В стартапы женщин инвестируют в 23 раза реже, чем в стартапы мужчин
Инвесторы считают эти проекты менее привлекательными.
: megaflopp / shutterstock
Фонд Zerno Ventures и аналитическое агентство Dsitht провели исследование, чтобы узнать, какую роль занимают женщины в венчурной экосистеме. Аналитики проанализировали более 5400 российских стартапов, 934 из которых основаны женщинами, а также более 1400 венчурных сделок со стартапами.
Результаты исследования показали, что, несмотря на тяжёлый 2020-й и снижение инвестиций в стартапы в принципе, вложения в проекты женщин выросли на 27%. Аналитики связывают это с их способностью оставаться более устойчивыми в кризисное время. Однако даже при таком росте доля инвестиций в проекты женщин составила всего лишь 4% от всех венчурных инвестиций.
Портрет женщины, создающей стартап в России
Возраст: 36 лет.
Образование: высшее, чаще всего по специальности «Экономика и менеджмент».
Семейное положение: замужем, есть дети.
Особенности: создаёт стартап в одиночку.
Стартапы женщин менее привлекательны для инвесторов. Они готовы поддержать только один из семи проектов. Для сравнения: если говорить о стартапах мужчин, здесь деньги вкладывают в каждый четвёртый.
В России сейчас действуют 934 стартапа, основанных женщинами. Ежегодное количество сделок с ними — около 30. Причём 72% из них — это проекты на ранней стадии. Только 2% находятся на поздней стадии. Такое положение дел сильно мешает масштабированию бизнеса. При этом со стартапами мужчин ежегодно проводятся около 250 сделок.
Ежегодно проекты женщин привлекают около 29 млн долларов, а проекты мужчин — 670 млн. На каждый стартап, основанный женщиной, приходится примерно 0,9 млн — это примерно в три раза меньше, чем средний размер вложения в стартап, запущенный мужчиной.
Самыми крупными сделками со стартапами женщин за последние пять лет стали Elemenaree, Delivery Club, Timepad, «Едадил» и другие.
В основном инвесторы поддерживают стартапы женщин в сферах EdTech (17%), Health, Medicine & Wellness (13%), Retail, E-commerce (11%).
«Причины невысокой доли среди женщин-основательниц заключаются во влиянии социокультурных особенностей, а также в гендерных установках, заложенных с детства: женщин в технологической сфере изначально меньше, чем мужчин, потому что многие девушки не идут на технические специальности, а выбирают гуманитарные или естественно-научные. Возможно, в некоторых случаях женщины просто не верят в себя и думаю изначально, что у них ничего не получится, поэтому даже не решаются попробовать. Есть и другая сторона — отсутствие ролевых моделей успешных предпринимательниц, хотя надо признать, что в последнее время ситуация меняется к лучшему», — считает Сергей Топоров, партнёр фонда LETA Capital.