23 :01 Выбрать курс
Код
#истории

«Спустя тридцать лет меня всё ещё безумно увлекает код»: история Евгения Тявкина

Как пронести любовь к программированию сквозь года и карьерные перемены.

Иллюстрация: Python / Igor Omilaev / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

Евгений Тявкин

Россия, Свободный (Амурская область)


Пройденные курсы


Достижения

Освоил более 10 языков программирования, создал рабочие программы автоматизации документооборота и вышел на новый финансовый уровень, пройдя курс по очередному языку.


Евгений рассказал:


«Интерес к программированию появился в девятом классе»: о любви к коду

Мне 49 лет. Кодить я начал ещё в школе: помню, как разбирался в программировании по советским журналам. Дебютировал я на языке QBasic, затем принялся за Fortran. Дальше по списку:

  • В институте я обратился к Pascal и C++ в рамках учебного процесса.
  • На первой работе замахнулся на Assembler и PAL.
  • Позже в другой профессии понадобились HTML/CSS и Perl, чтобы создавать интерактивные материалы для учеников.
  • Затем для автоматизации обмена и обработки документов я освоил Delphi (по факту тот же Pascal, но с современным IDE и библиотеками).
  • Чтобы оформить рабочий сайт, изучил PHP (на базовом уровне).

И наконец я пришёл к Python — понял, что хочу расширить свои возможности. Выходит, сегодня я полноценный полиглот кода и при необходимости совмещаю сильные стороны 11 языков.

В педагогическом институте очное обучение не задалось. Думал, что будет легче и счастливее житься на должности учителя. Забегая вперёд — с преподаванием немного не срослось. Поэтому я пошёл работать и учиться заочно: окончил факультет автоматики, телемеханики и связи в Дальневосточном государственном университете путей сообщения. Специализация — микропроцессорные информационно-управляющие системы.

Свои первые рабочие программы я написал в 1994–1995 годах, будучи инженером-программистом на главном материальном складе Байкало-Амурской магистрали. В основном я создавал небольшие программы внутри единого цифрового комплекса по складскому учёту.

Обычно люди поступают в вуз, идут работать по специальности, понимают, что хотят чего-то другого, и меняют карьерный трек. У меня вышло иначе: хотел стать педагогом, но получил диплом микропроцессорщика; начал работу программистом, но судьба решила, что мне всё-таки нужно постичь учительскую долю.

В 1998 году случилась мощная реорганизация всех предприятий БАМ, и я попал под сокращение. Так и я оказался в частной компьютерной школе — обучал взрослых и подростков базе. В основном я объяснял, как работать с Windows и офисными программами. Параллельно я кодил на аутсорсе и создавал в Photoshop рекламные брошюры и этикетки товаров. Выходит, был три в одном — дизайнер, программист и педагог.

«После первого сокращения было тревожно. Но дальше я, кажется, никогда не боялся менять работу»: об активном карьерном пути и готовности к переменам

В 2003-м трёх работ мне стало мало, и я начал дополнительно преподавать информатику в техникуме. Откровенно говоря, было скучно и тесно: приходилось учить по программе, которую утвердили сто лет назад. Как при этом рассказывать подросткам про современные технологии, пользуясь чуть ли не советскими материалами, — непонятно.

В 2006 году я оставил педагогику и устроился на предприятие рабочего снабжения. Там я вновь ощутил азарт к работе, потому что понимал: я могу сделать труд окружающих проще и комфортнее. Например, в мои задачи входило налаживание обмена связи между предприятиями, расположенными в разных городах, по имеющимся каналам. Скорость этих каналов была очень скромной, и сам поиск решения, как оптимизировать обмен данными, был для меня интереснейшим квестом.

Спустя 8 лет я снова сменил работу — на этот раз из желания преодолеть следующую финансовую ступеньку. Так, я оказался сначала в сфере управления финансами, а затем почти вернулся к истокам — перешёл в систему управления образованием.

«Мне понравился код одного из учеников — стало интересно, что это за язык и где его можно применить для автоматизации»: о выборе курса Python

На этот раз работа в области образования меня не разочаровала. Было много классных кейсов: например, я участвовал в проведении ЕГЭ и отчётливо представляю, как он проходит, где ученики могут списать и на чём могут попасться.

А ещё я занимался олимпиадами и в одной из ученических работ по информатике увидел очень занятный код. Стало интересно, что это за код, где и как его можно использовать — так я и пришёл к Python.

Тогда, года 3-4 назад, пытался освоить язык сам. Но опыт юности повторить не удалось: информации в интернете было слишком много, отобрать и структурировать её самому не хватало времени. Со временем я вернулся к идее выучить Python, но решил, что в этот раз изучу язык в рамках полноценной учебной программы.

Вообще говоря, я с теплотой вспоминаю года работы в финансах, образовании и затем в сфере социальной защиты — коллектив на этих предприятиях был замечательный. Но во мне никогда не засыпали карьерные амбиции. В итоге после 4 лет в соцзащите я перешёл в группу компаний «Газпрома».

«Сомнений не было, но процесс был непростым»: о том, как совмещать учёбу с работой и семьёй

К тому времени, когда я решил пойти учиться, все за и против были щепетильно взвешены, продуманы и просчитаны. Это было осознанное решение, потому в необходимости учёбы я не сомневался: меняться, узнавать новое и идти дальше я стремился всегда.

Семья отнеслась к моей идее с пониманием. По возможности домашние старались не отвлекать меня, когда я садился за учёбу, а ещё подбадривали и поддерживали меня, видя, что я устаю.

Но совмещать курс с работой и обязанностями папы и мужа оказалось сложнее, чем совмещать три работы.

Вечером, приходя с работы, я всегда стараюсь уделить время семье. В итоге перед сном оставался в лучшем случае час на изучение материала. В выходные тоже не всегда удавалось выделить время на полноценную учёбу.

И всё же Евгений всегда старался уделять время всем домашним
Фото: личный архив Евгения Тявкина

Кроме того, как раз в момент курса я перешёл на работу в «Газпром»: изменился рабочий график, изменилась нагрузка и обязанности. Учиться стало сложнее вдвойне. Выкраивая свободное время, приходилось выбирать: поизучать Python или почитать нормативную документацию по новой работе.

«Понимаю, что моё восприятие кода вышло на новый уровень»: о том, как обучение изменило подход к работе

К счастью, могу уверенно сказать, что мои усилия и бесконечная игра в тетрис со временем на всё и вся не прошли впустую. После курса восприятие программирования вышло на принципиально другой уровень. Это точно небо и земля. Мой код стал более структурированным, я стал более критически осмысливать даже те программы, которые ранее написаны.

Если честно, уже не раз ловил себя на мысли переписать свои прежние проекты: смотрю на код и не понимаю, как это я смог выдать такое безобразие! Честно говоря, задаюсь вопросом, как это я так писал раньше :)

«Когда код работает и помогает другим — это огромное удовольствие»: о том, как поддержать любовь к профессии спустя десятки лет

В моей жизни вышло так, что в среднем я каждые 4–5 лет менял работу. Поднимался выше по карьерной и финансовой лестнице, делал шаги в сторону в случае с преподаванием. Но при этом всегда немного оставался тем советским школьником, который раз за разом перечитывает журнал о коде и программирование.

Для меня программирование — это конструктор. Начинаешь с нуля, выстраиваешь фундамент, прилаживаешь кирпичики и блоки и в итоге получаешь то, что работает и меняет рутину.

Если оно действительно работает, ускоряет процессы, помогает сотрудникам — это неизменное удовольствие. А когда я вижу, что коллеги с восхищением пользуются моими программами, — вот высшая похвала.

Например, я до сих пор горжусь системой, над которой работал в нулевых. Она контролировала файлообмен и на основе обмена данных контролировала передачу и приём документов.

Моя программа оформляла документы особым образом и за 10 минут формировала отчёты, на которые до меня сотрудники еженедельно тратили по часу–полутора. Так, я помог освободить рабочие руки и время человека через автоматизацию документооборота. И я искренне радуюсь, осознавая свой вклад в общий труд.

Конечно, за 30 лет с кодом у меня были периоды, когда что-то не получалось. Вычитываешь эти справочники, пересматриваешь лекции, перепроверяешь по сто раз — ну вот должно оно так работать, а оно не работает! В такие моменты я просто откладывал задачу на несколько дней, переключался на другие таски, книги, семью. А затем возвращался и находил тот кирпичик, который мешал сдвинуться дальше.

Текущая работа скорее связана с информационной безопасностью, нежели с программированием. Так что свои знания и навыки в коде я применяю в основном в дополнительных задачах: например, в свободные вечера я разрабатываю новые решения для коллег с прошлой работы. Там ещё есть что автоматизировать.

В частности, для предприятия социальной защиты населения я пишу сейчас программы для сортировки писем входящей корреспонденции и формирования отчётов на основании данных сотрудников.

Что бы ни было дальше, чувствую, что программирование бросать я не буду. Спустя столько лет мне это всё ещё очень интересно и увлекательно.

Одна из моих целей до курса — освоить программирование на топовом, профессиональном уровне. Другая — найти предприятие с большей зарплатой. Последнюю уже реализовал, а в первой планирую совершенствоваться и дальше.




Попробуйте бесплатно 4 топовых направления в IT

Переходите в Telegram и откройте доступ к бесплатным IT-курсам. Попробуйте себя в Python, Java, тестировании ПО, SQL и Excel. Определите, какое направление вам подходит, и получите подарки.

Пройти курс
Научитесь: Python-фреймворк Django Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована