Скидка до 60% и курс по ИИ в подарок 3 дня 09 :37 :59 Выбрать курс
Бизнес
#Мнения

Как цифровые сервисы делают инклюзивными и какую роль в этом процессе играет ИИ

Вы удивитесь, но инклюзивность делает сервис удобнее для всех пользователей.

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

О пользе инклюзивности в цифровых сервисах рассказала Василина Дрогичинская, руководитель команды инклюзии в «Яндексе».

Инклюзивные решения всё чаще становятся частью нашей жизни — мы видим тактильные плитки, пандусы, субтитры в кино. Но до цифровых сервисов изменения доходят медленно. Между тем именно технологии сегодня могут сделать жизнь людей с особенностями здоровья проще и комфортнее.

В статье для редакции «Бизнес» Skillbox Media я расскажу:


Что такое инклюзия в цифровых сервисах и для кого она полезна

Инклюзия в цифровых сервисах — это решения, отвечающие запросам людей с особенностями здоровья: зрения, слуха, речи. Инклюзивные сервисы упрощают общение, делают контент доступнее, помогают справляться с бытовыми и рабочими задачами. Сегодня людям с особенностями здоровья чувствовать себя комфортно в цифровой среде помогают в том числе нейросети.

Настройки доступности, обеспечивающие инклюзивность, популярны в целом. По данным собственного исследования «Яндекса», 51% пользователей мобильного браузера использует хотя бы одну такую настройку, а это более 20 миллионов жителей России. 35% из них используют изменение шрифта, 27% — тёмную тему, 3% — монозвук, 2% — увеличение контрастности, 2% — субтитры.

Мы пришли к выводу, что цифровая адаптация нужна не только людям с особенностями здоровья, но и огромной части пользователей, которые сталкиваются с ситуативными или временными ограничениями. Например, человеку с отитом, у которого слух во время болезни снижен, могут понадобиться субтитры.

Инклюзивные функции делают жизнь таких пользователей удобнее. Если человек сломал руку или ногу, то для него могут быть полезны функции «Яндекс Станции» с Алисой, которая запустит робот-пылесос или откроет шторы в умном доме. Или опция «Помогите найти машину» в приложении «Яндекс Go» — если человеку нужна помощь водителя при посадке в автомобиль. Или опция «Не говорю, но слышу» — если пассажиру по каким-то причинам сейчас комфортнее общаться текстом.

Зачем компаниям инклюзивные сервисы

Инклюзивность позволяет расширить аудиторию и завоевать её лояльность, а также не терять пользователей, если у них, например, возникают временные ограничения здоровья.

Люди с инвалидностью отказываются от сервисов из-за барьеров доступности — это подтверждает, например, исследование DisQuestion инклюзивного проекта Everland. Примерно каждый 13-й житель России имеет инвалидность — и все эти люди могут не пользоваться сервисом просто потому, что им неудобно это делать.

Из-за этого бизнес, не задумывающийся об инклюзии, может терять пользователей, и, как следствие, деньги. Исследование, проведённое аналитическим центром НАФИ в 2022 году, показало, что компании в сфере услуг каждый месяц теряют 4,8 миллиарда рублей из-за недостаточной адаптации под потребности людей с особенностями здоровья.

Инклюзия сегодня важна для всех — и для большого бизнеса, и для маленьких компаний. Мы видим, что крупные игроки уже делают шаги в этом направлении.

Некоторые компании уже адаптировали свои сервисы для людей с особенностями зрения. Например, добавили возможность использовать озвучку интерфейса. В некоторых банках разработан удобный дизайн для слабовидящих пользователей.

Для работы над адаптацией продуктов и сервисов нужны ресурсы, мотивация и запрос аудитории. Но внедрение инклюзивных практик — не такой сложный процесс, как кажется. Можно добиться результатов даже при ограниченном количестве ресурсов. Преимущества от таких мер получат все: и пользователи, и бизнес независимо от его масштабов.

В чём-то небольшим компаниям может быть даже проще создавать инклюзивные сервисы, чем крупным игрокам. Ведь для этого достаточно обладать только знаниями в разработке.

С помощью чего можно сделать сервис инклюзивным

Существует много способов сделать сервис инклюзивным. Например, даже введение тёмной темы или адаптивного масштабирования шрифтов в приложении уже может помочь пользователям с особенностями здоровья.

Одно из самых полезных решений сегодня — использовать ИИ. Ниже я приведу примеры сервисов, в которых мы используем нейросети для того, чтобы сделать их инклюзивными.

«Яндекс Учебник». В сервис встроен ИИ-помощник для подготовки незрячих школьников к ЕГЭ по информатике на базе генеративной нейросети YandexGPT. ИИ-помощник адаптирован для скринридеров, или программ экранного доступа. Они считывают контент и озвучивают его или выводят на брайлевский дисплей. Незрячие пользователи используют их для работы с электронными документами, программами, сайтами, социальными сетями.

Также скринридер позволяет использовать все функции ИИ-помощника платформы. Он находит ошибки в коде, показывает, как их исправить, даёт определения, объясняет, как делать упражнения. Получается, сервис выполняет сразу несколько задач: подготавливает к экзамену и содействует приходу незрячих пользователей в сферу разработки.

«Кинопоиск». В сервисе Алиса AI озвучивает тифлокомментарии к оригинальному контенту платформы. Она подробно описывает всё, что происходит на экране: обстановку, действия персонажей, их мимику, жесты и другие важные детали.

Ещё в «Кинопоиске» есть специальные субтитры для глухих и слабослышащих людей
Скриншот: «Кинопоиск» / Skillbox Media

«Умная камера» в «Яндекс Браузере». В неё тоже встроена нейросеть. Она распознаёт фотографии, тексты и предметы и рассказывает незрячему пользователю, что видит. Также она может предоставить подробную информацию об объекте — например, о сорте растения и правилах ухода за ним, о принципах работы устройства. «Умная камера» может подсказать, где приобрести товар, которым человек заинтересовался.

«Яндекс Разговор». Это приложение, которое среди прочего помогает людям с особенностями слуха и без них лучше понимать друг друга. Оно тоже работает на основе технологий распознавания и синтеза речи «Яндекса», которые помогают перевести сказанное собеседником в текст или, наоборот озвучить сообщения. При этом речь звучит естественно. В приложении есть готовые фразы, которыми удобно оперативно воспользоваться.

Сначала приложение предложит пройти короткую анкету, чтобы понять потребности пользователя. После этого оно покажет подборку фраз, которые могут пригодиться в разговоре. А ещё внутри есть отдельный чат, где можно общаться с собеседником прямо через приложение
Скриншоты: «Яндекс Разговор» / Skillbox Media

Как начать делать сервисы инклюзивными

Самое важное — определить потребности аудитории. Нельзя решить за человека, что ему будет удобно. Яркий пример этому — наш кейс: создание лендинга для водителей-партнёров «Яндекс Такси» с особенностями слуха на письменном русском языке.

Мы готовили к запуску страницу для водителей с особенностями слуха, которые хотят подключиться к приложению «Яндекс Про» и выполнять заказы. Исследование показало, что водителям сложнее воспринимать текст, потому что русский жестовый язык и русский письменный язык — это две разные лингвистические системы. То есть большую часть информации аудитория не воспринимала из-за особенностей языка.

После этого мы приняли решение адаптировать материалы. Теперь каждый абзац текста обязательно продублирован видео на русском жестовом языке. И, соответственно, глухие и слабослышащие люди могут воспринимать контент на более понятном для них языке.

Теперь на сайте «Яндекс Про» можно получить информацию на русском жестовом языке
Скриншот: «Яндекс Про» / Skillbox Media

Когда потребности ЦА ясны, можно переходить к разработке инклюзивных решений. Обычно она включает в себя несколько этапов:

  • учёт требований и выявление текущих проблем;
  • генерация гипотез, связанных с инклюзивными продуктами;
  • анализ инклюзивных решений;
  • работа с фидбэком: обращениями в поддержку и отзывами;
  • анализ полученных данных;
  • привлечение экспертов;
  • запуск инклюзивного продукта;
  • подбор метрик для оценки инклюзивного продукта;
  • анализ социального и бизнес‑эффекта.

Для того чтобы проект состоялся, необходимо найти квалифицированных специалистов. Нужно понять, достаточно ли у них экспертного опыта и навыков для того, чтобы сделать сервис инклюзивным. После этого — проводить постоянные тесты с целевой аудиторией для определения удобства использования технологий. И только тогда можно будет запустить продукт и определить метрики для оценки его эффективности.

Главное об инклюзивности в цифровых сервисах в 4 пунктах

  • Инклюзивные решения делают цифровые сервисы удобнее не только для людей с особенностями здоровья, но и для большинства пользователей. Многие инклюзивные функции оказываются полезны для людей, испытывающих временные или ситуативные ограничения.
  • Инклюзивность расширяет аудиторию и повышает лояльность. Исследования показывают, что компании теряют миллиарды рублей из-за барьеров для людей с инвалидностью.
  • Чтобы сделать сервисы инклюзивными, можно использовать нейросети. ИИ уже умеет распознавать речь, текст и объекты, озвучивать контент и адаптировать обучающие материалы — решать задачи, которые ещё недавно требовали больших ресурсов и долгой разработки. Теперь технологии позволяют делать сервисы доступнее, причём без тех затрат, что были нужны раньше.
  • Нельзя опираться на собственные представления о том, что будет удобнее для людей с особенностями здоровья. Даже самые логичные гипотезы могут оказаться неверными. Поэтому перед внедрением инклюзивных решений нужно проводить глубинные интервью и тесты прототипов, наблюдать за тем, как пользователи ведут себя в приложении, и регулярно собирать обратную связь.

Эти материалы редакции «Бизнес» Skillbox Media могут быть вам интересны





Практический курс: «Как открыть бизнес» Узнать о курсе
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована