EdTech
#статьи

Онлайн-образование после 2020 года. Каким оно будет и почему это работает

Геймификация, микрообучение и облачные технологии — рассказываем, какие методики делают классическое образование современным и вовлекающим.

  • Удалёнка помогает ученикам эффективнее тратить время
  • Идеи TikTok пришли в образование раньше китайского сервиса. И они работают
  • Для самостоятельного образования не обязательно иметь мощный ПК
  • 82% зумеров выбирают образование на YouTube. Но просто роликов уже мало
  • Геймификация — это не про «превратить обучение в сплошную игру»
  • Есть ли у массового онлайн-образования минусы

Согласно данным ЮНЕСКО за 2020 год, из-за кризиса в области здравоохранения более 1,7 млрд учащихся перестали посещать занятия. В результате вузы и школы массово переводили уроки и курсы в онлайн. Платформа Coursera закрыла более 10 млн регистраций за 30 дней марта 2020 года, что на 644% больше, чем в 2019 году.

Но кроме пандемии росту популярности онлайн-образования способствует удорожание высшего образования и учебной литературы. Онлайн-образованию пророчат бурный рост — согласно отраслевому отчёту за 2019 год, сектор образования вырастет в шесть раз и достигнет 1,7 млрд долларов к 2022 году.

Рассказываем, какие технологии применяют в онлайн-обучении сейчас и почему они работают.

Стать бакалавром и магистром можно даже в трамвае

Согласно прогнозу исследовательской группы G2R, в 2021 году сохранится высокий спрос вузов на цифровой контент и курсы. Онлайн можно окончить бакалавриат и даже магистратуру. Специальности разные: от инженерии, строительства, геодезии, информатики, менеджмента до истории, искусств и даже пивоварения. Онлайн-программы с государственными дипломами есть как у зарубежных вузов, так и у отечественных — например, в конце 2020 ВШЭ запустил сразу четыре новых магистратуры.

Почему студенты выбирают онлайн-программу, а не очное обучение

  • 63% — лучше подходит образу жизни и помогает совмещать образование с работой.
  • 34% — потому что больше любят учиться онлайн.
  • 3% не смогли найти аналогичную программу офлайн.

Дорога до университета уже не такой важный фактор при выборе онлайн-обучения — 67% опрошенных студентов жили в пределах 80 км от колледжа или университета, в котором учились. Согласно исследованию Learning House, большинству студентов важна именно мобильность — возможность пройти курсы на смартфоне или планшете. Двигаться к диплому и профессии можно даже сидя в общественном транспорте.

Микрообучение — как идеи TikTok помогают университетам

Мобильность образования родила новый подход — микрообучение, когда большой поток информации подаётся поэтапно, небольшими блоками по узким темам. Огромную теорию можно подать в виде коротких роликов (почти как в TikTok), изображений, тестов, игр и других быстрых интерактивов. Ученикам выдаётся только концентрированная информация, без воспоминаний преподавателя о своей юности или кучи однотипных примеров. Оставив от полуторачасовой лекции только суть, можно урезать её до 10–15 минут.

Микрообучение часто применяют на курсах по разработке, где изучение одного языка программирования разбито на термины и ключевые моменты. Одна команда/термин — один урок — одно практическое занятие, которое умещается в окошке браузера.

Это выглядит вот так:

Фрагмент из Практикума по математике и Python Московского физического института на платформе Stepik содержит ссылку на лекцию о типах данных

Облачное образование доступно всем

Руководитель компании-разработчика мобильного ПО Sebbia Николай Мельников отмечает ещё один тренд в мобильной разработке образовательных приложений — cloud-native, разработка приложений в облаке. Все вычисления и операции проводятся на удалённой технике, поэтому ученику не нужно обладать дорогим оборудованием, достаточно иметь гаджет, способный быстро работать в браузере. Также в облаке проще выпускать дополнения и развивать курс.

Пример такого сервиса — Vocareum, облачная платформа виртуального обучения цифровым навыкам. Vocareum создаёт программные лаборатории, работающие прямо в веб-браузерах студентов со всего мира. Задачи настраиваются сразу на нескольких языках. Преподаватели могут моментально давать учащимся обратную связь, вручную оценивать задания и оставлять комментарии к упражнениям по программированию.

Пока есть проблема с тест-драйвом созданных решений, ведь разработчику важно иметь навык работы в «боевых», а не только в «виртуальных» условиях. Но преподаватели придумывают решения.

«На курсах сразу же стараемся давать основы работы с Git и создаём студентам профили на GitHub, чтобы они начали наполнять своё портфолио. А написание программ происходит в IDE, которые они вполне смогут использовать в своей работе в дальнейшем», — рассказал основатель курсов Learn Python Валентин Домбровский.

В видеоуроках появляются кнопки и викторины — учителя могут вызвать к доске удалённо

Обучение по роликам в сети существует уже более десяти лет, но сейчас набирает обороты новый тренд — интерактивное обучение по видео. Это помогает учащимся бороться с пассивным просмотром и неспособностью отслеживать свой прогресс. В роликах появляются встроенные вопросы, меню навигации, ключевые слова и фразы-указатели, которые помогают зафиксировать увиденное.

В исследовании Pearson указано, что YouTube — предпочтительная учебная платформа для

  • 67% миллениалов,
  • 82% поколения Z.

Согласно прогнозу исследовательской группы G2R, всё больше организаций будут использовать видео в качестве самостоятельного учебного материала или дополнения к своим занятиям.

YouStory пишет, что образовательные компании, которые не перейдут на цифровые технологии, потеряют рыночное преимущество.

В 2020 году спрос на системы удалённого обучения вырос. Как рассказал директор департамента управления проектами Hikvision Russia Антон Голубев, многие школы столкнулись с тем, что не могут контролировать реальное присутствие учеников на удалёнке. Школьники отключают микрофоны и камеры, часто занимаясь своими делами.

«Становится важной степень вовлечённости, растёт спрос на интерактивные доски, к которым смогут подключаться и учителя, и учащиеся. С помощью таких инструментов даже при удалённых занятиях преподаватель может, например, „вызвать к доске“ или предложить классу коллективно выполнить какое-либо задание. Решение не теряет своей актуальности даже сейчас, когда школы и вузы возвращаются к очным занятиям, — ученики, которые физически отсутствуют в школе, смогут посещать уроки и работать вместе со всем классом», — рассказал Антон Голубев.

Представитель Hikvision Russia отметил, что основной спрос на такие решения идёт со стороны частных школ и высших учебных заведений.

Геймификация — это не про то, как превратить обучение в игру

Образовательные видеоигры, такие как Oregon Trail и Math Blaster, появились ещё в 1980-х годах и обещали произвести революцию в образовании. Более современный прогноз исследовательской группы G2R, говорит, что онлайн-обучение не вытеснит офлайн-образование полностью. Вместо этого преподаватели найдут способы более эффективно использовать технологии, чтобы дополнить свои уроки. Например, будут чаще использовать игровые методы для повышения вовлечённости.

Ученики проводят с преподавателем больше времени во время совместных игр и интерактивов. Также они начинают более позитивно относиться к образованию.

34 часа в приложении Duolingo равны семестру языкового образования в вузе.

Одна из простых моделей геймификации — таблица лидеров, которую используют колледжи и университеты. Желание попасть в топ стимулирует учиться и участвовать в школьных мероприятиях. Поскольку не у каждого учителя или учреждения есть технические навыки, создавать обучающие игры можно и с помощью готовых инструментов. Например, Quizizz и Kahoot!, на которых можно без знаний программирования создать интерактивную викторину на тему своего предмета. А приложение Minecraft: Education Edition преподаватели используют, чтобы играть со студентами в мире, связанном с темой курса.

Геймификатор и product-manager Александр Дученчук отмечает одно из самых больших заблуждений о геймификации: люди думают, что ученики будут играть, а не учиться:

«Геймификация подразумевает использование игровых элементов, а не превращение процесса обучения в забавную игру. В образовании чаще всего применяется мотивационная геймификация, позволяющая ученикам больше вовлекаться в процесс, фокусироваться на задачах и не отставать от всей группы. В марафонах и курсах, имеющих ограничение по времени, часто используются „жизни“, которые ученик теряет, если вовремя не сдаёт домашние задания, а потеряв все „жизни“, он вылетает из марафона».

«Применение такого игрового элемента повысило вероятность прохождения до конца одного курса, с которым я работал, на 83%».

Для другого проекта Александр разрабатывал игрового чат-бота для отбора на стажировку для студентов-юристов. Бот имеет пять уровней сложности. У игрока ограничено время и есть три жизни, чтобы пройти игру и попасть на стажировку. На каждом уровне — своё число вопросов. Чтобы пройти уровень, нужно ответить хотя бы на 80%. Заучить его нельзя — вопросы выбираются случайно, и ответить дважды на один и тот же кандидат не может.

Эксперт рассказал о системе Ричарда Бартла, который исследовал мотивацию игроков и выделил четыре основных психотипа. Согласно этой системе игровые элементы можно подбирать под любую аудиторию — и они будут эффективными. Кому-то важно соревноваться, для других значимо общение, третьи любят собирать и накапливать различные награды, четвёртым же нравится исследовать окружающий мир, даже если он игровой.

«Геймификация уже неоднократно доказала свою эффективность в образовании, и она будет всё дальше проникать в этот процесс. Не исключаю, что „геймификатор“ станет самостоятельной профессией», — считает Дученчук.

Больше выбора — больше сложностей

Онлайн-уроки делают образование доступнее для людей разного социального статуса и уровня благосостояния. Получать нужные знания с помощью новых технологий смогут гораздо больше людей из разных уголков мира. Но психолог Анна Баранова видит несколько спорных моментов.

  • Учёба из дома требует более высокого уровня самоорганизации. Учащийся должен иметь достаточную мотивацию для получения новых знаний, чтобы не забросить дело.
  • Умение общаться в сети станет приоритетным. Как с преподавателями, так и с одногруппниками коннект происходит в виртуальном пространстве — и, следовательно, требует применения иных навыков коммуникации. Сетевой этикет, умение заводить новые знакомства в соцсетях и мессенджерах, ведение переписки онлайн — всё это важно при удалённом обучении.
  • И главное — выбрать станет сложнее. Огромное количество курсов и специализаций среди всего существующего может запутать начинающего специалиста, ведь фильтра по месту обучения больше не будет.

«Необходимо внимательно отнестись к выбору, определить свои предпочтения, возможности и желания. При необходимости можно обратиться к психологу или специалисту по профориентации», — говорит Анна.

Научитесь: Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована