Тейлор Свифт перезаписала альбом «1989»
Зачем она это сделала и что получилось.
Фото: Buda Mendes / TAS23 / Getty Images
27 октября 2023 года Тейлор Свифт выпустила релиз «1989» (Taylor’s Version). Это перезапись пятого студийного альбома «1989» — он вышел в 2014 году и превратил скромную кантри-певицу в поп-икону. Зачем звезде, названной в 2023-м человеком года по версии журнала Time, понадобилось перезаписывать и без того успешный альбом, расскажем в этой статье.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂
Оригинальный альбом
«1989» получил название в честь года рождения Тейлор Свифт и символизирует её перерождение из наивной кантри-певицы в поп-звезду. В каждой песне Тейлор рассказывает личную историю и делится со слушателем разными чувствами: от переживаний об отношениях в балладах до иронии над своей репутацией в танцевальных треках.
До 2012 года Тейлор Свифт была известна как автор и певица песен в стиле кантри, она записала три кантри-альбома. Затем она выпустила четвёртый альбом — Red. В нём она экспериментировала с новыми для себя жанрами — кантри-попом (Red), софт-роком (State of Grace), поп-роком (All Too Well), электропопом (I Knew You Were Trouble) и денс-попом (22). С выходом разножанрового Red аудитория певицы расширилась: теперь её слушали не только любители кантри. Свифт поняла, что за двумя зайцами не угонишься, и решила записать свой пятый студийный альбом «1989» в стиле поп.
Вдохновлённая синти-попом 1980-х, певица задумала «1989» как свою первую «официальную поп-пластинку». Ей удалось воплотить это в полной мере — альбом представляет собой смесь электропопа, синти-попа и новой волны. Песни из этого альбома звучат более современно и «отполированно» в сравнении с предыдущими работами. Имидж певицы тоже изменился. Свифт утратила девичью наивность, приобрела невозмутимость и беззаботность, более уверенно почувствовала себя в мире, который несерьёзно оценивает её лирику и стыдит за то, что она встречается с большим количеством мужчин.
Альбом помогали записывать топовые музыкальные продюсеры Макс Мартин и Карл Шустер (Шеллбэк). К тому времени они уже создали множество успешных совместных работ, среди которых:
- P!nk — So What (2008);
- Backstreet Boys — Bigger (2009);
- Britney Spears — «3» (2009) и Criminal (2011);
- Adam Lambert — Whataya Want from Me (2009);
- Avril Lavigne — Wish You Were Here, Smile и What the Hell (2011);
- Maroon 5 — One More Night (2012);
- Christina Aguilera — Your Body (2012).
«1989» стал очередным успехом продюсерского дуэта — только в день выхода было продано более 383 тысяч копий альбома. Пластинка пробыла в топ-10 чарта Billboard целый год, а в 2015 году получила награду «Лучший альбом» на премии Billboard Music Awards и семь номинаций на премию «Грэмми».
«1989» вывел Тейлор на одну из ведущих позиций в музыкальной индустрии, и певица удерживает её по сей день. Автобиографические тексты Тейлор Свифт о любви и расставаниях легко откликаются в душах слушателей — каждая девушка может найти в них утешение и поддержку. Один из секретов успеха «1989» в том, что Тейлор сменила музыкальный стиль, но сохранила лирическое содержание. Герои её песен — по-прежнему она сама и её возлюбленные, но уже в обёртке бодрых битов и лееринга синтезаторов.
Причины перезаписи
В 2006 году 15-летняя Тейлор Свифт подписала контракт с лейблом Big Machine Records — стороны договорились, что права на мастер-записи первых шести студийных альбомов принадлежат лейблу. Этими альбомами стали:
- Taylor Swift (2006);
- Fearless (2008);
- Speak Now (2010);
- Red (2012);
- 1989 (2014);
- Reputation (2017).
Когда контракт истёк, между певицей и лейблом разгорелся конфликт. В соцсетях Свифт утверждала, что лейбл запретил использовать её музыку для церемонии American Music Awards и документального фильма «Мисс Американа». По словам Тейлор, когда она предложила выкупить мастер-треки у Big Machine, лейбл в ответ предложил ей новый контракт на 10 лет:
«В течение нескольких лет я просила дать мне шанс стать владелицей своих работ. Вместо этого мне предложили подписать контракт с Big Machine Records и „зарабатывать“ по одному старому альбому за каждый новый, который я сделаю. Я ушла, потому что знала, что, как только я соглашусь на это, Скотт Борчетта (основатель BMR) продаст лейбл, а значит, продаст меня и моё будущее».
По контракту Свифт имеет право на перезапись песен как их автор — лейблу принадлежат только итоговые версии. Поэтому певица решила перезаписать первые шесть альбомов, чем вызвала бурное обсуждение в соцсетях и медиа и побудила других музыкантов бороться за свои права. Разные исполнители начали требовать у лейблов большей доли доходов и права собственности на мастер-треки своей музыки:
- Оливия Родриго заявила, что после наблюдения за борьбой Свифт она договорилась с лейблом о владении своими авторскими правами.
- Пэрис Хилтон 30 декабря 2022 года выпустила обновлённую версию своей песни Stars Are Blind (Paris’ Version).
- Певица Ашанти объявила, что перезапишет свой дебютный альбом, чтобы получить его мастер-записи.
- Автор песен и певица Niki перезаписала свои треки, которые удалила после подписания контракта со звукозаписывающей компанией. Ремейки вошли в её альбом Nicole (2022).
Лейблы в ответ ужесточили правила для музыкантов. Три крупных лейбла Universal Music Group, Sony Music Entertainment и Warner Music Group теперь разрешают исполнителям перезаписывать треки через 10–30 лет. От чего зависит выбор срока, неизвестно.
Так или иначе, у лейблов всё меньше власти над индустрией — в том числе благодаря платформам вроде Apple Music и Spotify, от которых артисты могут получать роялти без помощи лейбла. Что будут выбирать новоиспечённые артисты, неизвестно, но у них есть отличный пример в лице Тейлор Свифт.
«1989». Версия Тейлор
Релиз «1989» (Taylor’s Version) вышел 27 октября 2023-го, ровно девять лет спустя после выхода оригинального альбома. Внутри 21 трек: 16 песен из оригинального альбома плюс пять неизданных с пометкой «From the Vault» — они были написаны для «1989», но так и не увидели свет в 2014 году. В делюкс-издании 22 композиции: в него включён бонус-трек с участием Кендрика Ламара.
Welcome To New York
Звучание первой же песни заявляет о том, что в альбоме слушателя ждёт не кантри, а насыщенный синти-поп 1980-х. Лирика демонстрирует наступление творческой зрелости Свифт. В год выхода альбома певица переехала в Нью-Йорк из городка Уэст-Рединг, штат Пенсильвания, с населением 5 тысяч человек. Переезд вдохновил Тейлор на создание «1989»:
«Я так долго боялась этого города… Я думала, что никогда не смогу добиться здесь успеха, потому что я не была достаточно смелой, достаточно храброй, чтобы принять этот огромный город во всей его кричащей честности. И в какой-то момент я просто подумала: „Я готова“».
Песня погружает слушателя в атмосферу Нью-Йорка — символа свободы, неограниченных возможностей и новых достижений.
В версии 2023 песня вызывает ещё большее восхищение исполнительницей. В голове слушателя проносится весь творческий путь Свифт: от 17-летней девочки, которая сама упаковывала диски со своим первым синглом, до известной на весь мир поп-иконы.
Blank Space
Самый успешный сингл из альбома 2014 года. Первое место в Billboard Hot 100 на протяжении семи недель и три номинации на «Грэмми».
Песня написана от лица персонажа, которого создали медиа. До выхода «1989» СМИ больше интересовались личной жизнью Свифт, чем её творчеством, и обсуждали преимущественно её романтические отношения с рядом знаменитостей. В Blank Space Тейлор размышляет над своим медиаобразом, а в клипе на песню можно увидеть, как она иронизирует над своей репутацией любвеобильной и гламурной селебрити.
Style
Песня о том, что отношения подходят к концу, но любовь стоит того, чтобы в неё верить. Фанаты Тейлор считают, что трек посвящён певцу и основателю One Direction Гарри Стайлзу, с которым у Свифт были романтические отношения. Эта теория подтверждается видеоклипом на песню, где Тейлор держит в руках фирменную подвеску в виде бумажного самолётика — подарок Стайлза.
Кстати, от Гарри Стайлза последовал музыкальный ответ. В бридже песни One Direction Perfect 2015 года Стайлз поёт такие строки:
«Если тебе нравятся вспышки камер каждый раз, когда мы выходим из дома,
Если ты ищешь кого-то, кто вдохновит тебя на написание песен о расставании,
То я идеально подхожу».
Out of The Woods
По словам Тейлор, это её любимая песня из «1989». В сравнении с остальными композициями в ней более плотный продакшен и «гимновый» звук за счёт барабанных ритмов, насыщенных синтезаторов и эхо-бэков.
Тема трека — отношения и расставания. Свифт размышляет над неизбежным концом любви и прошлыми ошибками, а слова из припева — «Мы уже вышли из леса?» — говорят о её желании сохранить отношения.
Партнёром, к которому она обращается, снова стал Гарри Стайлз: «Твоё ожерелье, свисающее с моей шеи в ту ночь», «Два бумажных самолётика летят и разлетаются». А в бридже певица ссылается на реальную ситуацию, когда Стайлз попал в аварию на снегоходе в горах: «Помню, как ты слишком рано нажал на тормоз, двадцать швов в больничной палате». Свифт убедила журналистов не распространяться об этом инциденте, а позднее в одном из интервью дала следующее объяснение тексту:
«Эта строка присутствует, потому что это не только реальное повествование о том, что произошло в конкретных отношениях, в которых я была, но и метафора. „Слишком рано нажать на тормоза“ может означать буквально то, что мы попали в аварию и нам пришлось иметь дело с её последствиями. Но кроме того, отношения закончились раньше, чем следовало, из-за сильного страха».
All You Had To Do Was Stay
На создание трека Тейлор вдохновил сон о бывшем. Как сказала она сама: «Мне приснился сон, который был одним из тех стыдных снов, когда ты чувствуешь себя униженным». По сюжету песни она открывает дверь, на пороге стоит человек, с которым она давно рассталась, она хочет его прогнать, но, когда она открывает рот, ей удаётся только высоко пропеть: «Останься».
«Это было почти оперное пение, так что я решила использовать этот звук в песне. Когда я проснулась, я записала эту фразу в телефон, решив, что я должна где-то её использовать. В поп-музыке очень весело играть с такими странными звуками».
Shake It Off
Даже те, кто не интересуется творчеством Тейлор Свифт, хотя бы раз слышали этот самый танцевальный трек альбома, в котором звучат саксофонный рифф в аранжировке и въедающийся в голову припев.
Текст песни снова навеян пристальным вниманием СМИ, которые приписывали Свифт множество романтических связей и создавали ей легкомысленный имидж. Над этим Свифт иронизирует в первом куплете песни, а в припеве говорит о безразличии к слухам:
«Кто играет, тот будет продолжать играть.
Кто ненавидит, будет продолжать ненавидеть.
Кто лжёт, будет продолжать лгать.
Ну а я просто буду танцевать».
В 2011 году Свифт уже выпустила песню Mean с похожим содержанием. Однако там певица чувствует себя жертвой: «Почему ты должен быть таким злым», тогда как в Shake It Off она смеётся над тем, что о ней говорят.
«Я анализировала каждую часть моей жизни… Когда ты живёшь под таким пристальным вниманием, ты можешь либо позволить этому сломать тебя, либо научиться очень хорошо уворачиваться от ударов. А когда удар попадает в цель, ты знаешь, как с ним справиться. И я думаю, что мой способ сделать это — стряхнуть его [shake it off]».
I Wish You Would
Очередная песня о расставании. Она начинается с воспоминаний об отношениях, которые закончились неудачно. Свифт поёт о том, как она ездит по местам, которые часто посещала вместе со своим бывшим, и надеется, что встретит его. Она думает о хороших временах и сильно скучает по тому, как всё было раньше.
Припев песни — просьба к бывшему вернуться к ней. Бридж песни привносит в историю ощущение законченности. Свифт поёт о том, что отношения окончены, но в её сердце по-прежнему есть место для бывшего.
Bad Blood
На первый взгляд может показаться, что это очередная песня о расставании и неудачных отношениях. Однако в Bad Blood речь идёт не о бывшем парне, а о женском предательстве. Хотя Свифт не называет предательницу по имени, речь, скорее всего, о её подруге Кэти Перри. Кэти почти сорвала тур Свифт, когда переманила нескольких танцоров Тейлор работать в своём туре Prism.
Несколько лет Тейлор Свифт и Кэти Перри не разговаривали друг с другом. Однако позже Свифт опровергла слухи о том, что песня Bad Blood посвящена Перри. «Это не относится ни к одному человеку, ни к одной ситуации», — сказала она в одном из интервью. Сегодня певицы снова в хороших отношениях друг с другом и демонстрируют это в музыкальном клипе You Need to Calm Down.
В новую версию альбома вошёл ремикс на Bad Blood с Кендриком Ламаром. Он получил большее одобрение критиков, чем оригинальная версия песни.
Wildest Dreams
Песня начинается со звука сердцебиения — это сердце пытается взять верх над головой. Затем на протяжении всего трека Свифт размышляет о последствиях бурных отношений и переживает смешанные чувства.
В начале первого куплета певица беспомощна перед привлекательностью партнёра, а затем признаёт: «Ничто не длится вечно, но это унесёт меня вниз». В припеве она упоминает «чертовскую красоту» своего парня и констатирует, что он плохой и ей не подходит. Наконец, она размышляет о том, что конец их отношений уже наступил, а затем переходит к взрывному припеву, в котором просит кавалера запомнить её в красивом платье, смотрящей на закат.
How You Get the Girl
Песня адресована парню, который хочет вернуть возлюбленную. Текст рассказывает, как трудно завоевать девушку и что можно сделать, чтобы заслужить её любовь и доверие. Свифт поёт о том, как важно прийти к любимой с открытым сердцем, быть терпеливым и настойчивым, чтобы добиться ответной любви.
«Она написана для парня, который расстался со своей девушкой, а через полгода хочет её вернуть. Но это не будет так просто, как послать сообщение типа: „Как дела? Скучаю по тебе“. Это не сработает. Ты должен делать всё то, что я говорю».
This Love
Первая песня, написанная Свифт для альбома «1989». Изначально Свифт задумывала This Love как «забавное короткое стихотворение» для своего личного дневника. Но потом ей пришла в голову мелодия, она решила превратить стихотворение в песню. Атмосферная баллада This Love сочетает в себе электропоп и синти-поп с элементами софт-рока. Метафоры воды, тонущих кораблей и горящих фонарей в лирике помогают описать расставание и последующее возрождение угасшего романа.
В версии 2023-го This Love (Taylor’s Version) приобрела инди-звучание — синтезаторы звучат завораживающе и приглушённо, а вокал стал ярче и чувственнее.
I Know Places
Песня о том, как трудно создавать отношения, когда тебя преследуют папарацци. Поэтому в следующих отношениях, заявляет Тейлор, она намерена проводить время со своим мужчиной вне поля зрения фотографов. И она знает «места, где нас не найдут».
Тейлор Свифт подробно рассказала о процессе написания этой песни в интервью Grammy Pro.
«Я решила написать песню о любви, просто как бы говоря: „Что бы я сказала, если бы встретила кого-то действительно потрясающего и он сказал бы: ‚Меня беспокоит внимание, которое ты получаешь'?“ Поэтому я написала эту песню со словами: „Эй, я знаю места, где мы можем спрятаться. Мы можем их обогнать“».
Clean
Неожиданная для альбома баллада в стиле софт-рока и синти-фолка. В написании и продакшене песни участвовала британская фолк-певица и музыкальный продюсер Имоджен Хип из дуэта Frou Frou. В аранжировке можно услышать необычные музыкальные инструменты, такие как калимба и вибрафон, — они создают медитативную атмосферу и добавляют «воздуха» музыке.
В тексте песни много метафор — например, образ шторма символизирует разрыв токсичных и зависимых отношений. В другой метафоре о прошлых отношениях говорится как о старой одежде: «Ты всё ещё на мне, как испачканное вином платье, которое я больше не могу носить». «Clean» в контексте песни означает быть очищенным от боли, избавленным от зависимостей и всего того, что разрушает человека.
«Песню Clean я написала о том, как я выходила из отношений и пыталась преодолеть трудности. В ней говорится о том, что если действительно позволить себе чувствовать боль, то её легче преодолеть. Большинство знакомых мне людей, которые встретились с болью лицом к лицу, пришли в норму гораздо быстрее, чем те, кто просто притворялся, что отрицает её».
Wonderland
Песня о токсичной и опасной любви. Сюрреалистический текст наполнен образами, которые явно вдохновлены «Алисой в Стране чудес» Кэрролла, — вроде Чеширского Кота и кроличьей норы. Вместе с певицей слушатель путешествует по фантастическому миру, полному странных персонажей и причудливых ситуаций. Но если Алиса в конце концов вернулась к реальности, то Свифт, похоже, заблудилась в своей Стране чудес — и это привело к сердечным страданиям. Эта песня — признание того, что любовь может быть сумасшедшей поездкой, полной неожиданных поворотов и эмоциональных качелей.
Сложный и многослойный звуковой ландшафт аранжировки передаёт хаос и безумие отношений, в которых находится героиня песни. А использование электронных битов, искажённого вокала и потусторонних звуков создаёт атмосферу, которая одновременно очаровывает и тревожит.
You Are In Love
Однажды лучшая подруга Свифт, Лина Данэм, рассказала ей о своём романе с Джеком Антоноффом. История любви этой пары настолько тронула Тейлор, что она решила запечатлеть её в песне. А Джек Антонофф стал соавтором и сопродюсером трёх песен из «1989» — Out of the Woods, I Wish You Would и You Are In Love.
Баллада You Are In Love рассказывает историю двух влюблённых, которые давно вместе, но их любовь всё так же крепка. Припев песни добавляет глубины лирике, изящно и метафорически подчёркивая редкость таких отношений: «И вот вы двое танцуете в снежном шаре по кругу». Снежный шар — романтический символ устойчивой любви пары: что бы ни происходило в мире, их любовь остаётся непоколебимой и чистой.
Музыка в песне You Are in Love так же нежна, как и лирика. Песня начинается с мягкой инструментальной части, навевающей мысли о тихом зимнем вечере. В припеве ритм набирает обороты, а мелодичный и выразительный вокал Свифт передаёт её глубокие эмоции по отношению к «истинной любви».
New Romantics
New Romantics — дань уважения «новым романтикам», поколению 1970-х, которое вдохновлялось идеалами романтизма XIX века, верило в любовь, красоту, искусство, носило эксцентричную и часто андрогинную одежду, а в музыке использовало элементы синти-попа для создания тёплого и космического звучания.
Текст песни рассказывает о трудностях и победах в отношениях и показывает, что Свифт способна создавать тексты с глубоким смыслом. Бодрый темп композиции придаёт ей радостное и энергичное настроение. Эта песня — гимн для тех, кто прошёл через испытания в отношениях и всё ещё верит в любовь.
И наконец, мы подошли к трекам, которых не было в альбоме 2014 года, но которые есть в новой Версии Тейлор.
«Slut!» (From The Vault)
Название «Slut!» в кавычках и с восклицательным знаком отсылает к слатшеймингу Свифт в информационном пространстве, с которым она сталкивалась долгие годы. Здесь, в отличие от Blank Space, Тейлор уже не иронизирует над своей репутацией, а делится личной болью и разочарованием. Это подчёркивает мягкое и туманное звучание песни.
Героиня песни «Slut!» ради любви готова вытерпеть оскорбления («И если они назовут меня шлюхой, ты знаешь, что, возможно, на этот раз оно того стоит»), но за этим скрывается душевная боль: «Я заплачу цену, а ты нет». Песня напоминает о том, какой ранимой и неопытной была певица в свои двадцать, и посылает двадцатилетней Тейлор слова поддержки и восхищения: «Быть таким молодым — это искусство».
Say Don’t Go (From The Vault)
Одним из авторов Say Don’t Go стала легендарная Дайан Уоррен, песни которой исполняли Леди Гага, Уитни Хьюстон, Мэрайя Кэри, Aerosmith, Элтон Джон и другие.
Песня о безответной любви, тоске и эмоциональных качелях. Свифт буквально просит кого-то показать, что для него всё ещё важны отношения, и надеется, что её попросят остаться. Чувства утраченной любви и боль, которая возникает при этом, — отличительная черта лирики Свифт. В этом проявляется один из её талантов сочинительницы — умение проникнуть в запутанные чувства, которые сопровождают любовные отношения.
Now That We Don’t Talk (From The Vault)
Самая короткая композиция в дискографии Тейлор Свифт. Лирическая героиня этой песни после расставания высмеивает бывшего и его любовь к яхтам и эйсид-року. Какая-то часть души героини хочет, чтобы они остались друзьями, однако она понимает, что это невозможно, и обращается за моральной поддержкой к маме. Ну а мама поддерживает героиню словами «Это было к лучшему».
Финал песни звучит оптимистически: Свифт поёт о том, что ей не придётся ничего менять в себе, чтобы вписаться в окружение. Она счастлива, что им с бывшим больше не нужно разговаривать и ей больше не нужно притворяться. А затем она намекает на своё потрясающее преображение в эпоху «1989»: «И единственным способом вернуть своё достоинство было превратиться в окутанную тайной».
Suburban Legends (From The Vault)
Написанная и спродюсированная совместно с Джеком Антоноффом, Suburban Legends рассказывает историю двух влюблённых, которые состоялись за пределами своего маленького городка, но пытаются остаться вместе вопреки всему. «Я приехала сюда не для того, чтобы заводить друзей», — поёт она. Признание «Мы родились, чтобы стать легендами пригорода» перекликается с историей как Свифт, так и Антоноффа — они оба выросли в пригородах на Восточном побережье.
Главная тема лирики в том, что, хотя прошлое формирует нас и наши взгляды на любовь и отношения, признание и преодоление личных легенд позволяет нам расти и начинать новую жизнь.
Is It Over Now? (From The Vault)
Заключительный трек альбома. Очередная песня о расставании, явно посвящённая Гарри Стайлзу. В песне упоминается «синее платье на яхте» — с фотографий, сделанных папарацци, когда Свифт в одиночестве покидала Британские Виргинские острова, где они со Стайлзом были в отпуске. Строки «твоя новая девушка — мой клон» явно намекают на Стюарт Кимберли, новую возлюбленную Стайлза, у которой, как и у Свифт, светлые волосы и голубые глаза.
Аранжировка выполнена в стиле электропопа с использованием плотной реверберации, пульсирующих синтезаторов и эхо-битов драм-машины. Вокал Свифт следует за «задыхающейся» мелодией и создаёт ощущение спешки в сочетании с устойчивыми ритмами барабанов. Всё это подчёркивает ощущение тревожности, о котором упоминает Свифт:
«Чувство номер один, которое я испытывала во всех отношениях, — это тревога. Потому что всё было очень хрупким, очень неуверенным. И всё время было ощущение: „Что же дальше? Что ещё может помешать этому? Сколько времени у нас есть, прежде чем всё это превратится в ужасный беспорядок и мы расстанемся?“ Я думаю, что многие отношения могут быть очень прочными и именно на это вы надеетесь, но не всегда это получаете».