Код
#статьи

Как из разработчиков вырастить фулстеков и продакт-менеджеров

Как перестроить команду, чтобы разработчики могли непосредственно влиять на продукт. Кейс продакта из Циан.

tesla / youtube

Степан Величко

об эксперте

Степан Величко, продакт-менеджер в Циан. Создаёт сервис долгосрочной аренды «Сдай/Сними».


Ссылки


«Сдай/Сними» — это стартап внутри Циан, который автоматизирует сдачу и поиск жилья для долгосрочной аренды в России. В нашей команде всего 8 разработчиков. При этом нам регулярно нужно тестировать много гипотез, искать подходящую нишу и экспериментировать с дизайном сервиса.

Поэтому мы стали перекраивать привычный рабочий процесс так, чтобы всё успевать, но при этом не мешать развитию и творчеству разработчиков.

Вовлекли команду в процессы

Раньше за гипотезы в команде отвечал продакт. Он уходил в тёмную комнату, придумывал идеи, а потом приносил их команде. Со временем стало понятно, что такой подход работает плохо:

  1. Команда не была вовлечена в разработку гипотез. Никто не задавал каверзных вопросов, не предлагал улучшений и новых идей.
  2. Рано или поздно у одного человека банально заканчиваются идеи и гипотезы.

Тогда мы постепенно стали привлекать к разработке гипотез всех членов команды. Как это происходило:

Шаг 1. Погрузились в продукт. Мы явно обозначили цели на ближайшие 3–6 месяцев, рассказали, откуда эти цели вообще взялись. Поэтому все понимали, что и зачем делают.

Шаг 2. Регулярно отслеживали цели. На демо и ретроспективах мы оценивали результаты по метрикам и делали выводы. Чтобы все видели, где находится и куда движется команда.

Первые два шага уже давали плоды. Команда стала внимательнее относиться к новым идеям, анализировать их и сопоставлять с нашими целями, а не просто выполнять задания. Если кто-то видел в проекте недостатки, то говорил об этом и предлагал свои решения.

Шаг 3. Создали общий канал для обмена идеями. Чтобы все могли в свободной форме предлагать идеи и обсуждать продукт, мы завели дополнительный канал в Slack «Сдай-сними-поговори». Теперь, если кто-то придумал новое решение, нашёл сервис, похожий на нас, или просто интересную статью, он закидывает это в канал и обсуждает с другими участниками. Получается непрекращающийся брейншторм. Сначала канал был только для команды «Сдай/Сними», но когда о нём узнали в Циан, туда стали проситься люди из других команд.

В результате идей стало гораздо больше. Теперь их предлагает не только продакт, но и разработчики, дизайнеры — даже ребята из других команд.

Попробовали разные методологии и адаптировали их под свой формат

Мы работаем по Agile, но подстраиваем его под себя. Формально у нас есть недельные спринты, но мы их редко соблюдаем. Процессы так часто меняются, что их постоянно нужно адаптировать под текущие задачи. Недавно мы перешли к смешанной методологии, которая больше напоминает Kanban.

Раньше команда делала больше 10 проектов одновременно. Все кросс-стековые, поэтому разделить их между участниками не получалось и каждый мог работать сразу над четырьмя. Это часто приводило к хаосу и рассинхрону в команде. Поэтому мы установили лимиты по work in progress. Теперь в работе может быть не больше трёх проектов, и пока хотя бы один не закончили, новые не берём (под проектом мы понимаем какую-то фичу).

Например, динамическое изменение стоимости аренды. Собственник ставит желаемую сумму, а мы меняем её в зависимости от спроса. Если по объявлению почти нет звонков, сервис снижает её на 5%, а если в первый же день позвонило 100 человек — повышает. У собственника в личном кабинете отображается график, на котором видно, по какой цене сколько человек откликнулось. Так клиент может определить рыночную стоимость квартиры.

Сначала мы каждую неделю проводили классические Agile-ретроспективы и обсуждали итоги спринта. Но потом поняли, что такой формат нам не подходит: разработчики были заняты своим проектом и не хотели выносить проблемы на общее обсуждение. Поэтому мы перешли на проектные ретроспективы. Теперь после запуска очередного проекта мы собираемся с ответственными разработчиками и всеми, кто работал над проектом. На встречах обсуждаем проблемы, формируем action points, выбираем ответственных по ним и делимся итогами со всей командой.

Под каждый проект мы собираем мини-команду.

Сначала выбираем ответственного разработчика — он управляет проектом, сообщает о проблемах техлиду и продакту, решает их. Это могут быть как небольшие задачи вроде перевода тасков по статусам в Jira, так и решение проблем с новыми техническими требованиями. А ещё он синхронизирует действия всех участников своей мини-команды.

Состав команды зависит от задач проекта. Например, есть исключительно бэкендовые или фронтендовые проекты, а есть фичи, для которых одновременно нужны бэкенд- и фронтенд-разработчики.

Из-за того что у нас часто, почти стихийно появляются новые идеи, мы не составляем окончательный список проектов на будущий квартал и не проводим классические встречи для их оценки. Разработчики и менеджеры скидывают идеи в общий канал, а потом вместе решают, что лучше подходит для достижения важных метрик. Но при этом непонятно, сколько времени и денег мы потратим на реализацию.

Поэтому сейчас эксперты от каждого стека регулярно собираются на встречах, где продакт описывает им концепты планируемых фич. Эксперты берут по одному проекту, дают предварительную оценку и собирают её с остальных участников. В результате бэклог идей пополняется полезными данными:

  • мы понимаем, какие стеки нужны для реализации проектов;
  • получаем примерную оценку затрат от других стеков;
  • строим предварительную архитектуру проекта.

На основе этих данных можно эффективнее распределять ресурсы команды. Например, мы знаем, что на следующей неделе на три дня свободны мобильные разработчики. Смотрим в бэклог, находим фичи, которые помогут с нашими метриками, и оставляем те, которые можно сделать за три дня.

Стали поощрять развитие

У разработчиков «Сдай/Сними» есть перспективы как для горизонтального, так и для вертикального роста. Задачи всегда разные: можно повышать уровень технических навыков или углубиться в управление командой и стать тимлидом.

Сейчас три разработчика дошли до карьерного потолка на своих должностях. Двое из них теперь претендуют на роль тимлида, а третий выбрал путь эксперта — ему интереснее решать более сложные технические задачи, чем управлять командой.

Мы редко работаем над гипотезами больше двух-трёх недель. Обычно делаем небольшие фичи или дробим их так, чтобы максимально быстро запустить, проверить и, если нужно, переделать. С одной стороны, это придаёт нам гибкости, а с другой — мешает. Людей мало, а проектов, которые завязаны на одном специалисте, — много. Чтобы разработка не останавливалась, раньше приходилось точно согласовывать график работы и распутывать цепочки проектов.

Однажды наш Python-разработчик застрял на небольшой задаче по C#, а свободных шарпистов не было. Тогда, чтобы не ждать 2–3 дня, он сам узнал, как её решить, и написал код на C#. Постепенно этот разработчик стал брать больше задач на C#. Потом у него случилась похожая ситуация с мобильной разработкой. Конечно, по меркам программистов, которые пишут на этих стеках, задачи были лёгкие, но зато такая мелочь больше не тормозила разработку.

Изображение: Public Domain

Потом мобильным разработчикам надоело застревать на бэкенде, закрывать задачи моками и ждать, пока появится подходящий API. Ведь даже если моки сработают, на бэкенде могут написать рабочие методы немного по-другому и проект развалится. Поэтому ребята стали плавно погружаться в бэкенд.

Сейчас из восьми человек в команде только двое не пробовали другие стеки, а питонист, с которого всё началось, уже пишет на C#, JavaScript и даже делает фичи под iOS. У других разработчиков есть основной стек и один дополнительный. Теперь ребята могут решать небольшие задачи на других языках, а проекты больше не завязаны на одном специалисте.

Собрали две самостоятельные команды по проверке гипотез

Так как продакт часто занят на стратегических проектах, которые длятся около месяца, у него не остаётся времени на быстрые эксперименты. А тестировать небольшие фичи вроде нового дизайна кнопки, нового баннера или заголовков нужно постоянно.

Mini growth team

У нас уже был middle-разработчик на C# с менеджерскими скиллами. Ему нравилось организовывать процессы и собирать обратную связь, поэтому он быстро влился в продукт и сразу начал предлагать идеи. В какой-то момент он сам стал проводить ретровстречи и даже запустил регулярный процесс по оценке здоровья участников.

Тогда же первый разработчик в команде вырос до fullstack. Поэтому мы решили собрать growth-команду, которая на костылях тестирует по несколько гипотез в неделю и отвечает за соответствующие метрики. В команду вошли product-лид (который middle C#), fullstack-разработчик и аналитик с исследователем на part time.

Product-лид решает целый ряд задач:

  • настраивает процессы;
  • организует брейнштормы;
  • устанавливает приоритеты гипотез;
  • отвечает за метрики;
  • отслеживает эффективность команды.

Аналитик тратит по 8 часов в неделю на брейнштормы, приоритизацию и анализ гипотез, а исследователь доносит пользовательский фидбэк.

Перед началом спринта product-лид говорит, на какой метрике нужно сфокусироваться, а команда на брейншторме предлагает гипотезы. Потом каждый защищает идеи перед остальной командой и те, что прошли критику, приоритизируются по трём параметрам:

1) по вере в успех;

2) по влиянию на цели стартапа — например, баннер может хорошо работать, но лишь для 0,1% аудитории;

3) по сложности.

После этого гипотезы уходят к fullstack-разработчику, который их запускает.

Сейчас команда проверяет по четыре гипотезы в неделю, и на каждую у неё уходит менее 8 часов разработки.

Возможно, product-лид когда-нибудь окончательно уйдёт из C# в продукт. В growth team он получает реальный опыт, а не просто читает статьи и книги. Так что в будущем ничто не мешает ему стать продактом в нашей команде.

В начале квартала мы ставим цели, а потом встречаемся каждую неделю: обсуждаем точки роста команды и что product-лиду как руководителю нужно прокачать. Например, если гипотез на приоритизацию выносится меньше, чем хотелось бы, он придумывает, как выдавать больше. Иногда обсуждаем темы, с которыми он ещё не сталкивался, но которые хотел бы попробовать, — например аналитику.

Вообще, внутри команды люди часто погружаются в смежные направления, если сами этого хотят. Например, исследователь пользовательского опыта захотел уйти в аналитику, поэтому нынешний аналитик помогает ему разобраться в Google Analytics и с выгрузкой данных через SQL.

Команда по масштабированию сервиса

Когда growth team встала на рельсы и заработала самостоятельно, мы решили сформировать ещё одну команду.

Чтобы масштабировать сервис, нужно часто экспериментировать с оффером — пробовать разные тексты, визуалы и механики. Сейчас у пользователей баннерная слепота, они автоматически жмут skip, когда видят рекламу, поэтому продавать в интернете становится сложнее. Новые механики продаж выходят за рамки компетенций growth-команды, а выпуск и проверка гипотез по каждой занимают примерно неделю.

Кадр: фильм «Джокер»

Когда один из наших разработчиков достиг уровня сеньора, ему хотелось расти до тимлида. Но в команде из восьми человек всем не получится стать тимлидами.

Поэтому пригласили его руководить командой по разработке офферов. Его задачей было организовать процессы так, чтобы команда запустила и проверила все N гипотез в указанный период времени. Таким образом разработчик прокачивал менеджерские скиллы, а мы наладили проверку гипотез по продающим механикам.

Помимо тимлида в команду вошли дизайнер, копирайтер и frontend-разработчик. Как и growth team, они выстраивают процессы без product-менеджера и решают полный цикл задач:

  • брейнштормят идеи офферов;
  • разрабатывают дизайн;
  • проводят коллективное дизайн-ревью;
  • запускают офферы;
  • проводят аналитику после запуска.

Разработчик прокачивает скиллы тимлида: учится организовывать команду, релизить проекты в срок и настраивать процессы. Ему нравятся задачи, он сработался с командой и выдаёт хороший результат.

Бонус: что почитать, если хотите перейти из разработки в продукт или менеджмент

Одно из главных качеств продакта — насмотренность. Поэтому полезно смотреть и анализировать как можно больше кейсов. Когда я только собирался в профессию, выбор источников был очень скудный и приходилось собирать знания по крупицам. Сейчас в интернете полно материалов на русском языке.

Блоги — один из лучших источников кейсов и обучалок для продакта. Они помогают всегда оставаться в теме последних событий маркетинга и бизнеса, потому что информация там часто обновляется.

  • В GoPractice не только дают теорию продакт-менеджмента и разбирают кейсы, но даже предлагают симулятор, чтобы погрузиться в управление продуктом.
  • У Epic Growth есть целые сериалы по развитию IT-продуктов и канал с бесплатным контентом.
  • Иван Замесин и Илья Красинский, практикующие эксперты и менторы, в своих блогах щедро делятся опытом и отвечают на вопросы о продуктовом менеджменте.
  • На ресурсе Growth.Design детально разбираются user flow из разных продуктов и даются ссылки на научные статьи.
  • На YouTube-канале «Академии Яндекса» есть плейлист «Школа менеджмента».

Из книг вы получите фундаментальные знания, которые помогут понять, как и почему работают процессы.

Когда освоите азы, вопросы вроде «Что мне учить дальше?» отпадут. Чем глубже вы будете погружаться, тем лучше будете понимать, что вам интересно, и найдёте кучу новых источников. Поэтому изучайте теорию по книгам, подписывайтесь на экспертов и впитывайте чужой опыт.

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована