Кино Музыка
#новости

Vultures 1 Канье Уэста: альбом, который мог стать крестовым походом против культуры отмены

Но не стал.

Кадр: Kanye West / YouTube

После долгих ожиданий и нескольких переносов мы наконец получили альбом Vultures 1 — совместную работу Канье Уэста и рэпера и певца Ty Dolla Sign. Это первый альбом в трилогии — заявлены ещё Vultures 2 и Vultures 3.

После оскорбительных признаний Уэста в любви сразу к Гитлеру и евреям стоило ожидать, что музыканта раскатает каток культуры отмены и альбом не выйдет вовсе — тем не менее релиз состоялся и Vultures обсуждают все. Разбираем альбом и размышляем о том, куда кривая удивительных умозаключений вывела Канье.

Из нашей статьи вы узнаете:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Что происходит с Канье Уэстом?

С конца 2022-го рэпер раздражает очень многих. Попадавший в скандалы и раньше, сейчас Канье триггерит общество как никогда. Как он этого добился:

  • надел лонгслив с надписью White Lives Matter;
  • сделал ряд конспирологических антисемитских заявлений про еврейскую мафию, контролирующую банки, политику и индустрию развлечений;
  • заявил, что Джордж Флойд умер не от удушения коленом полицейского, а от передозировки;
  • дал ультраправым активистам ряд интервью, в которых заявлял, что евреям следует простить Гитлера, что одинаково любит евреев и Гитлера, а также постил в Twitter свастику в звезде Давида.

Естественно, исполнителя принялись громить в СМИ, сравнивать с Гитлером. И, что особенно обидно для рэпера-миллиардера, компании начали разрывать с ним рекламные контракты, из-за чего активы Канье уменьшились с 1,5 миллиарда до 400 миллионов. Даже Adidas, главный и верный партнёр, после некоторых размышлений всё-таки бросил Уэста.

Канье уже бывал в похожей ситуации 15 лет назад. На вручении MTV Video Music Awards 2009 он выбежал на сцену в момент, когда Тейлор Свифт вручали награду за лучшее музыкальное видео, и сорвал церемонию, требуя отдать награду Бейонсе. Его возненавидели, кажется, все, даже Барак Обама высказался предельно отрицательно. Канье ответил на хейт восхитительным альбомом My Beautiful Dark Twisted Fantasy и вернул себе всеобщую любовь. Сейчас причины для отмены Канье весомее, но это только сильнее подогрело интерес публики к Vultures 1 — заинтригованный мир ждал, какой музыкальный ответ Канье подготовит на этот раз. Как он отрефлексирует происходящее и продолжит ли гнуть свою линию?

Один против всех: это у Канье Уэста поза такая или он действительно так чувствует?

Фишкой Канье всегда было устраивать вечеринки по случаю выхода альбома. В этих презентациях обычно участвует целая толпа людей, среди которых Канье даже не пытается выделиться. Например, в 2018–2019 годах мероприятие проходило совместно с госпел-хором Sunday Service. Сам рэпер присутствовал там минимально и позволил участникам раскрыться по полной.

Но презентация Vultures выглядела совсем иначе. На сцене — только Канье и Ty Dolla Sign. Уэст упакован в чёрное с ног до головы, голова покрыта — смахивает на маньяка из слэшера восьмидесятых. В зале кромешная тьма, а Канье читает и машет руками в сторону вспыхивающих огоньков смартфонов, как будто борется с невидимыми врагами, слившимися в одного абстрактного оппонента.

Обложка альбома вторит пугающему образу из презентации. На ней Канье позирует всё в том же образе маньяка с закрытым лицом. Слово «маньяк» — вовсе не гипербола: 31 января Канье появился на концерте Трэвиса Скотта в хоккейной маске Джейсона Вурхиза из франшизы «Пятница, 13-е» и исполнил песню Runaway. Вообще-то эта саморефлексивная композиция посвящена тому, как ужасно Канье ведёт себя в отношениях с женщинами. Но в новом образе строка «Runaway as fast as you can» звучит зловеще — как минимум вспоминается история пряничного человечка.

Фото: Rap World / X

Похоже, что Канье Уэст пытается сказать своим хейтерам: если вы считаете меня абсолютным злом, я вам подыграю.

Впрочем, может, это не игра вовсе. Достаточно вспомнить, что сначала на обложку планировалось поместить фрагмент «Пейзажа с могилами» Каспара Давида Фридриха и надпись Vultures, сделанную шрифтом один к одному как с обложки Filosofem — культового альбома норвежской блэк-метал-группы Burzum. Единственный участник Burzum Варг Викернес — открытый неонацист, и, естественно, СМИ сразу же обратили внимание на визуальную цитату и обвинили Канье в пропаганде нацизма. Вспомнили даже, что Каспар Давид Фридрих был любимым художником Гитлера.

Сходит ли Канье Уэст с ума, играет ли с образами, провоцируя медиа, или просто выбрал неудачное время для демонстрации романтико-готической эстетики — остаётся вопросом. Ответ на него мог бы дать альбом, который по суммарному объёму текста вполне тянет на интервью.

Кто такой Ty Dolla Sign и зачем Канье Уэст пишет с ним альбом?

В дискографии Уэста уже есть два совместных альбома — с рэперами Jay-Z и Kid Cudi. Первый — патриарх хип-хопа, миллиардер и просто тот, кому Канье посвятил песню Big Brother. Второй — один из важнейших поэтов жанра, вместе с Канье продвигавший идею интимной и чувственной лирики. Но Ty Dolla Sign не такой.

У этого рэпера нет своих больших хитов. Максимум, чем он может похвастаться, — 29-е место в Billboard Hot 100. Но у него есть качество, которое особенно уместно в фитах: его мягкое R&B-пение может сгладить любой рэп-трек. Если угодно, Ty Dolla Sign — своего рода Дрейк, только менее популярный. С Уэстом он сотрудничает довольно давно: Ty Dolla Sign можно услышать во всех альбомах Канье, начиная с The Life of Pablo 2016 года, за исключением Donda 2.

Но почему Канье решил повысить Ty Dolla Sign в статусе и записать сразу три совместных альбома с этим мини-Дрейком, когда с большим успехом можно было записать альбом с самим Дрейком (чего мы и ожидали примерно последние 15 лет)? Решение как минимум неамбициозное.

Вероятно, всё дело в уже упомянутых высказываниях и их заслуженных последствиях: музыкальные достижения Уэста отошли на второй план — в информационном пространстве его считают нацистом и антисемитом. Логично, что Канье обратился к артисту, с которым давно сотрудничает и остаётся в хороших отношениях.

Всё это не значит, что в Vultures есть только Канье Уэст и Ty Dolla Sign. Приглашённых артистов в альбоме целая россыпь. Из старых звёзд — Kid Cudi и брутальный герой андерграунда Фредди Гиббс, остальные — сплошь молодёжь.

Как звучит музыка в альбоме Vultures 1?

Канье очень старался привлечь внимание к своему поведению, но и о музыке тоже нужно поговорить.

Какие стилевые решения использует Канье

Каждый альбом этот исполнитель меняет звучание — и каждый раз создаёт что-то своё, не оглядываясь на модные тренды. Vultures 1 отличается от предшественников, но в другую сторону — Канье как никогда близок к популярному хип-хопу.

Например, в Vultures можно услышать:

  • Трэп в стиле начала десятых — вроде того, что делал Gucci Mane или ранние Migos. Он есть в заглавном сингле Vultures, ленивый и растянутый звук которого как раз отсылает к стилю. Похожим образом звучат треки Fuk Sumn и Carnival.
  • Хип-хоп. Многие треки по-спартански лаконичны — ни необычных семплов, ни характерных для рэпера микродеталей. Скромный набор инструментов, которые к тому же звучат слишком просто: это слышно в треках Stars, Hoodrat, King, Back to Me. Канье удивляет грубыми ударными, будто наспех вырезанными из первой взятой рок-песни, — они плохо сочетаются с расслабленным пением и напоминают хардкор-рэп восьмидесятых.
  • Минималистичные песни с тихими электронными ударными, малозаметными фоновыми синтезаторами и аккуратным речитативом или пением на грани АСМР, как в Beg Forgiveness, Keys to My Life, Problematic и Talking, где поёт дочь Канье Норт. В некоторых композициях схожая подача сочетается с танцевальным битом — как в Paid и Good (Don’t Die).
  • Винтаж. В песне Burn Канье возвращается к старому стилю — это лёгкий трек с оптимистичным звучанием и соуловой атмосферой. Он напоминает первые два альбома музыканта — даже оркестровки схожие. Правда, Burn длится менее двух минут, и это самая короткая песня в альбоме.

Как делят полномочия Канье и Ty Dolla Sign

В каких-то песнях Канье читает, а TDS поёт — как и следовало ожидать. Где-то у Ty Dolla Sign свой рэп-куплет, где-то он зачитывает его вместе с Канье. Песни Talking и Beg Forgiveness звучат тихо и чувственно, Ty Dolla Sign в них красиво поёт, а Канье почти не слышно.

В Talking вместо него читает дочь, а в Beg Forgiveness рэпер ограничивается куплетом из 12 строчек — там ещё поют Крис Браун и Ty Dolla Sign.

Как Канье экспериментирует с жанрами

В Vultures 1 Канье неожиданно робеет перед экспериментами. Раньше он любил выдать трек, идущий вразрез со звуковой концепцией альбома: так, в оркестровом My Beautiful Dark Twisted Fantasy был хардкор-рэп Monster, а в индустриальном Yeezus — соул-хоп Bound 2. В Vultures экспериментальные треки вроде бы есть, но звучат они сыровато и нерешительно.

Например, в песне Paperwork можно услышать дрифт-фонк — жанр, который в 2023-м стал одним из самых популярных в TikTok. Раньше Канье с фонком не баловался, так что можно было ожидать яростного электронного разноса. Так было, например, с альбомом Yeezus в 2013-м, когда Канье зачитывал на очень тяжёлые индастриал-биты.

Но Paperwork — скромная работа с усреднённым темпом, электронным пиканьем и незапоминающимся семплом. Фонк-запил появляется только в припеве и только на синтезаторе. Так и хочется спросить: а где же лоу-файный бас, коровьи колокольчики — фишка современного фонка, дрифтящий грув, вызывающий ассоциации с тачками? Мы ожидали, что Канье не упустит возможность поупражняться в жанре, который даже кей-поперы Stray Kids успели использовать. Реальность разочаровала.

Или вот песня Fuk Sumn — тоже дразнящая обманка. Она начинается с лоу-файного голоса, словно записанного на старую кассету, — такое звучание характерно для мемфис-рэпа, грязного и андерграундного стиля из девяностых, повлиявшего на современный трэп. Однако после интригующего начала идёт стандартный Vultures-трек — с грузными ударными и блеклой электронной подложкой.

Куда исчезли привычные вокальные нарезки

Основой стиля Канье всегда была работа с семплами — причём вокальные отрывки играли не меньшую роль, чем нарезка инструментов. Канье удачно встраивал их в любое звучание: соул-хоп времён альбома The College Dropout (All Falls Down), электронный гламур Graduation (Stronger), угловатый электронный футуризм Yeezus (Blood on the Leaves) или духовный госпел Donda (Jesus Lord). В Vultures всё не так.

В альбоме есть несколько песен с вокальными семплами. Carnival выделяется тем, что в ней семплирован целый хор — правда, он не повторяет фразу, а пропевает высокие «о-о-о-о» и «а-а-а-а», поддерживая минималистичные трэп-ударные. Хор есть и в стартовой композиции Stars, но он теряется на заднем плане микса.

Там, где есть привычные одиночные голоса, невозможно ничего понять — они произносят какие-то неразборчивые звуки. В Hoodrat зажёванный мужской голос едва не перекрикивает самого Канье. Раньше вокальные отрывки поддерживали красивые инструменты в бите, но в треке Hoodrat голос становится едва ли не единственной опорой — ударные и пианино слишком просты.

Привычную для Канье работу с вокальными семплами можно услышать в первой половине трека Talking: там пение Норт Уэст сопровождают высокий и низкий голоса — второй загадочно бормочет слово talking. А в песне Good (Don’t Die) из-под монотонного стука бас-бочки периодически всплывает соблазнительное пение Донны Саммер из трека I Feel Love.

О чём говорит текст Vultures 1

После всего, что происходило с Канье последние два года, тексты альбома должны были раскрыть тайну его поведения и объяснить провокационные высказывания. Уэсту точно есть что сказать — после выхода Vultures он уже анонсировал интервью на три с половиной часа.

От текстов Vultures мы ждали ответов на вопросы:

  • Будут ли строки альбома более провокационными, чем его обложка (а также одежда и заявления рэпера)?
  • Что ему известно о смерти Джорджа Флойда, чего не знаем мы?
  • Объяснит ли он, почему обвиняет евреев в проблемах мира?
  • Скажет ли он что-то хорошее про Гитлера?
  • Как вообще Канье видит мир сейчас?

Никогда ранее грядущий альбом Канье так не интриговал именно с точки зрения текста.

Если вы приготовились к потоку сознания безумного гения, то — барабанная дробь — охладите пыл. Vultures почти целиком посвящён… одержимости сексом. А ещё деньгами, дорогими вещами и собственным величием. С тем же успехом альбом мог выйти пятью годами позже — или не выходить совсем.

Если постараться, то из альбома можно по крупицам собрать редкие комментарии на интересующие всех темы. Но от этого, говоря словами известного персонажа, только страньше и страньше. Например, в треке Stars Канье упоминает, что нанял пару евреев, а в Vultures читает: «How I’m anti-Semitic? I just fucked a Jewish bitch».

В песне Carnival можно услышать, как Канье бравирует своим статусом отменённой звезды, практически человека вне закона, — правда, сравнивает он себя при этом с известными педофилами и насильниками. В треке King рэпер повторяет то, о чём заявлял в жизни: отменяйте меня, я могу делать что захочу и всё равно буду популярен.

«Сумасшедший, биполярник, антисемит

И всё ещё король.

Они думали, что заголовки — мой криптонит.

Всё ещё король».

На прослушиваниях звучала песня Everybody — в итоге она не попала в трек-лист альбома. Она отсылает к припеву песни Everybody (Backstreet’s Back) поп-пятёрки Backstreet Boys — в ней они поют, что вернулись. Канье, конечно, имеет в виду своё возвращение вопреки всему.

Единственная песня, которая напоминает о другом, одухотворённом Канье времён альбома Donda — Beg Forgiveness. По иронии, у исполнителя в ней только 12 строк куплета — о том, что нужно ловить момент, заботиться о детях и не позволять другим портить себе жизнь.

При этом Ty Dolla Sign как будто держится в стороне от этого безумного эпатажа и читает о своей настоящей жизни, а не о типичном рэперском литературном мире, полном секса и денег. Например, в треке Talking он говорит о своём родительском страхе перед взрослением дочери — вдруг она повторит ошибки отца? В этом куплете есть и самоанализ, и звучные метафоры — например, образ проклятия, которое TDS должен разрушить, чтобы не передать дочери негативный опыт. Что до Канье, то с такими текстами можно легко и непринуждённо перейти в статус городского сумасшедшего.


Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована