Слушаем новый альбом Бейонсе Cowboy Carter
О кантри и афроамериканцах.
Изображение: Blair Caldwell / Beyoncé. Cowboy Carter. Parkwood Entertainment. 2024
Бейонсе Ноулз-Картер выпустила альбом Cowboy Carter. Он продолжает альбом Renaissance 2022 года, о чём говорит подзаголовок новой работы — Act II. Продолжение не столько по звучанию, сколько по идеям: Бейонсе снова переосмысляет роль афроамериканцев в популярных музыкальных жанрах. Два года назад ими были диско и хаус, теперь — кантри: в Cowboy Carter целых 27 песен.
Вы наверняка спросите: разве кантри — не самый стереотипный жанр белых американцев? Если коротко: нет, это не так. В истории кантри было много значимых исполнителей-афроамериканцев, только про них обычно говорят намного меньше, чем про условных Джонни Кэша или Хэнка Уильямса. И Бейонсе решила об этом напомнить.
Поскольку каждый альбом исполнительницы — это не только песни, но ещё и высказывание в защиту прав афроамериканцев и женщин, то поговорим мы не только про музыку. Если с нуля разбирать треклист, то вряд ли можно понять, почему кантри так важно для Бейонсе, а она так важна для кантри.
В этой статье мы разберём:
- какое место в истории кантри занимают чёрные артисты;
- откуда появилась любовь Бейонсе к кантри;
- почему кантри стало модным жанром;
- как афроамериканцы репрезентируют себя в кантри;
- как Бейонсе позиционирует себя в Cowboy Carter;
- как Бейонсе деконструирует стереотипы о женщинах, афроамериканцах и музыке.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂
Кантри и американцы
Кантри считается стереотипно «белым» жанром. Говорим «кантри» — представляем белых американцев: как они живут в деревне, работают на ферме, уважают семейные ценности, носят клетчатые рубашки, едят простую еду, укрываются одеялом в стиле пэчворк и по воскресеньям ходят в церковь. То, что афроамериканцы жили в тех же деревнях и разделяли все эти ценности, обычно выносится за скобки.
На самом деле кантри-музыку давно исполняют чернокожие артисты: Лесли Риддл, Руфус Пейн, Линда Мартелл, Чарли Прайд, Дефорд Бэйли, — а банджо и вовсе было завезено из Африки. Но сейчас это будто вымарано из памяти человечества.
Позируя в одежде ковбоев Дикого Запада на обложке Cowboy Carter, Бейонсе не подражает белым — она возвращает кантри-культуру тем, кто тоже был причастен к её созданию. Ещё до выхода альбома музыкальные критики выражали надежду на то, что авторитет Бейонсе поможет перевернуть восприятие кантри у современных американцев.
Конечно, стереотипы ломают и другие артисты. Один из самых вирусных хитов последних лет — кантри-хоп «Old Town Road» Lil Nas X, а в кантри-чарты попали чернокожие артисты Дариус Ракер, Кейн Браун и Джимми Аллен. А в 2021 году музыкальная журналистка Холли Джи создала агентство Black Opry, которое проводит туры для чернокожих кантри-музыкантов. Но один вопрос всё ещё остаётся незакрытым — критики отмечают, что в кантри до сих пор нет чёрной примадонны.
Кажется, Бейонсе решила занять эту нишу. В феврале она показала рекламу нового альбома на Супербоуле и представила две кантри-песни — Texas Hold ‘Em и 16 Carriages. Благодаря Texas Hold ‘Em Бейонсе стала первой чернокожей женщиной, которая поднялась на вершину кантри-чарта. Сингл также продержался две недели на вершине Billboard Hot 100. В записи поучаствовали уважаемые кантри-исполнители: Рианнон Гидденс играла на банджо в Texas Hold 'Em, а Роберт Рэндольф — на стальной гитаре в 16 Carriages.
Руководители крупных американских радиостанций уже заявили изданию Variety, что собираются ставить песни Бейонсе и не предвидят массовых бойкотов — хотя вероятность их остаётся. Так, радиостанция KYKC в Оклахоме отказалась ставить песню, потому что Бейонсе «не кантри-артистка». Правда, позже в KYKC заявили, что ответственный за заявление человек не смотрел Супербоул и не знал, что Бейонсе выпустила кантри-песню. Скоро певица попала в ротацию.
Бейонсе и кантри
Неочевидно, но факт: Бейонсе — настоящая американка-южанка. Она родилась в Хьюстоне, штат Техас. В возрасте двух-трёх лет она часто гостила у дедушек и бабушек в Алабаме. Отец певицы Мэтью Ноулз рассказал, что дедушка Бейонсе любил кантри и постоянно пел для внучки. В интервью Harper’s Bazaar Бейонсе рассказывала, что в детстве каждый год посещала родео в Хьюстоне. Там она могла наблюдать, как в плавильном котле кантри-культуры смешивались традиции белых, афроамериканцев, техано и коренных народов Америки.
Став звездой, Бейонсе не забывала Техас. С 2001 по 2007 год она выступала на Хьюстонском родео четыре раза. В 2004 году Бейонсе исполнила материал из своего дебютного сольника Dangerously In Love, выехав на стадион на лошади. В 2007 она снова посетила родео в ходе тура The Beyoncé Experience.
В 2016 году Бейонсе выпустила мультижанровый альбом Lemonade, где нашлось место и кантри-песне Daddy Lessons. На церемонии Country Music Awards 2016 Бейонсе исполнила эту песню вместе с женским кантри-трио The Chicks. Это вызвало бурю негодования у консервативных слушателей: они отпускали расистские комментарии и заявляли, что BLM-активистка, «не верящая в США и полицию», не имеет отношения к кантри.
В 2021 певица вместе с Adidas представила коллекцию одежды Ivy Park, вдохновлённую хьюстонским родео. К классическим спортивным лукам дизайнеры добавили джинсовую ткань с монограммой, брюки и воловью кожу. Певица говорила:
«Одно из моих вдохновений пришло из забытой истории чёрных ковбоев. Они подвергались дискриминации и часто были вынуждены работать с самыми плохими и темпераментными лошадьми. Со временем эти чёрные родео продемонстрировали невероятных исполнителей и помогли нам вернуть себе своё место в западной истории и культуре».
Кантри и мода
Хотя Бейонсе достаточно авторитетна, чтобы влиять на тренды, она следит за тем, что происходит на музыкальной сцене. А там кантри переживает яркий ренессанс. Поскольку слушатели в России не так пристально следят за кантри, вот некоторые цифры в подтверждение.
В августе 2023-го три кантри-песни заняли верхние места в Billboard Hot 100 — это первый случай за 65 лет с момента запуска чарта. Около 150 миллионов американцев слушают музыку в стиле кантри хотя бы раз в месяц. В 2023 году 36% прослушиваний 50 лучших песен Spotify в Америке приходились на кантри, хотя в 2016 году показатель равнялся всего 2%. Сегодня этот жанр популярен в Америке больше, чем хип-хоп и R&B.
Сегодня кантри покоряет другие страны благодаря главному двигателю прогресса в современной музыке — ТикТоку. В 2023 году просмотры тиктоков с тегом #CountryMusic в Британии выросли на 67%. Такой же скачок популярности жанра случился на Филиппинах.
Появилась в кантри и своя суперзвезда уровня Бейонсе — Морган Уоллен. Хотя обычно кантри ассоциируется со зрелыми мужчинами и женщинами из деревни, Уоллен работает на ту же аудиторию, что и поп-артисты, — жительницы мегаполисов в возрасте от 18 до 24 лет.
Последний альбом Уоллена 12 недель подряд возглавлял Billboard 200 — такого не было со времён выхода саундтрека к фильму «Титаник» в 1997 году. Песня Last Night продержалась в чарте синглов дольше, чем любая другая кантри-песня в истории. По данным аналитической компании Luminate, Уоллен обеспечил 40% роста стримингов кантри.
По мнению Брайана Филипса, контент-шефа радиовещательной компании Cumulus Media, новая популярность кантри делает жанр одновременно и полем для экспериментов, и площадкой, которая будет органична большим звёздам. А консервативность кантри — миф:
«Все наши 55 деревенских радиостанций считают, что это новая интересная тенденция в стране. И страна находится на этапе, когда она, кажется, наслаждается новым поворотом. Кантри уже пару лет является самым популярным форматом, поэтому я думаю, что по своей природе оно будет немного более экспериментальным, немного более гостеприимным».
Самое время для чёрной женщины — суперзвезды кантри.
Кантри и афроамериканцы
Обозреватель Уильям Нэш пишет, что чёрные исполнители кантри обычно используют две противоположные стратегии, чтобы позиционировать себя в индустрии:
- «Я кантри-артист, но просто чёрный»;
- «Я чёрный, который решил заняться кантри».
Давайте разбираться, чем они различаются.
Первую стратегию использовал Чарли Прайд — автор хитов «Kiss an Angel Good Mornin’», «Just Between You and Me» и «Is Anybody Goin’ to San Antone?», который в 1971 году стал первым чернокожим американцем, получившим премию Ассоциации кантри-музыки, а в 2000 году — первым чернокожим американцем, введённым в Зал славы кантри-музыки.
На протяжении всей карьеры Прайд никак не пытался подчеркнуть цвет кожи и отказывался обсуждать расовые вопросы с журналистами. В период борьбы за гражданские права в 1960-х Прайд выбирал материал, стараясь избежать противоречий, — например, он не исполнял любовные баллады, чтобы их не истолковали как пропаганду межрасовых отношений. В начале карьеры, когда музыка Прайда была уже на слуху, мало кто знал, как он выглядит. Белые посетители концертов удивлялись, увидев чёрного исполнителя, — и Прайд шутил, что это его «постоянный загар», чтобы разрядить атмосферу.
Другая стратегия — более смелая и современная. К ней прибегает, например, певица Микки Гайтон, чей хит 2020 года Black Like Me — откровенный комментарий о проблемах, с которыми она столкнулась как чернокожая женщина в южном штате Теннесси. Трек по сути стал политическим, ведь его слушали и участники протестов Black Lives Matter.
Cowboy Carter и кантри
Итак, у Бейонсе есть хайповая стартовая площадка — её статус иконы поп-музыки, личный интерес в материале и миссия стать первой чёрной женщиной — суперзвездой жанра. Осталось определиться, как именно Бейонсе будет работать с кантри — мимикрировать под канон или прогибать его под себя.
По промокомпании альбома Cowboy Carter казалось, что певица выбрала вторую стратегию позиционирования. Она написала у себя в «Инстаграме»*: «Это не кантри-альбом, это альбом Бейонсе». Впрочем, построение альбома оказалось хитрее — Бейонсе постоянно колеблется между стратегией Прайда и стратегией Гайтон, завлекая фанатов классического кантри, а потом разрушая их ожидания.
Как звучит альбом
Слушать альбомНачало альбома — идеальная приманка. Бейонсе следует стандартам звука Нэшвилла — наиболее мейнстримного звука кантри в XX веке. Для него характерны пышные аранжировки, цепляющие поп-мелодии, спокойный темп и вокал (пример). В общем, музыка для серьёзных взрослых людей, принципиально антитанцевальная. Ameriican Requiem, Blackbiird, 16 Carriages, Protector, My Rose — нежные кантри-баллады, основу которых составляет акустическая гитара, ударных практически нет, а другие инструменты появляются разве что в виде разовых украшений. В Blackbiird Бейонсе ещё и играет с бэк-вокалом, который иногда выходит на первый план. Богатые бэки тоже характерны для Нэшвилла.
Затем идёт Texas Hold ’Em. Это историческая реконструкция, которая во всём — от названия до текста — отсылает к культуре времён Дикого Запада. Это драйвовая композиция — бодрый ритм барабанов, весёлая игра банджо, задорная мелодия скрипки, главного вестерн-инструмента. После Texas Hold ’Em уже точно кажется, что Бейонсе приняла правила игры и стремится к аутентичности. Но в этот момент певица начинает обманывать слушательские ожидания: она осовременивает звучание.
Bodyguard — это кантри, замаскированное под поп-песню (или наоборот): мощная партия баса, акустическая гитара не ведёт меланхоличную мелодию, а играет яркий и простой рифф, а в конце вдобавок появляется соло электрогитары. Бейонсе ещё и вдруг меняет стиль исполнения. Если раньше она пела асексуально, то в Bodyguard включает соблазнительную R&B-королеву.
Ещё один удар по канону — кавер на песню Долли Партон Jolene 1973 года, который предваряет разговорная интерлюдия с самой мисс Партон, давней знакомой Бейонсе. Партон лично уговаривала певицу и активистку закаверить её песню.
По сравнению с оригиналом в песне звучит немного другой рифф, а ещё название отдаётся компьютерным эхом где-то на фоне. Но куда больше изменился посыл. Песня Долли Партон — это мольба лирической героини к сопернице, которая уводит у неё любимого. Героиня Партон подчёркивает, как много мужчина значит для неё, и просит не разрушать её хрупкое женское счастье. Сложно представить, чтобы Бейонсе, которая всегда пела о женской силе и самостоятельности, оставила такой текст без изменений. Она поёт: ты красива, спору нет, но мы вместе уже 20 лет, так что лучше по-хорошему не трогай его. В плане смыслов это самый настоящий рэп — страдальные кантри-певцы так себя не ведут:
«Я предупреждаю тебя, не приходи за моим мужчиной.
Не рискуй, потому что думаешь, что сможешь.
Я предупреждаю тебя, женщина, найди себе мужчину.
Джолин, я знаю, что я королева,
Я всё ещё креольская с*** из Луизианы (не испытывай меня)».
В треке Spaghettii появляется хип-хоп, обращающий в бегство кантри-консерваторов. Бейонсе зачитывает под семпл из байле-фанк исполнителя O Mandrake.
Вот так весь альбом Бейонсе чередует классическое и современное, отказываясь оставаться в рамках одного стиля. Спокойные гитарные песни (Alliigator Tears, Flamenco) и фортепианные баллады (Just for Fun) сменяются гламурной R&B-интерлюдией Desert Eagle, сыгранной практически на одном басу, электронно-акустическими Riiverdance и II Hands II Heaven и хип-хоповыми Tyrant и Sweet Honey Buckin’.
Так же неожиданно сменяются и гости. Кантри-ветераны Долли Партон, Вилли Нельсон и Линда Мартелл звучат в коротких разговорных интерлюдиях, а полноценные песни Бейонсе записала с современными кантри-артистами (Вилли Джонс, Shaboozey) или поп-звёздами (Майли Сайрус, Post Malone).
Подводя итоги работы Бейонсе со звуком, можно сказать, что певица осталась верна своим принципам. Она не стала выбирать между двумя стратегиями продвижения афроамериканского кантри, а просто сделала что-то своё. Она может себе это позволить.
О чём лирика альбома
Лирика альбома не менее индивидуалистична. Так, песня Ameriican Requiem не стала манифестом против угнетения афроамериканцев — Бейонсе сложно объективно назвать угнетённой. Но текст рассказывает о социальной несправедливости по отношению к певице — вроде той, что кантри-сообщество не принимало Бейонсе.
Blackbiird — это кавер на песню The Beatles. В исполнении Бейонсе строки про «чёрных птиц, которые учатся летать» звучат недвусмысленно. Впрочем, сэр Пол Маккартни и сам заложил в песню расовую проблематику, посвятив композицию «Девятке из Литл-Рока» — группе чернокожих студентов, которые столкнулись с дискриминацией после поступления в 1957 году в среднюю школу Литл-Рока, где учились только белые.
Есть на альбоме и композиции, выполненные в традиционной кантри-эстетике. Песня II Most Wanted, записанная совместно с Майли Сайрус, — это любовная баллада про молодую пару, которая уже успела понять, что их отношения будут вечными. Певицы рассказывают историю через автомобильные метафоры:
«Я буду с тобой на переднем сиденье до самой смерти.
Курю в окно, лечу по 405-му шоссе.
Я буду твоим ребёнком на заднем сиденье, сведу тебя с ума
В любое время, когда захочешь».
Levii’s Jeans — трек с откровенной лирикой, в которой классические джинсы довольно бесстыдная метафора: «Мальчик, я позволю тебе быть моими джинсами Levi’s, так что ты можешь обнимать эту ж*** целый день».
В романтической песне Bodyguard снова упомянуто переднее сиденье, где пара предаётся любви. Бейонсе поёт, что будет защищать партнёра как телохранитель или кевлар, даже в мошпите или от сплетен, и при этом сравнивает себя с Джоном Уэйном — легендарным актёром киновестернов, сыгравшим самых крутых парней в истории жанра. С одной стороны, Бейонсе примерила классический для кантри образ, с другой — произвела инверсию социальных ролей: обычно Джоны Уэйны защищают девушек, а не наоборот.
Есть на альбоме не только подражания, но и вполне аутентичные погружения в кантри — со всем присущим лирическим героям мышлением. Обычный троп классической кантри-песни: зрелый герой или героиня смотрят в прошлое, с тоской вспоминают трудности и анализируют ошибки. Так и песню 16 Carriages Бейонсе посвятила тому, как с раннего детства преодолевала трудности.
«В пятнадцать мои пути с невинностью разошлись,
Пришлось уехать из дома в юном возрасте.
Я видела, что мама молилась, а папа вкалывал ради неё,
Деликатные проблемы пришлось оставить в прошлом.
Минуло несчётное множество лет, я так и сплю не дома,
А на койке в автобусе вместе с музыкантами,
Много работаю, надо выбирать себя,
Но пока мне недоплачивают и меня перегружают.
Я могу готовить, убираться, но я не прогнусь,
Так и работаю над своей жизнью».
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс