Скидки до 60% и 3 курса в подарок 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Бизнес
#статьи

Когда бизнесу пора пересаживаться на электромобили

Каким компаниям это будет выгодно и почему всё не так просто, как кажется.

Фото: Geography Photos / Getty Images

Опытом поделился СЕО сети зарядных станций для электромобилей Artis Владислав Мазов.

С 2023 года количество электрокаров в России выросло на треть. Всё больше компаний видят в использовании электротранспорта не модный тренд, а способ оптимизации расходов. Экономия на топливе, обслуживании, потенциальные налоговые льготы — всё это звучит заманчиво. Но, как обычно, есть нюансы: стоимость входа довольно высока, а выбор моделей пока ограничен.

Если вы задумались о том, чтобы обновить автопарк, важно заранее узнать о плюсах и минусах такого решения. В этой статье для редакции «Бизнес» Skillbox Media я расскажу о нюансах и возможностях использования электротранспорта в бизнесе.

Что даёт бизнесу электротранспорт

Одно из главных преимуществ электрических автомобилей — экономия на топливе и обслуживании в сравнении с обычными авто. Например, в электрокаре не нужно менять масло, свечи зажигания и другие расходники. Исследование британской компании Geotab показало, что за семь лет один электромобиль может сэкономить до 13 279 фунтов стерлингов.

Стоимость электроэнергии также значительно ниже стоимости бензина или дизельного топлива. По данным исследования Университета Мичигана, среднегодовые расходы на зарядку электромобиля составляют 485 долларов, а на заправку обычного авто — 1117 долларов.

Фото: Elgaard / Wikimedia Commons

В перспективе могут быть и другие преимущества. Например, в России обсуждают меры поддержки такси и каршеринга, работающих на электротяге. Минтранс предлагает компенсировать часть затрат на покупку электромобилей и установку зарядок.

На общегородском уровне уже действуют некоторые льготы. Сейчас можно бесплатно:

  • парковать электромобили на муниципальных стоянках в Москве и Санкт-Петербурге;
  • заряжать их на 290 станциях в рамках программы «Энергия Москвы»;
  • ездить бесплатно по платным трассам до конца 2025 года, если у вас машина российского производства.

Наконец, переход на электромобили часто включают в политику устойчивого развития (ESG). Она позитивно влияет на социальные, экологические и корпоративные аспекты и, как следствие, на репутацию компании. Если для крупного бизнеса это часто обязательная часть стратегии, то для малого — способ укрепить лояльность клиентов и партнёров.

Конечно, не каждая компания может обновить автопарк. Для регионов, не имеющих собственных ЭЗС, массовый переход на электротягу пока невозможен: без вложений в инфраструктуру бизнес не сможет полагаться на такой транспорт.

Точно посчитать, насколько замена автопарка будет выгодна в долгосрочной перспективе, сложно. Пока нет достаточных исторических данных, которые показывают окупаемость инвестиций в электрический транспорт с учётом затрат на зарядную инфраструктуру, амортизацию и возможные изменения тарифов на электроэнергию.

В чём сложности введения электроавтомобилей

Разберу три основные сложности, с которыми может столкнуться бизнес: значительные расходы, несовершенная инфраструктура и технологические ограничения.

Значительные траты. Стартовая стоимость электромобилей часто превышает цену моделей с двигателями внутреннего сгорания. Для сравнения, в 2023 году она составляла в среднем 50 799 долларов против 48 759 долларов соответственно. Конечно, сейчас на рынке появляются более доступные варианты — например, Chevrolet Bolt EV за 26 500 долларов или Nissan Leaf за 28 140. И всё же это внушительные инвестиции, особенно если речь идёт не об одной машине.

Несовершенная инфраструктура. Далеко не везде в России есть зарядные станции, да и электрические сети требуют модернизации. Но с каждым годом ситуация становится лучше. За 5 лет число только быстрых зарядных станций выросло в 17 раз. К 2030 году общее число станций планируют увеличить до 72 тысяч. Выглядит многообещающе, но и этого может оказаться недостаточно. К тому же распределение остаётся неравномерным: большая часть ЭЗС сосредоточена в крупных городах.

Технологические ограничения. Запас хода у некоторых моделей всё ещё невелик, а зимой батареи теряют эффективность на холоде. Кроме того, коммерческих электрокаров на рынке пока мало.

Тем не менее уже появляются модели, которые способны решить эти проблемы. Например, Ford E-Transit Courier — компактный фургон с запасом хода до 293 километров, подходящий для городских перевозок. Грузоподъёмность фургона ограничена 700 килограммами, поэтому его может быть недостаточно для некоторых задач. Однако для более тяжёлых грузов есть GMC Sierra EV Denali с запасом хода до 740 километров и буксировочной способностью почти 5 тонн.

Кому можно пересаживаться на электрокары уже сейчас

Компании с парком внутри города и понятной логистикой уже могут переходить на электромобили без риска для бизнеса. Электрокары хорошо подходят для курьерских служб, такси и организаций, которые работают по фиксированным маршрутам. Заранее известные маршруты решают вопрос ограниченного километража и планирования зарядки.

Например, международная биофармацевтическая компания AstraZeneca начала замену автопарка в России на электромобили ещё в 2022 году. В 2025 году в её распоряжении более 200 электрокаров, и за это время компания снизила выбросы CO₂ от транспорта на 16%. А сервис «Кёниг-Рент» из Калининградской области запустил электротакси на базе моделей «Амберавто». В ближайшие два года половину парка планируют перевести на электротягу.

Компании, у которых есть собственные парковки, также могут переходить на электрокары, потому что зарядные станции можно ставить на своих же парковках. По такой системе работают логистические центры, склады и производственные площадки. Например, структура «Роснано» развивает сеть зарядок в регионах совместно с местными властями.

Правда, описанные выше условия неактуальны для компаний из регионов с суровым климатом. При низких температурах ​производительность батарей электромобилей снижается: это сокращает запас хода и увеличивает время зарядки. При температуре около −5 °C запас хода электромобиля может уменьшаться до 40% в сравнении с нормальными условиями. Поэтому электропарки пока всё же прерогатива городов с тёплым климатом.

Больше материалов Skillbox Media для предпринимателей



Курс

Как открыть бизнес: от идеи до реализации

Вы узнаете, как вести бизнес в России в 2025 году. Научитесь выбирать востребованные ниши, составлять финмодель и прогнозировать риски. Во время обучения запустите бизнес и начнёте зарабатывать.

Узнать о курсе →

Практический курс: «Как открыть бизнес» Узнать о курсе
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована