Как разработчику научиться говорить «нет»
Станьте настоящим суперменом — обретите сверхспособность, которой позавидуют коллеги.
Кадр: сериал «Парки и зоны отдыха»
Ананд Сафи
(Anand Safi)
Об авторе
Пишет о человеческой составляющей лидерства и разработки ПО, которой часто уделяют недостаточно внимания. Технический руководитель, технический лидер и наставник, стартап-эдвайзер.
Переводчик
Руслан Гаджиев
Навыки программирования, опыт, знание новых фреймворков — это всё, конечно, круто. Но есть такие «сверхспособности», которые даже из самого среднего инженера сделают выдающегося сотрудника. Такого, который никогда не выгорит на работе и всегда добьётся своего.
Сегодня мы расскажем об одной из таких суперспособностей — умении говорить «нет». Она поможет стать гибче и сосредотачиваться на главном. Разберём по порядку.
Повышенная концентрация
По исследованию BBC, концентрация внимания у среднестатистического человека за последние 15 лет сократилась с 12 до 8 секунд — это меньше, чем у золотой рыбки.
Тем важнее становится умение фокусироваться на текущей задаче. Если и дальше пытаться всем угодить, быть всегда доступным и хвататься за любую работу, вы успеете гораздо меньше. Можете не верить, но по факту как только вы начнёте делать всё сразу, то разорвётесь между задачами, которые сами на себя навешали.
Для начала задайте себе несколько уточняющих вопросов, поделив их на две категории: внутренние и внешние.
- Внутренние. Не ставите ли вы под угрозу более важную и срочную задачу только ради того, чтобы не портить с кем-то отношения? Можете ли вы поручить новую задачу кому-то другому?
- Внешние. А насколько важно то, о чём вас просят? Понятно, что это позарез нужно тому, кто к вам обратился, — но действительно ли это так критично и срочно для всего бизнеса, проекта, команды? Уточните в деталях: чего от вас хотят и почему обратились именно к вам?
Если на любой из этих вопросов нет удовлетворительного ответа, можете не задумываясь отказать или отложить входящую задачу на более поздний срок. Вежливо и доходчиво объясните человеку, почему его просьба на данный момент не в приоритете.
Слишком частая смена приоритетов или постоянная многозадачность больше отвлекает, чем приносит пользу.
Прокачка командных скиллов
Идея проста и говорит сама за себя. Как только вы скажете «нет» заданиям и просьбам, которые раньше постоянно вешали на вас, это создаст новые возможности:
- Возможность для команды уменьшить нехватку сотрудников, у которых есть глубокое понимание узких областей. Иначе проблема так и будет время от времени всплывать: ведь в команде всего один человек, способный решать те или иные задачи.
- Возможность для кого-то другого прокачаться и получить опыт в чём-то новом. Такой шанс стать дополнительной опорой команды может оказаться бесценным.
- Возможность для вас быть наставником и коучем. Это идеальная ситуация, чтобы продемонстрировать свою экспертность и поделиться знаниями.
Знание — сила. А знание, которым ты поделился с другими, — сила, помноженная многократно.
Роберт Бойс (Robert Boyce)
Возможности для роста
Речь о вашем личном росте. Если вы задумываетесь об этом, когда к вам обращаются с определённой просьбой или потребностью, значит, со временем вы займёте свою узкую нишу. Ключевое слово здесь — «узкая».
Всё полностью зависит от того, решите ли вы остаться специалистом или захотите стать продвинутым дженералистом, а возможно, даже версатилистом (подробнее — в статье на medium.com). В целом, если вы пытаетесь одновременно выполнять привычную работу и изучать что-то новое или расширять сферу деятельности, это будет способствовать вашему карьерному росту.
На мой взгляд, лучше прокачать основную специализацию и при этом разбираться в других аспектах разработки продукта, чем ограничиваться чем-то одним.
Это не только позволит вам работать над интересными кейсами и даст возможности для сотрудничества, но и сделает вас важным и полезным членом команды.
Ваша помощь — это не что-то само собой разумеющееся
Этот пункт гораздо важнее остальных. Люди, команды, компании постоянно забывают, что ничто не длится вечно.
Если вы чувствуете себя неловко, неожиданно отказывая в просьбе, в которой раньше вы бы обязательно помогли, подумайте вот о чём: говоря «нет», вы на самом деле помогаете команде. Поэтому сделайте это ради общего блага.
Пока сотрудник не перестанет быть «чем-то само собой разумеющимся» и будет позволять ездить у себя на шее, когда кто-то срывает сроки, прикрывать чужую некомпетентность и тому подобное, никто не будет искать альтернативные пути решения и налаживать правильные процессы.
Если сотрудник готов выполнять то, что ему поручили, это ещё не значит, что он будет делать это всегда.