Директор по цифровой трансформации — спаситель для бизнеса?
Даже звёздный директор с зарплатой в 1,2 млн рублей не исправит все ошибки. Рассказываем, что должен уметь CDTO и где на него учиться.
Joshua Earle / Unsplash / Moritz Mentges / Unsplash / Annie для Skillbox Media
В России в начале 2021 года начали увольнять ведомственных руководителей цифровой трансформации. К качеству их работы возникли вопросы. Десяти из 62 топов будут искать замену. Важным аргументом в пользу этих увольнений стал рейтинг цифровой трансформации, оценивающий кадровую обеспеченность и уровень реализации проектов в сфере искусственного интеллекта и блокчейна.
Проблемы с цифровизацией есть не только в госсекторе. В мае 2021 года разработчик программного обеспечения Qlik провёл исследование компетентности в работе с данными. Компания хотела узнать, насколько комфортно работать с данными специалистам разного уровня — от новичков до экспертов. И понять, насколько тема компетентной работы с данными интересна пользователям в России.
Оказалось, что из 1500 респондентов только 11% умеют правильно анализировать данные и использовать их в работе. Среди тех, кто принимает решения в сфере бизнеса, от младших менеджеров до руководителей высшего звена, только 24% уверены в своей способности «читать» данные, работать с ними, анализировать их. При этом 78% респондентов готовы тратить больше времени, чтобы улучшить свои навыки работы с данными.
Чтобы понять, почему в России сотрудники, отвечающие за digital, — от младших менеджеров до федеральных чиновников, — не умеют правильно работать с данными, мы обратились к экспертам по внедрению технологий, рекрутингу и образованию.
Как «цифра» доросла до трети ВВП
В условиях развития цифровой экономики технологии интегрируются во все сферы жизни — от оформления документов до постановки диагнозов. Традиционные системы с ручным заполнением огромных таблиц стали неэффективными из-за большого объёма данных. Такую обработку информации вполне можно автоматизировать. И лозунг основателя Alibaba Group Джека Ма «Данные — это новая нефть» становится всё более актуальным.
Государства с сильными экономиками, такие как Китай, Сингапур, ОАЭ, уже проводят цифровизацию на уровне госпредприятий. В Сингапуре, например, для получения государственных услуг в разных ведомствах не надо заполнять анкеты, указывая информацию о себе. Цифровую идентификацию можно пройти на единой платформе — SingPass, где доступно более 200 электронных услуг. А на государственных сайтах работают чат-боты, которые снижают нагрузку на колл-центры. Подобная технология есть и в России. Портал «Госуслуги» оказывает около 300 электронных услуг.
В Китае вклад цифровой экономики в ВВП за 2019 год составил 36,2%. Для сравнения, в России чуть больше 2,2%. По прогнозам Аналитического центра при Правительстве РФ, ВВП России к 2030 году, предположительно, вырастет на 23%, в том числе благодаря цифровой трансформации.
Где учиться на CDTO
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций в 2020 году утвердило методичку по цифровым стратегиям для госкомпаний. Согласно этому документу, в государственных компаниях должны появиться директора по цифровой трансформации. В западных компаниях эта должность называется CDTO или CDO. Задача таких сотрудников в госкорпорациях — внедрить IT-системы и технологии машинного обучения, чтобы автоматизировать рутинные процессы или создать новую бизнес-модель.
Правительство уже обязало все госкомпании к 1 сентября 2021 года принять стратегии цифровой трансформации и назначить ответственного за цифровизацию. Сейчас CDTO есть в «Почте России», РЖД, «Аэрофлоте», «Алросе» и «Газпром нефти». Эти компании сформировали дорожные карты трансформационных проектов.
Первые результаты уже есть. Цифровые сервисы в «Почте России» ускорили выдачу посылок. Теперь клиентов в отделениях идентифицируют не по паспорту, что занимает много времени, а через отправку SMS или пуш-уведомления. В РЖД внедрили цифровую технологию «Интертран», которая ускоряет контейнерные перевозки.
Безбумажная организация перевозок сократила оформление документов в РЖД на четверо суток.
Тем не менее CDTO — это относительно новая должность в России, в большинстве вузов ещё не появилась такая специальность. Курсы для будущих CDO или CDTO есть в Высшей школе экономики, МГИМО и РУДН. Их слушатели — топ-менеджеры крупных компаний или директора заводов. Подготовкой директоров по цифровой трансформации, которые будут внедрять на местах нужные решения, уже начали заниматься в РАНХиГС. По словам координатора нацпроекта «Цифровая экономика» Олега Подольского, к 2024 году бесплатное обучение по программе CDTO в РАНХиГС пройдут 187 875 человек.
Слушателям расскажут про приоритетные сквозные технологии, информационную безопасность и разработку цифровых сервисов. Их также научат управлять бизнес-процессами, опираясь на данные.
«Мы делаем акцент на развитии гибких навыков — эмоционального интеллекта, методов управления командами цифровой трансформации», — рассказала Skillbox Media директор Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации РАНХиГС Ксения Ткачёва.
Что должен уметь ваш директор по цифровой трансформации
Совладелец B2C-акселератора LeadStartup Михаил Ряженка говорит:
«Будущий директор по цифровой трансформации должен обладать предпринимательскими качествами и разбираться в IT, поэтому стать хорошим CDTO может только специалист с большим опытом работы».
С ним согласна и карьерный консультант Татьяна Минаева.
«Вчерашний студент не может стать CDTO, нужен как минимум пятнадцатилетний опыт в бизнесе», — отметила она.
По данным исследования KMDA, человек, ответственный за цифровую трансформацию, должен иметь опыт работы в ИТ, управлять коллективом, а также разбираться в маркетинге и разрабатывать новые продукты.
При этом не стоит искать «универсального солдата», важна специализация.
«Если человек имеет профильную специальность и отраслевой опыт работы, знаком с нормативными документами, технологическими приоритетами, он изначально обладает конкурентными преимуществами. Развитые гибкие навыки, готовность учиться и адаптироваться к изменениям позволяют людям быстрее осваивать специфику другой отрасли», — считает Ксения Ткачёва.
CDTO приходится работать с широким кругом задач. Чтобы справляться с ними, нужен высокий уровень компетенций. Поэтому на рынке труда такой топ-менеджер ценится высоко. Например, по оценке Financial Times, директор по цифровой трансформации может зарабатывать до полумиллиона фунтов стерлингов в год. В России месячная зарплата — от 750 тысяч до 1,2 млн рублей.
Что мешает цифровизации
По данным исследования консалтинговой компании KMDA, которая специализируется на внедрении технологий в бизнесе, цифровую трансформацию в России тормозят:
- нехватка специалистов;
- сопротивление изменениям внутри самой компаний;
- отсутствие единого органа управления трансформацией.
К тому же, согласно исследованию Qlik, сотрудники склонны переоценивать свои навыки работы с данными. 75% респондентов допустили ошибки в вопросах базовой школьной статистики. Только один из пяти представителей бизнеса может отличить моду от медианы и среднего значения. 62% сталкивались с негативными последствиями решений (собственных или своих коллег), принятых на основе интуиции, а не данных.
Консультант по цифровой трансформации Филипп Рыжук считает:
«Помимо нехватки профессионалов, цифровизацию тормозят устаревшие методы управления, из-за которых компании часто игнорируют потребности конечных пользователей. Он говорит, что правительственным организациям часто не удаётся привлечь граждан к разработке услуг, а их сотрудники не умеют создавать проекты, ориентированные на пользователя».
По словам генерального директора российского разработчика ПО для промышленных предприятий Factory5 Дениса Касимова, цифровой трансформации в России мешает отсутствие цифровой стратегии и чёткого видения того, что должно произойти после внедрения инноваций.
«Бизнес часто приходит с запросом „покажите, что у вас есть“ или „мы хотим такую-то конкретную технологию, потому что сейчас это в тренде“. При этом в компании не имеют плана или понимания, какие процессы требуют совершенствования», — говорит Касимов.
Он подчёркивает, что для результативной работы нужно прежде всего конкретно обозначить цель, а уже потом подбирать технологии под неё. Эксперт также считает, что трансформации мешает недостаточное финансирование цифровых проектов. По данным отчёта PwC и ABBYY, в России компании инвестируют в цифровизацию менее 5% годовой выручки, когда для эффективного результата нужно выделять до 20%.
CDTO не панацея
Многие руководители ожидают, что CDTO исправит ошибки бизнеса и оптимизирует существующие процессы. По словам директора по развитию партнёрской сети Qlik в России и СНГ Георгия Нанеишвили, бизнес воспринимает CDTO как палочку-выручалочку. Компании надеются, что он выявит узкие места и наладит работу, а заодно запустит непрерывную оптимизацию и повысит производительность труда. Но это неверно.
«Основная задача CDTO — выйти на новые рынки сбыта, внедрить новые способы коммуникации с клиентами и развивать бизнес», — подчеркнул Нанеишвили.
Пандемия стала катализатором цифровой трансформации для бизнеса, в том числе и для госкомпаний. Совместное исследование РАНХиГС, АНО «Центр перспективных управленческих решений» и Google показало, что предприниматели «воспринимают цифровую трансформацию как необходимую меру». При этом к концу 2020 года в России преобладала «догоняющая цифровизация», рассказала Skillbox Media Ксения Ткачёва из РАНХиГС. Компаниям пришлось переводить процессы в «цифру» в сжатые сроки без опыта реализации трансформационных проектов.
Но думать, что CDТO необходим любой организации, — ошибка. Сооснователь компании Dipa Татьяна Козуб советует: прежде чем нанимать такого специалиста, оцените масштаб своего бизнеса и уровень его цифровизации.
«Молодым стартапам не нужен CDTO, достаточно понимать современные ИТ-инструменты и менеджмент. Например, знать, что такое GDPR и как использовать Big Data», — считает она.