«Мне нравится 1С-разработка — она улучшает бизнес-процессы»: история Алексея Намаконова
Алексей, уже имея высшее образование в сфере IT, решил углубиться в 1С-разработку. Этот выбор помог ему расширить свои профессиональные возможности.
Фото: личный архив Алексея Намаконова
Алексей Намаконов
Россия, Иркутск
Пройденные курсы
Достижения
Углубился в 1С-разработку и усилил навыки в ней. Благодаря новым знаниям обрёл уверенность.
Алексей рассказал:
- как оказался в IT-направлении и в 1C-разработке;
- что помогло ему окончить полугодовой курс всего за два месяца;
- какую необычную «фишку» придумал в рамках своего итогового проекта;
- почему для него язык 1C выигрывает перед другими языками программирования;
- какие задачи как 1С-разработчик чаще всего решает на работе.
«Планировал заниматься 3D‑моделированием»: как я попал в IT и 1C‑разработку
В IT я оказался случайно. Изначально мечтал о карьере в 3D-моделировании: уже в старших классах я участвовал в различных чемпионатах по этой тематике в Москве и Иркутске, планируя поступать на смежное направление в другой город.
Однако моё окончание школы совпало с разгаром пандемии COVID-19, что сильно повлияло на планы. Из-за наложенных ограничений было неясно, в каком формате теперь будет проходить учёба, да и вообще — смогу ли я добраться до города за несколько тысяч километров от родного Иркутска.
В общем, родители уговорили меня не целиться в одно место, а на всякий случай подать документы в местный университет. Согласился и выбрал специальность «Прикладная математика и информатика».
Не пожалел: направление оказалось очень интересным. И этим летом я успешно выпустился. О работе подумал заранее: у меня получилось устроиться программистом в свой же Иркутский государственный университет. В отдел 1C-разработки. Правда, первое время я скорее администрировал систему, нежели занимался самим программированием.
В университете нам, конечно, вели занятия по 1С, но длились они всего один семестр и были скорее ознакомительными: мы быстро пробегали по верхам языка и шли дальше. Так что, попав на работу в 1C-отдел, я понял, что должен скорее углубиться в эту область, чтобы иметь перспективы для роста.
Сперва пытался изучать 1С-разработку сам, по толстенному учебному пособию. Но читать его оказалось очень сложно, а делать лабораторные работы — тем более. Попытавшись пару раз, я быстро понял, что мне необходима поддержка.
«Полугодовой курс я прошёл за два месяца»: об обучении и домашних заданиях
Мне на почту всегда приходило много писем от Skillbox (как-то я заполнил какую-то анкету), и поэтому именно об этой онлайн-платформе я вспомнил в первую очередь, когда решил учиться.
Сначала попал на бесплатный практический мини-курс по 1С для новичков: он шёл несколько дней и знакомил с основами профессии. Пройдя его, получил приятный бонус — скидку на весь комплект курсов по 1C, профессию. И решил попробовать.
К обучению приступил как раз в тот момент, когда у меня закончился учебный семестр и началась практика на работе: там у меня было достаточно свободного времени. Я успевал и работать, и проходить курс, и даже параллельно писать диплом бакалавра.
Я поставил перед собой чёткую цель — пройти курс в сжатые сроки, поскольку заранее знал, что летом буду задействован в приёмной кампании и не найду времени.
Своей цели я достиг: курс, рассчитанный на полгода, прошёл за два месяца.
Несмотря на то что в целом я хорошо справлялся с обучением, конечно, были и трудности. Например, самый сложный объект конфигурации — регистр бухгалтерии — был мне совершенно незнаком. Прежде я никогда не работал с этим инструментом, да что там — и в бухгалтерии совсем не разбирался. Однако благодаря подробным лекциям и практическим заданиям я постепенно понял, как устроена система, и справился с задачей.
Помимо лекций и обязательной практики, курс предлагал дополнительные, необязательные задания, где нужно было проявить творческий подход. Например, одно из них заключалось в том, чтобы придумать способ предотвратить запись услуг в регистр товаров. Нам давался только объект — документ, после проводки которого и происходит запись в регистр. Приходилось долго думать самостоятельно и находить решения. Было очень интересно.
Как и все, я состоял в студенческом чате и периодически туда заглядывал: смотрел, какие вопросы задают люди, что им непонятно. И, честно, удивлялся, осознавая, насколько тяжело даётся обучение тем, у кого нет бэкграунда в IT.
Им приходилось начинать с самого нуля: разбираться в информационных системах, трёхуровневой архитектуре 1C, клиентских и серверных функциях. Конечно, мне учёба давалась гораздо легче благодаря высшему профильному образованию — уверенная база помогала сосредоточиться на конкретных областях и лишь углублять в них свои знания.
Несмотря на то что на учёбу я потратил всего два месяца, результаты получил значимые. А именно:
- полностью разобрался в процессе 1С-разработки и изучил все объекты конфигурации;
- научился реализовывать связь между несколькими системами;
- обрёл уверенность в том, что могу приносить пользу на своей работе, и не только с системной стороны.
«Любой студент мог выйти за ТЗ и добавить немного творчества»: об итоговом проекте
Итоговый проект курса заключался в разработке системы для конкретной фирмы — производителя кондитерских изделий. ТЗ давали чёткое: перечень документов, которые должны быть в системе, перечень требований к этой системе и многое-многое другое.
Была у проекта и творческая составляющая: каждый разработчик мог сам придумать некую фичу, которая облегчит жизнь пользователю, сделает систему удобнее.
Я от себя придумал такую «фишку» — создавать пользователя не в конфигураторе (как изначально заложено в типовом решении «1С»), а в пользовательском интерфейсе. Это позволяло оптимизировать работу пользователя с системой и исключало необходимость звать администратора или разработчика каждый раз, когда нужно добавить новый аккаунт.
Несмотря на ограниченный инструментарий учебной версии 1С-платформы, мне всё же удалось реализовать свою идею, чем я был очень доволен. На защите проектов мою работу и в особенности этот её творческий элемент высоко оценили.
«Для меня 1C-разработка очень понятна и логична»: взгляд на профессию
Работа 1С-разработчика отличается от деятельности других программистов, пишущих на Python, C++, Java и многих других языках. Прежде всего тем, что всегда ориентирована на ведение и оптимизацию бизнес-процессов компаний, а не на написание каких-либо программ для них с нуля.
Собственно, сама платформа «1С» создана для нужд бизнеса и заточена под них.
Например, на 1С легко и удобно работать с базами данных — они генерируются автоматически, в отличие от той же Java-разработки. Конечно, можно сказать, что для других языков существуют специальные конструкторы, облегчающие написание кода… Возможно. Но в таком случае нельзя быть уверенным наверняка, что те сгенерируют действительно качественный код.
Так что, видимо, меня 1С-разработка привлекла прежде всего своим удобством и чёткой структурой. В отличие от языка моей основной, вузовской специальности — Java. Скажу честно: я до сих пор не понимаю его логику на все сто процентов и то и дело испытываю трудности при написании кода.
«Мы адаптируем систему под потребности организации»: о текущей работе и задачах
Университет, где я работаю, постоянно нуждается в 1С-разработке. Мы дорабатываем какие-то нюансы в системе, адаптируем стандартные инструменты под бизнес-процессы конкретно нашего учреждения и делаем много что ещё.
И хоть Иркутский государственный университет не такой крупный, как СПбГУ или МГУ, работы всё равно много: в системе постоянно возникают какие-то ошибки, которые должен устранить именно 1C-разработчик.
Обнаружить ошибки через пользовательский интерфейс практически невозможно, поэтому мы ищем их через конфигуратор. Когда стартовала приёмная кампания вуза, у меня было много подобных задач.
Приведу несколько примеров типовых задач 1С-разработчика на основе своего опыта.
Пример 1
Основная система, с которой я работаю, — «1С:Документооборот». И хоть она является готовым типовым решением, она не всегда полностью удовлетворяет потребностям пользователя — отдельного сотрудника или организации в целом.
Любые «добавки» или исправления реализует как раз 1C-разработчик: создаёт новый вид документа, продумывает маршрут процесса, стадии согласования и прочие детали.
Пример 2
Также я работаю с программой «1С:Университет», особенно востребованной летом, во время приёмной кампании. Одна из моих задач в это время — выгрузка заявлений абитуриентов в суперсервис, то есть на «Госуслуги».
К сожалению, разработчики системы не всегда закладывают качественный код, поэтому с нашей стороны требуется значительная доработка процессов.
Например, на «Госуслугах» при приёме документов у абитуриентов на бакалавриат есть перечень индивидуальных достижений, а в «1С» для этого нет соответствующего документа. Однако мой руководитель нашёл оптимальное решение, чтобы адаптировать документы под наши нужды, и теперь система работает эффективно.
«В ближайших планах — магистратура, работа, курсы по 1С-аналитике»: что дальше
Сейчас я планирую поступать в магистратуру на 1C-направление и продолжать работать в университете. Принял такое решение, потому что понимаю, что диплом бакалавра даёт более скромные возможности для будущей карьеры, нежели диплом магистра.
Если в частных компаниях карьера не всегда привязана к уровню образования, то в госкомпаниях он строго учитывается.
Поэтому я считаю важным подстраховаться и иметь «подушку безопасности». Дальше, в аспирантуре, уже учиться не планирую, поскольку мне предстоит служба в армии. Надеюсь, буду и там приносить пользу как профессионал в области IT.
А вообще, со временем, мечтаю устроиться в какую-нибудь крупную IT-компанию, где смогу не только программировать на 1С, но и взаимодействовать с заказчиками, разработчиками, документацией. Для достижения этой цели в ближайшее время приступлю к курсу по 1С-аналитике, который Skillbox подарил мне в качестве бонуса.