От промышленного альпиниста до режиссёра монтажа: путь Ивана Рагозина
Иван взял курс в качестве хобби — чтобы освоить монтаж простых роликов. Но увлёкся и теперь получает за них деньги, а ещё участвует в съёмках фильма.
Иллюстрация: rawpixel / DCstudio / vwalakte / Freepik / Paul Green / Emmanuel Hernandez / Jakob Owens / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media
Иван Рагозин
Россия, Москва
Пройденные курсы
Достижения
Ещё не окончив курс, стал режиссёром монтажа фестивальной короткометражки и начал получать первые коммерческие заказы.
Иван рассказал:
- какие есть риски в его основной профессии — промышленном альпинизме;
- как видеомонтаж из хобби превратился для него в желаемую профессию;
- что надо сделать, чтобы стать режиссёром монтажа в кино;
- чем занимается режиссёр монтажа на площадке;
- какой фильм нужно посмотреть каждому монтажёру.
«Перспектива падения не пугает»: об основной профессии
— Иван, вы промышленный альпинист. Что входит в ваши обязанности?
— Я выполняю ремонтные и эксплуатационные работы на высоте: замену, монтаж, диагностику, мойку стёкол и фасадов зданий. Сейчас, например, тружусь в высотках «Москва-Сити».
Профессия тяжёлая, каждый день мы сталкиваемся с угрозой для жизни. Сложность в том, что ты должен постоянно находиться в висячем положении и при этом оставаться максимально сосредоточенным, контролировать все свои действия. Чуть забудешься — с лёгкостью заработаешь травму.
— Ого! Это, наверное, так страшно…
— Перспектива падения меня не пугает, я уже привык к высоте — всё-таки больше пятнадцати лет в альпинизме. Спокоен, потому что знаю, что снаряжение регулярно обновляется: верёвки, на которых мы висим, каждый раз новые и сертифицированные.
Что действительно страшно — уронить инструмент, хоть он и привязывается к страховке.
— Разве территория под альпинистами не огораживается на время проведения работ?
— Огораживается. Но ведь есть безалаберные люди, им всё равно — идут где хотят. Поэтому страшно: подует сильный ветер, унесёт падающий инструмент чуть подальше — и всё.
— У вас такое случалось?
— За всю мою карьеру ни разу. Лишь однажды я уронил телефон, а ещё как-то раз — легковесный водосгон. Вот он, кстати, отвязался от страховки. Но всё обошлось без вреда для здоровья и порчи чужого имущества 🙂
«Я не знал, кем хочу работать, но во время курса появился план»: об обучении
— Как получилось, что вы решили стать режиссёром монтажа?
— Забавно, но изначально я приобрёл курс, чтобы научиться монтировать ролики для себя. Дело в том, что я велосипедист, у меня много видео с заездов, вот и хотелось их все наконец собрать и симпатично оформить.
А потом, в процессе обучения, сам того не заметив, я как-то втянулся в процесс. Оглядываясь назад, понимаю, что вообще-то всегда интересовался изнанкой кинематографа: смотрел тематические ютуб-каналы, ролики про правильную постановку камеры и света, киноляпы. Просто делал это из любопытства и не подозревал, что однажды сам окажусь по другую сторону экрана.
Я и раньше собирался уходить из промышленного альпинизма, но не знал куда. Теперь у меня наконец есть план 🙂
— Как вышло, что курс изменил ваши намерения?
— Сперва меня сильно зацепило то, как рассказывал о профессии и вёл свои уроки Илья Зернов, а потом я по-настоящему насладился подготовкой двух курсовых. Одна была посвящена паркуру, а для второй требовалось сделать монтаж эпизода из фильма. Тогда-то я и понял, что хочу заняться режиссурой монтажа всерьёз.
А прямо сейчас я прохожу модули о монтаже в художественном кино — пожалуй, теперь это моя любимая тема.
— Я знаю, что, помимо программ для монтажа, вы также изучали и другие инструменты, полезные в профессии. Например, Adobe After Effects…
— Ох, да, эта тема показалась мне самой сложной! Создание графики — далеко не простой процесс. Я задавал очень много вопросов в чате и куратору, и всё равно те же экспрешены (выражения для упрощения работы программы с фрагментом кода JavaScript) — тёмный лес для меня. Пока я не сталкивался с заказами, требующими подобных навыков, но уверен — изучать и понимать эту тему надо.
«На площадке я раздаю советы — режиссёру, оператору, актёрам»
— Вы ещё не окончили курс, а уже монтируете фестивальный фильм. Как вам это удалось?
— Вышло случайно. В группе во «ВКонтакте» «Ищу монтажёра» я увидел объявление о поиске гафера на съёмки некоммерческого фильма. Откликнулся, хотя про постановку света знал только в теории, из ютуб-роликов. Режиссёру так честно и сказал: «Я не гафер, но с лампочкой за актёрами побегать могу».
Приступили к съёмкам. Во время одной из сцен я заметил, что ракурс камеры взят неверно — на монтаже не выйдет клейка. Сказал об этом оператору без задней мысли, посоветовал подвинуть камеру. Увидев его удивлённый взгляд, поспешил скорее объясниться: «Да я просто на режиссёра монтажа учусь».
— И что было дальше? Вам сразу предложили взять этот проект?
— Сперва задали много вопросов: где именно учусь, что монтировал. Я смело показал свои курсовые работы. «Смело» — потому что благодаря кураторам знал, что они у меня доведены до идеала, придраться не к чему. Затем режиссёр попросила смонтировать черновики двух сцен и утвердила меня на позицию. Так я и стал режиссёром монтажа.
— Наверняка волнительно впервые получать такую серьёзную работу…
— Если честно, я сильнее переживал, когда меня взяли гафером. В монтаже ведь у меня уже был опыт, понимание, навыки, а вот свои светооператорские знания я, наоборот, нигде прежде не применял.
— За что отвечаете в проекте?
— По-хорошему, режиссёр монтажа должен присутствовать ещё на начальном этапе подготовки к фильму (предпродакшене): делать раскадровку и даже анимированную раскадровку (аниматику) вместе с главным режиссёром и оператором. В нашем проекте, во-первых, всего этого не было, во-вторых, я присоединился позже, поэтому всё, с чем взаимодействую я, — это сценарий, камера и плейбек.
Обычно на площадке даю советы: могу подсказать режиссёру или оператору, как лучше двигаться камере, чтобы кадры смонтировались хорошо. Или предложить артисту во время сцены повернуть голову в нужную сторону.
— Получается, до начала постпродакшена вы сидите и раздаёте указания? Работа мечты! 🙂
— Я также монтирую сцены, которые только что отсняли, — собираю черновик фильма. Когда он будет полностью готов, мы втроём с оператором и режиссёром сядем и отсмотрим весь материал. Поймём, какие сцены получились хорошо, а какие нужно доснять или даже переснять, требуются ли какие-то перебивки, детали, эффекты.
«От съёмочной площадки у меня щенячий восторг!»
— Съёмки фестивального фильма — ваш первый опыт работы на площадке?
— Да, и в свой первый день там я испытал настоящий щенячий восторг! Весь день охал и ахал. Думал: «Вот это да, и камера профессиональная, и фокус-пуллер есть, ещё и целая съёмочная бригада!»
— А за чем было интереснее всего наблюдать?
— За передвижениями оператора. В теории я, конечно, проходил и операторский шаг, и траекторию камеры, и механику съёмки с рук, но увидеть всю эту магию вживую оказалось ещё любопытнее.
Вместе с режиссёром и оператором мы вместе «собираем» сцену: обсуждаем, как она будет выглядеть, что и где будет происходить, — это ещё один новый опыт для меня. Повезло, что пока мы ни разу даже не поспорили. Наоборот, постоянно договариваем друг за друга фразы. Приятно работать в понимании.
— Сейчас ваше расписание забито: вы и учитесь на курсе, и работаете альпинистом на основной работе, и участвуете в съёмках. Как удаётся совмещать?
— Сам не понимаю 🙂 Мне сложно что-либо планировать, поскольку работа промышленного альпиниста сильно зависит от погоды. Иногда смены могут сдвигаться из-за сильного ветра и дождя, и тогда мне приходится переносить другие дела.
Свободного времени у меня почти нет. Как только остаюсь дома, сразу сажусь за монтаж или обучение. Я сейчас жаден до новых знаний, опыта — стараюсь скорее получить новую теорию, чтобы быстрее применить её на практике. Кроме фильма я работаю ещё над парочкой проектов, но, если честно, не всё успеваю сдавать вовремя.
— Не выгораете при таком непредсказуемом и нагруженном графике?
— От основной работы устаю, а от монтажа нет. Секрет в том, что каждый раз я монтирую разное: то кино, то ютуб-блоги, то подкасты, а скоро буду делать клип. Однообразия нет, а значит, и скучать некогда.
«Работаю над клипом панк-группы и монтирую шоу для YouTube»: о первом и последнем заказе
— Сейчас у вас много творческих проектов. А помните свой первый заказ?
— Это был ролик для моего знакомого, бывшего велосипедиста. Во время одного из заездов он получил травму и стал инвалидом-колясочником. Но не упал духом, а продолжил вести активный образ жизни: катается на байдарках, прыгает с парашютом. Он попросил меня сделать из его видеоархивов вдохновляющее видео с идеей, что даже серьёзные травмы — ещё не конец и можно оставаться счастливым.
— Какие у вас были эмоции, когда вы делали этот ролик?
— Это была очень волнительная и ответственная работа для меня. Первый ролик не в рамках курса! Так ещё и человек доверил мне личные архивы…
Помню, я боялся ненароком нажать не на ту кнопку и выложить в Сеть исходники, то, что не предназначалось для чужих глаз. К счастью, ничего такого не случилось.
— Вы упомянули, что скоро будете монтировать клип…
— Да! Но не только монтировать, а в этот раз ещё и снимать. Я работаю над клипом панк-группы «Нрав». Наше приятельство началось с того, что я сделал для них подкаст.
— Вы довольны своим текущим заработком в монтаже?
— Не могу сказать, что получаю столько, что готов прямо сейчас сменить профессию, но я на верном пути. Некоторые заказы приносят нормальные деньги. В основном это влоги и ютуб-шоу. Но сейчас я хочу больше работать над коммерческими художественными проектами.
Блиц
— За что вы любите процесс монтажа?
— За развитие кропотливости! Люблю дотошно, по кадрику, отсматривать материал: вырезать, добавлять, выделять элементы.
— А что раздражает?
— Монтировать Shorts для YouTube. И когда присылают некачественные исходники!
— Какой известный фильм смонтирован круче всего?
— Я обожаю «Бойцовский клуб», талантливый фильм. Там всё на высоте: и операторская работа, и пролёты камеры и матч-каты.
— У вас есть мечта, связанная с кино?
— Давным-давно я написал рассказ в жанре ужасов. Однажды хочу снять короткометражку по его мотивам 🙂