Цветной слух: что это такое и как его развить
Какого цвета ваша любимая песня?
Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media
Из статьи вы узнаете:
- что такое музыкальный слух и какие его виды существуют;
- что такое синестезия;
- в каких цветах известные композиторы видели музыку;
- как развить цветной слух.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂
Музыкальный слух и его виды
«Да у тебя нет слуха!» — некоторым из нас пришлось в детстве услышать этот обидный приговор. Нам казалось, что музыкальный слух — это такая удивительная вещь, которая либо есть, либо отсутствует. На самом же деле слух — это очень сложный феномен, и он бывает разным.
Под музыкальным слухом чаще всего понимают умение различать звуки по высоте, что называют специальным термином «звуковысотный слух».
Ритмический слух
Однако высота звука — это ещё не всё, есть и другие важные компоненты музыкального слуха. Например, ритм. В некоторых регионах, таких как Латинская Америка, Африка, Индия, у людей очень развито чувство ритма с детства. Они танцуют зажигательные танцы, играют на барабанах, и здесь умение различать звуки по высоте не так важно, а вот ритмический слух необходим.
Гармонический слух
Отдельные звуки и ритмы складываются в аккорды. Уметь их слышать также очень значимо для музыканта. Есть даже специальное понятие — гармонический слух. Благодаря ему человек может услышать различные гармонии, иногда пасторальные и светлые, а иногда драматичные и напряжённые.
Читайте также:
Гитаристы, скажем, мыслят аккордами не меньше, чем мелодиями, а может, даже больше. Эта часть слуха обогащает восприятие музыкального искусства.
Тембровый слух
А ещё в музыке используют различные инструменты, вокальные голоса, и у каждого есть свой тембр. Любой сможет отличить скрипку от дудочки, а вот профессиональный музыкант сможет отличить скрипку от альта. Человек их различает благодаря тому, что у него развит тембровый слух. Если слушать много различной музыки, пытаться разобраться в том, как она устроена, какие инструменты и голоса её исполняют, то тембровый слух становится всё совершенней и совершенней.
Читайте также:
Но и это ещё не всё. Кроме звуковысотного, ритмического, гармонического и тембрового слуха природа наделила людей умением воспринимать звуки музыки с помощью других органов чувств.
Что такое синестезия
Синестезия — это явление, когда раздражение одного органа чувств вызывает отклик в другом органе чувств. Иными словами, человек слышит звуки и при этом начинает видеть определённые цвета, чувствовать запахи, вкусы, у него возникают определённые тактильные или осязательные ощущения. Такого человека называют синестетом.
Наиболее распространённый вид синестезии — это соединение в восприятии музыки и цвета (так называемая хромостезия). Интересно, что она характерна как для музыкантов, так и для художников. Известный живописец Василий Кандинский в книге «О духовном в искусстве» писал:
«Цвет — это клавиши, глаз — молоточек, душа — многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством той или иной клавиши целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».
Большое значение цвету и его влиянию на эмоции уделяли художники-импрессионисты, а также представитель живописи цветового поля Марк Ротко и многие другие.
А что же музыканты?
Музыканты и цветной слух
У музыкантов связь музыкального слуха и цветового восприятия встречается ещё чаще. Ей даже дали специальное название — фонопсия (с греческого phone — звук, opsis — зрение). Восприятие музыки в цвете характерно для таких композиторов, как Г. Берлиоз, Ф. Лист, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин, М. К. Чюрлёнис, К. Дебюсси, И. Ф. Стравинский, О. Мессиан, Д. Лигети, Б. В. Асафьев и другие.
Связь звуков, тональностей и цвета у каждого музыканта индивидуальна и возникает совершенно непроизвольно. Некоторые ассоциации у разных музыкантов могут быть очень похожи, а некоторые — совершенно различны. Так, например, Скрябин, Римский-Корсаков и Асафьев воспринимали тональность ре мажор в жёлтом цвете. А вот с фа мажором у них уже не было такого единодушия. Для Скрябина он красный, а для Римского-Корсакова — зелёный.
Для слушателей современных концертов и посетителей театров совершенно естественно, что выступления сопровождаются работой световых прожекторов. Они создают настроение и участвуют в драматургии представления.
Но так было не всегда, и одним из первооткрывателей этого направления стал композитор Александр Николаевич Скрябин. Он придумал музыкальную поэму «Прометей» («Поэма огня»), которую должны были исполнять оркестр, фортепиано, орган, хор и свет.
Партию света композитор обозначил в нотах как luce (по-итальянски tastiera per luce — «клавиатура для света»). Произведение было впервые исполнено со светом в 1915 году. Для этого даже придумали специальную машину.
Световая партия в этом сочинении записана обычными нотами, каждая из которых была связана у композитора с определёнными цветами. И хотя пока техника была не совершенна, сама идея опередила свое время.
Как развить цветной слух
И в XX, и в XXI веке идея связи музыки и цвета продолжала активно развиваться. Из неё выросло целое направление в обучении музыке — «Цветные нотки». Суть этой методики проста и гениальна — соотнести семь цветов радуги и семь музыкальных нот.
Разноцветные кружки наклеиваются на клавиши фортепиано или синтезатора, и ребёнок начинает легко ориентироваться на красочной клавиатуре.
Теперь можно получить первый интересный опыт игры простых песенок по цветным ноткам. Учитель показывает ученику на фортепиано ноту, например, до. Потом показывает, что даже из этой одной-единственной ноты уже может получиться песенка. Постепенно преподаватель знакомит ребёнка с другими нотами, показывая песенки, состоящие из двух нот, затем — из трёх и так далее. Это помогает не только в игровой форме увлечь малыша музыкой, но и помочь ему запомнить цвета и ноты.
Потихоньку дети начинают осваивать все ноты и переходить к более сложным, но и более интересным мелодиям.
А ещё очень здорово играть цветные песенки на ксилофоне, клавиши которого помечены разноцветными кружочками. Ребёнок входит в мир музыки просто и с увлечением, развивается не только его музыкальный слух, но и художественное восприятие.
Что ещё почитать по теме
- Павел Бережанский, «Абсолютный музыкальный слух»
- Самуил Майкапар, «Музыкальный слух, его значение, природа и особенности и метод правильного развития»
- Мария Горбунова, «Теория цвета Василия Кандинского»
- Светлана Егорова, «Музыкальное исполнительство: феномен цветозвуковых ассоциаций и эмоциональное содержание музыкального произведения»