Кино
#истории

«Пустых слов не бывает»: как коуч освоила сценарное мастерство и внедряет его в работу

Марина с юности была фантазёркой. Но только в 45 лет пришла к профессии сценариста, в которой смогла полностью раскрыть свой творческий потенциал.

Иллюстрация: Aktivis / Pexels / Freepik / Colowgee для Skillbox Media

Марина Понамарева

Россия, Новосибирск


Пройденные курсы


Достижения

Написала сценарий сверхъестественной драмы, а также создала приложение для знакомств пожилых людей «Серебряная искра». Теперь, как коуч, разрабатывает трансформационную игру для женщин.


ссылки


Марина рассказала:

  • о своей богатой фантазии, реальности девяностых и работе юристом в колонии для несовершеннолетних;
  • о том, как реализовывала личные мечты и, как коуч, помогла в этом другим;
  • о случайно пройденном тесте для профориентации, который подтолкнул к профессии сценариста;
  • о том, как учиться с маленькими детьми на руках и всё успевать;
  • о том, как учёба изменила жизнь и повлияла даже на сферы, не связанные с творчеством.

Глава 1. Фантазёрка, юрист и учитель

— Марина, большинство сценаристов начинают придумывать и творить уже в юном возрасте. У вас тоже было так?

— И да и нет. Не скажу, что в детстве я осознанно садилась и писала рассказы или повести. С другой стороны, сколько себя помню, всегда имела богатую фантазию. Если требовалось поставить спектакль в школьном театре — придумать и написать сценарий, срежиссировать представление — за всё это бралась я. Мне нравились подобные занятия: я видела и чувствовала, как передать идею. Фантазёрка, одним словом!

— По сочинениям, наверное, получали одни пятёрки?

— В них, кстати, я допускала много грамматических ошибок, и оценки мне за это снижали. Но литературу и правда любила: чтение было ещё одним способом погрузиться в фантазии и другие миры. Только уже не мои, а авторские.

Ещё помню, что лет в шестнадцать во сне мне стали приходить стихи: я просыпалась ночью и записывала их на автопилоте, а утром перечитывала и думала: «Неужели я правда могла сочинить такое?»

— Что вдохновляло вас тогда и сейчас?

— Я очень любила и люблю бывать на природе, гулять, думать. С детства моё самое обожаемое место силы — это научный Академгородок в Новосибирске — там не только невероятно красивые виды, но и очень чистый воздух, прекрасная экология!

В том районе у моей семьи есть загородный дом. Когда я приезжаю в те места, оживаю душой: внутри всё поёт и раскрывается, я там чуть ли не с деревьями разговариваю 🙂

— Кажется, с такой душевной организацией вам была предначертана дорога в театральный или литературный институт. По крайней мере, однозначно в творческую профессию.

— К сожалению, в юности всё сложилось иначе и мне не удалось реализовать весь свой творческий потенциал. На дворе стояли девяностые, трудные времена, высокое искусство тогда было невостребованно, все шли в коммерцию.

Я понимала, что на креативности и развитой фантазии не заработать. Пишешь? Ну здорово, пиши дальше в стол и радуйся. Социум диктовал условия, в которых росла востребованность и престижность таких профессий, как юрист, бухгалтер — вот в этих сферах можно было сделать успешную карьеру.

Мой путь строился так: сначала я выучилась на юриста, а потом пошла в педагогический университет, на факультет начальных классов.

— Передумали быть юристом и решили стать учителем?

— Получилось чуть сложнее: во время учёбы на юриста я пошла работать с трудными подростками, в колонию для несовершеннолетних. Я хотела понять психологию этих ребят: что ломает их психику и толкает на разные преступления. Кстати, на тот момент мне самой было всего 19–20 лет.

— В чём состояли ваши обязанности?

— Я вела личные дела юных заключённых. Делала так, чтобы ребёнка освободили условно-досрочно.

— Небольшая разница в возрасте мешала или, наоборот, помогала в работе с трудными детьми?

— Признаюсь, мой юный возраст на той работе приходился мне совсем не на руку. Меня воспринимали как ровесницу, несерьёзно, пытались заигрывать, хотя я к тому моменту уже имела звание лейтенанта.

И всё же я проработала в колонии четыре года. То время подарило мне ценный жизненный опыт, дало возможность для саморазвития, научило психологической устойчивости — без неё там было никуда. Что до продвижения по службе или получения высоких званий: они меня не интересовали.

— Чему именно научил вас тот непростой опыт?

— Наверное, лучше понимать психологию человека. Не делить жизнь и людей на чёрное и белое. Видеть нюансы и осознавать, что нередко личная история глубже и сложнее, чем кажется на первый взгляд.

В обществе ведь как принято считать: преступник, пусть и малолетний, — это плохой человек. А когда погружаешься в историю конкретного ребёнка, вдруг оказывается, что он сам по себе плохим не родился. Что-то произошло и сподвигло его на неправильный поступок.

В этом было интересно разбираться: вести искренние диалоги и видеть, что перед тобой вполне нормальный подросток, способный на эмпатию, доброту и много что ещё хорошее. Просто он попал в трудную ситуацию и где-то оступился.

При этом важно не перешагивать тонкую грань и не симпатизировать откровенному злодею. Всё-таки нередко они бывают очень обаятельными, и неопытному человеку на такую харизму легко повестись.

Глава 2. Несистемный человек, коуч, многодетная мама

— Как развивался ваш путь дальше? Вы упомянули, что также учились на преподавателя начальных классов.

— Да, но в итоге после педагогического в школу работать не пошла. Я в те времена много искала себя. И наконец поняла, что я — совершенно несистемный человек. Мне всё время хотелось на вольные хлеба.

Кроме того, к тому времени у меня сформировалось уже несколько глубинных и чётких желаний. Я знала, что хочу, во-первых, большую семью и, во-вторых, семейный бизнес. Правда, что именно это будет за бизнес, тогда ещё не представляла — только что он точно не будет связан с торговлей или сферой услуг.

Начала закрывать задачи по очереди. Сперва сконцентрировалась на рождении детей — боролось с диагнозом «бесплодие». Все силы бросила туда.

— И вы победили: сейчас вы мама троих детей. А как шли дела со второй задачей — открытием своего дела?

— Тоже довольно успешно. В поисках направления и дела по душе я оказалась на курсах по коучингу. И так 15 лет назад нашла своё призвание.

В общей сложности училась три года: сначала в Новосибирске, затем в Санкт-Петербурге. Туда в своё время приезжал известный американский психолог и психотерапевт Стивен Гиллиген: он вёл курс «Путешествие героя». В него входили различные упражнения на стыке НЛП и психологии, направленные на личностный рост и объясняющие жизненный сценарий человека.

Затем перешла к практике и начала давать частные консультации: арендовала помещение, разместила объявление. Найти клиентов 10–15 лет назад было очень легко: конкуренция почти отсутствовала, не то что сегодня. Люди шли по объявлениям, потом оставляли отзывы, по сарафанному радио приходили новые и тоже делились с друзьями и коллегами рекомендациями — и так выстраивалась цепочка.

Марина на групповом коучинге (вторая справа в белом)
Фото: личный архив Марины Понамаревой

— С какими запросами чаще всего обращались люди?

— С совершенно разными: открыть свой бизнес, наладить отношения, устроить личную жизнь. Мы разбирались с истинной мотивацией касательно цели, а также со скрытыми мотивами, блоками, которые мешали достичь желаемого. Как коуч, я раскрывала потенциал человека, направляла его.

После каждого клиента мне хотелось написать книгу. Потому что все люди были абсолютно уникальными — в своих мечтах, мышлении, целях, но будто этого не замечали.

Глава 3. Хороший сценарист

— Как получилось, что вы заинтересовались сценарным мастерством? Вдохновились историями клиентов?

— Да, как я уже сказала, каждая история была уникальной, вот я и подумала: «Вот бы сохранить их все, зафиксировать. И ведь даже выдумывать ничего не надо: просто записать такими, какие они есть, — живыми и прекрасными».

Правда, долгое время моя идея так и оставалась нереализованной, поскольку я всё никак не могла выкроить время на творчество. С небольшой разницей родила двоих ребятишек (старший уже был взрослым) и, естественно, в первую очередь занималась ими. А если выдавалась пара свободных часов, брала клиентов на коучинг.

А потом дети подросли, а желание писать — осталось. Вот только внутри я чётко ощущала, что чего-то в моих навыках для нового дела пока не хватает. Ну не могла я просто сесть и начать писать.

И однажды случайно наткнулась в интернете на профориентационный тест от Skillbox: там предлагалось проверить, к какой профессии я предрасположена и в чём могла бы свои задатки развить.

— Уже догадываюсь, каким был результат…

— Да 🙂 Я ответила на вопросы и получила заключение: «По всем параметрам из вас выйдет хороший сценарист».

И тут в моей голове мгновенно сложился пазл: я ведь на самом деле давно шла именно к этой профессии. Придумывала истории, писала стихи, собирала истории интересных людей. Просто не могла чётко сформулировать своё желание — что хочу писать сценарии. Профессионально.

— Долго решались на покупку курса?

— Вообще не думала: купила, и всё. Я вообще спонтанный человек, у меня чуткая интуиция, я слышу и различаю свой внутренний голос. Поэтому сразу поняла: «Марина, иди туда, тебе это нужно».

Честно: не возникло ни тени сомнения, что я делаю правильный выбор. Хотя в моменте я чётко осознавала, что не представляю, как монетизировать новое умение в будущем. Но это меня не останавливало: в первую очередь я шла учиться для себя.

— Как вам удавалось и удаётся успешно совмещать обучение с воспитанием маленьких детей?

— Мой секрет в том, что я занимаюсь без чёткого расписания — только когда есть свободное время. Никто не отвлекает? Отлично, значит, буду учиться, пока кому-то не понадоблюсь. Например, когда писала сценарий к сериалу, нередко проводила за компьютером весь день.

А ещё мне кажется, что сам формат курса помогает всё успевать. Когда лекции предзаписаны, а у домашних заданий нет чёткого дедлайна, гораздо проще выстраивать комфортный график — можно заниматься, когда удобно, ставить видео на паузу, если не понял, пересматривать, если подзабыл.

Марина с детьми
Фото: личный архив Марины Понамаревой

Наконец, я нахожу время для занятий, потому что они мне искренне нравятся. Есть всё-таки определённая магия в процессе обучения, она и мотивирует продолжать. Бывает, сажусь писать диалоги к сценарию — и все мои проблемы куда-то улетучиваются. Встаю и чувствую, будто прошла сеанс терапии, эмоционально разрядилась. Отдохнула.

Все мои внутренние блоки и переживания отходят на второй план. Я настолько погружаюсь в процесс, что у меня даже герои перед глазами оживают.

— На курсе на каждое домашнее задание студенту дают обратную связь. Я знаю, что многие творческие люди на дух не переносят критику, даже конструктивную. Не возникало ли у вас внутреннего сопротивления, когда куратор «вмешивался» в ваше творение и вносил правки?

— Нет, наоборот. Мой куратор, Мария, работает со сценаристами как редактор. Она всегда давала мне профессиональные подсказки очень мягко. Ни разу я не видела правок по типу «Что за ерунда? Надо тут переделать!» Нет, она писала: «Всё здорово, но, мне кажется, здесь лучше добавить вот это, а тут — использовать такой-то приём».

Правки куратора только добавляли мне мотивации и драйва — что-то улучшить, подкрутить, приблизить к идеалу. Я поняла, как круто работать в команде с профессионалом, и хочу продолжить эту практику и дальше: редактор освежает взгляд сценариста.

Деликатное отношение от куратора очень ценно и важно: всё-таки автора, особенно начинающего и не очень уверенного в себе, легко обидеть. А этого нельзя допустить. Иначе он может перестать верить в себя и свои идеи.

— Какое домашнее задание запомнилось вам больше всего?

— Пожалуй, итоговая работа — сценарий для кино. Его объём был внушительным — только первый драфт вышел у меня на 60 страниц.

Я создавала сверхъестественную драму. Согласно сюжету, солдат получает контузию, и после травмы у него появляется способность видеть будущее. Отсюда и начинается драма в настоящем.

Много времени ушло на продумывание персонажей, их поведения, проработку диалогов. Каждый этап я обязательно согласовывала с куратором: он писал рецензии, оставлял комментарии, вносил правки. Да, было сложно, но очень увлекательно.

Глава 4. Автор приложения для знакомств

— Вы давали читать свои работы близким, мужу?

— Нет, пока это секрет, они даже не знают, что я учусь.

— А почему? Боитесь, что не поймут?

— Нет, не боюсь. У нас с мужем 25 лет семейного стажа. Я просто люблю делать сюрпризы. Хочется удивить. Раскрою карты, только когда получу сертификат, защищу диплом и полностью окончу профессию (состоящую из нескольких курсов).

— Вы уже прошли большую её часть. Какое направление в сценарном мастерстве оказалось вам ближе всего?

— Написание сериалов. У меня много задумок в этом направлении. Думаю, когда окончу курс полностью, буду искать тех, кому смогу предложить свои идеи. А пока — прохожу курс «Сценарист в видеоиграх».

Планирую уже очень скоро применить новые знания в своей работе коуча: игры — это ведь не только стрелялки на компьютерах, игровую механику можно внедрять и в личные консультации тоже. Или создавать игры-упражнения с терапевтическим эффектом. Сейчас размышляю над тем, чтобы придумать какую-нибудь такую игру для своих клиентов.

— Поделитесь?

— Да, своей целевой аудиторией вижу женщин. Хочу написать сценарий для игры, в рамках которой женщина будет продумывать образ свои счастливых отношений. Проходить уровни, отличать норму от не нормы. Короткое описание будет звучать примерно так: «Построй свои счастливые отношения».

— Марина, расскажите: как изменилась ваша жизнь после начала обучения? Заметили ли вы какие-то существенные перемены?

— У меня расширился горизонт видения. Благодаря творчеству, письму, постоянной генерации нового в голове я стала ощущать мир вокруг нас объёмнее, тоньше его чувствовать что ли.

Более того: я стала успешливее в деятельности, которая совсем не связана с творчеством — инвестициях. Да, звучит непоследовательно, но я объясню логику: благодаря новой широте мышления я лучше просчитываю ситуацию, подмечаю нюансы.

А ещё мы с мужем запустили новый проект: англоязычное мобильное приложение для знакомств «Серебряная искра», оно рассчитано на пожилых людей. В продумывании его механики и содержания мне в том числе помогли навыки сценарного мастерства.

— А почему приложение на английском? Кто его целевая аудитория?

— Пожилые европейцы. Дело в том, что в Европе несколько другое отношение к старости и жизни на пенсии. Там пожилые люди отдыхают, путешествуют, занимаются спортом и устраивают личную жизнь, если им хочется. У нас пока, к сожалению, не так, всё чуть печальнее.

— Интересный проект! Удивительно, как многое вам удаётся успевать и придумывать.

— На самом деле очень сильно выручает порядок в мыслях. Кстати, именно сценарные курсы помогли мне его достичь.

Ведь как всё устроено в нашей голове: сознание — это сценарист, а подсознание — режиссёр. Если их подружить — всем будет радость и счастье, а если гармония отсутствует, то и внутри нас творится хаос.

Раньше и я периодически пребывала в состоянии внутреннего раздрая, далеко не всегда могла реализовывать задуманное. Но теперь всё иначе.

— Что вы посоветуете людям, которые пока не могут найти себя или не решаются на изменения в жизни?

— Я понимаю таких людей и сопереживаю им. Это и правда сложно — взять и вырвать себя из привычной зоны комфорта, которая, скорее всего, уже не такая и комфортная, зато — очень предсказуемая и от этого безопасная.

Важно постоянно напоминать себе: любое движение вперёд лучше бездействия. Новые навыки, знания, личные связи обязательно пригодятся. Даже если вы вдруг выясните, что дело вам не по душе. Хотя бы попробуете и узнаете.

Живое творчество и стремление постигать новое — это та искра, которая питает жизнь. Нужно только дать ей немного свободы.

Научитесь: Профессия Сценарист Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована