Бизнес
#статьи

Как патентные тролли зарабатывают на чужих товарных знаках и как с ними судиться

Неймсквоттеры получают миллионы с компаний, которые не хотят разбираться в авторском праве. Рассказываем, как защитить свой бизнес.

Andrea Piacquadio / Pexels / Grian Ghraf / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

  • Как зарегистрировать товарный знак? Объясняем на солёных огурцах.
  • Ветераны против Chupa-Chups: как работают патентные тролли.
  • Реально ли защититься от патентных троллей и как это сделать.
  • Собирается ли государство как-то решать эту проблему.

Любой предприниматель, который не зарегистрирует название своего продукта в качестве товарного знака, рискует стать жертвой патентных троллей. Это юридические структуры и компании, которые специализируются на исках о защите патентных прав или прав на товарные знаки. Во втором случае они намеренно скупают и регистрируют на себя как можно больше товарных знаков ради того, чтобы потом отсуживать деньги у предпринимателей за их использование. Сами себя такие структуры могут называть патентными дилерами или патентными холдингами.

По закону ничего преступного в такой деятельности нет, однако руководитель практики защиты промышленной собственности патентно-адвокатского бюро «Гардиум» Алексей Федоряка называет подобных правообладателей недобросовестными.

Вместе с кандидатом юридических наук, главным экспертом частной компании «Национальное бюро экспертизы интеллектуальной собственности» Владимиром Зиминым Skillbox Media разобрался, как работает патентный троллинг и как от него защититься.

Как зарегистрировать товарный знак? Объясняем на солёных огурцах

Для того чтобы понять, как работают такие схемы, сперва нужно разобраться в том, что такое товарный знак.

Допустим, вы приобрели завод, который производит консервированные огурцы и грибы в Челябинской области. На упаковках вы печатаете «Челябинские соленья» — пока что это обозначение никак не охраняется. Любая другая компания может печатать такую надпись и на своей продукции, пока вы не закрепите за собой это название.

Товарный знак (ТЗ) — это средство индивидуализации товара. Тот, кто регистрирует ТЗ, получает исключительное право на него. Это значит, что закон будет наказывать любое другое лицо, которое попытается использовать этот ТЗ.

Регистрацией товарных знаков занимается Роспатент, эксперты которого проверяют их на соответствие требованиям закона. При регистрации ТЗ нужно оплатить несколько пошлин — их размер зависит от количества категорий товаров, в которых он будет применяться, а также от формы подачи заявления (онлайн дешевле на 30%). Минимальная цена регистрации одного ТЗ — 23 100 рублей.

Товарный знак помогает потребителю отличать товар или услугу от других похожих. Поэтому зарегистрировать ТЗ «Консервы», «Соленья» или «Разносолы» не получится — эти слова не индивидуализируют продукт. Также не могут сосуществовать два одинаковых или схожих ТЗ на однородные товары — поэтому стоит проверить название на уникальность с помощью открытого реестра ФИПС.

Фото: The Organic Crave Company / Unsplash

Добавив к «разносолам» слово «челябинские», мы проблему не решим — такой ТЗ всё ещё не будет обладать различительной способностью. Зарегистрировать географическое наименование как часть ТЗ можно, но на практике очень сложно. Также ТЗ не должен вводить в заблуждение о свойствах товара — зарегистрировать ТЗ «Средство от импотенции» на соленья не получится.

Товарным знаком может быть слово, словосочетание, изображение, объёмная модель или всё сразу — тогда он будет считаться комбинированным. Также ТЗ может быть голографическим, звуковым, обонятельным — но эти случаи редки.

Если знак комбинированный — например, состоит из картинки и надписи, — текстовую часть могут вывести из-под охраны, а центральным уникальным элементом знака будет изображение. Если мы создадим ТЗ с картинкой и подпишем «Челябинские разносолы», то такой знак зарегистрировать получится — но закон будет защищать лишь картинку, а не слова. При этом изображение должно быть уникальным и необычным — говоря юридическим языком, обладать различительной способностью.

Есть ещё ряд оснований для отказа в регистрации ТЗ. Например, не получится зарегистрировать знак с госсимволикой без разрешения Геральдического совета или знак, в котором используется имя персонажа произведения, — без разрешения правообладателя. ТЗ с гербом Ямало-Ненецкого автономного округа и надписью «Эдвард Каллен» не имеет никаких шансов.

По международным правилам, все товары разбиты на 34 класса. Ещё 11 — для услуг. В каждом классе перечисляется несколько сотен наименований. Можно зарегистрировать ТЗ на один или несколько классов, можно и на все сразу — но чем их больше, тем дороже заявка. Можно выбрать отдельные товары из списка класса. Если вы придумали что-то принципиально новое, чего ещё нет в этом перечне, то это тоже не проблема — можно просто вписать его в соответствующий класс.

Этот классификатор позволяет похожим ТЗ сосуществовать в разных сферах. Так, компания «Калина» владеет правами на ТЗ «Чистая линия», под которым выпускает шампуни и мыло. А компания «Чистая линия» имеет права на такой же ТЗ, который может использовать только для производства мороженого. Всё честно и законно, потому что классы товаров совсем разные.

ТЗ со словом «Разносолы», скорее всего, удастся зарегистрировать только на некоторые товары из класса 29 — маринованные и консервированные продукты (их там несколько десятков наименований).

Если мы хотим производить что-то, кроме консервов, лучше придумать абстрактный ТЗ, не указывающий на тот или иной товар. Можно пустить в ход фантазию, придумать несуществующее слово или персонажа — например, «Бегемотик Казимир». А можно, наоборот, обыграть известное клише — например, «Хлебосольный Урал». Такой знак, скорее всего, получится зарегистрировать сразу на все классы — это обойдётся нам в 128 100 рублей.

Фото: BalkansCat / Shutterstock

Ветераны против Chupa-Chups: как работают патентные тролли

Допустим, вы решили не тратить время на изучение интеллектуальной собственности, регистрацию ТЗ и изобретение оригинального логотипа — ваши соленья и так вкусные. Чтобы выбрать коммерческое обозначение, вы открыли словарь на случайной странице и с закрытыми глазами ткнули пальцем. Выпало слово «Ладья».

Конечно, так лучше не делать. Прежде чем печатать на товаре название или логотип, нужно проверить, не принадлежат ли они уже кому-то как ТЗ. Если в России есть компания, которая выпускает продукты питания под брендом «Ладья», то с этической точки зрения иск вы получите вполне заслуженно.

Через какое-то время вы с очень большой вероятностью получите досудебную претензию, в которой правообладатель ТЗ «Ладья» потребует у вас заплатить ему несколько сотен тысяч или даже миллионов рублей за использование его интеллектуальной собственности. Некоторые предприниматели идут на уступки уже на этом этапе. Если этого не происходит, владелец ТЗ подаёт в суд.

В России действуют две крупные структуры, которые получают доход с помощью таких исков. Их жертвами часто становятся не только мелкие предприниматели, которые махнули рукой на тонкости защиты интеллектуальной собственности, но и крупнейшие российские корпорации — удивительно, но они тоже совершают такие оплошности.

Первая, самая активная и известная структура, — башкирский ИП Азамат Ибатуллин и связанные юрлица («Бизнесинвестгрупп», ООО «Лукошко», пивоваренная компания «Красный Восток» и другие). Ибатуллин успел досадить многим крупным компаниям судебными процессами: МТС, «Макдональдсу», «Ремиту» «Локомотиву» (все эти дела он проиграл). Именно ему принадлежит ТЗ «Ладья», под которым мы решили выпускать соленья.

В 2018 году Ибатуллин обратился в Роспатент, потребовав отказать в регистрации заявке британской вещательной корпорации BBC на ТЗ «Top Gear», так как он «до степени смешения» сходен с его ТЗ «TopGear». Сперва ведомство согласилось с Ибатуллиным и отказало заявке BBC — это стало одной из самых громких побед предпринимателя. Однако затем британская компания оспорила это решение. В итоге Роспатент вернул жалобу Ибатуллину и отменил охрану его знака для двух классов, один из которых связан с телевидением.

Фото: Claudio Divizia / Shutterstock

Вторая структура — Ассоциация делового сотрудничества ветеранов Афганистана «Мир» и её дочки (торговый дом «МИР-2000», ООО «Новые технологии»). Из известных компаний они судились с Chupa-Chups, «Вимм-Билль-Данн», Danone. Сейчас они не так активны и занимаются в основном продажей своих товарных знаков другим компаниям — это называется неймсквоттингом. Алла Павлова, пресс-секретарь Российского союза ветеранов Афганистана — главного российского объединения афганцев, сообщила Skillbox Media, что такая организация Союзу не знакома. То же самое сказал и представитель неформального движения «Ветераны боевых действий за справедливость» Павел Ширшов.

Патентный троллинг в теории может приносить относительно крупный доход — Зимин предполагает, что годовая прибыль такой структуры может легко достигать 25 млн рублей. Досудебные и исковые требования начинаются с 400–500 тысяч рублей и доходят до нескольких миллионов. По данным сервиса «РБК Компании», прибыль «афганцев» в 2019 году составила более 12 млн рублей.

Ведение такого бизнеса требует вложений. Подобные структуры — обладатели самых крупных портфелей товарных знаков в России. Так, на одного Ибатуллина зарегистрировано более 500 ТЗ. При этом, по словам Зимина, в его холдинг входит ещё около 16 юрлиц, на которые тоже регистрируются ТЗ. Многие их ТЗ зарегистрированы сразу на все классы — такая заявка будет стоить как минимум 156 100 рублей.

«Патентные дилеры» регистрируют на себя всё подряд — особенно распространённые, общеупотребимые слова и выражения: «Ладья», «Светлана», «Русская старина», «Счастливый малыш», «Богатырь» (они принадлежат «афганцам»), «Поместье», «Елка», «Золотое сечение» (Ибатуллин).

Часто они скупают знаки у разорившихся компаний. Например, именно так Ибатуллин завладел ТЗ «МТС», который раньше принадлежал Самарской машинно-технологической станции. В 2017 году он подал иск к мобильному оператору МТС, однако дело проиграл — суд счёл товарные знаки недостаточно схожими.

Изображение: Федеральный институт промышленной собственности / МТС

В 2016 году «афганцы», сами того не желая, нанесли удар по всей отрасли «патентных дилеров» — Верховный Суд РФ вынес по их делу определение, в котором рекомендовал нижестоящим судам при рассмотрении таких дел отказывать в исках правообладателям ТЗ, которые не используют их по назначению.

Ибатуллин, по словам Зимина, придумал оригинальный способ обойти это препятствие. «У него где-то под Уфой есть палатка, такой маленький сельский магазинчик, — рассказывает Зимин. — Каждый раз, когда он с кем-то судится, он вешает на этот магазинчик новую вывеску и снимает видео, которое показывает в суде, — смотрите, я использую этот ТЗ».

Контактов Ибатуллина нет в открытом доступе, его помощники на наш запрос не ответили.

У «афганцев» есть сайт, на котором перечислены несколько ТЦ, магазинов и парикмахерских, которые им якобы принадлежат, а также список продуктов, которые они якобы выпускают. Называются эти заведения и продукты так же, как и ТЗ, зарегистрированные на них, — ТЦ «Малыш», вафельные трубочки «Радуга» и так далее.

Адреса магазинов на сайте не указаны, а на картах Google таких заведений нет. Информация о том, где производятся продукты, естественно, тоже отсутствует. Вполне возможно, сайт используется для убедительности — чтобы те, на кого «афганцы» подают в суд, думали, что организация действительно использует эти ТЗ по назначению.

Примеры продукции «афганцев». Скриншот: сайт Ассоциации делового сотрудничества ветеранов Афганистана «Мир»

Руководитель отдела по работе с обращениями граждан и организаций «афганцев» согласился ответить на наши вопросы по электронной почте. По его словам, компания не занимается ни патентным троллингом, ни неймсквоттингом. «Использованные вами англицизмы с неопределенным смысловым наполнением к данной ситуации неприменимы», — написал он. Организация существует с 1993 года и «являлась или является головным предприятием для целого ряда производственных предприятий и предприятий сферы услуг». Товарные знаки компания регистрирует только ради правовой защиты, и если они больше не нужны компании, то она либо не продлевает их срок действия, либо подаёт заявление о досрочном прекращении их действия, либо передаёт другим компаниям.

По словам представителя ассоциации, с момента основания компанией руководят офицеры-ветераны, прошедшие войну в Афганистане. На вопрос о том, где располагаются торговые центры, магазины и салон красоты, указанные на сайте, он не ответил.

Как защититься от «патентных дилеров»

В прошлом году Зимин вместе со своими коллегами успешно защитил от иска Ибатуллина компанию, которой принадлежит небольшой торговый центр «Тропа» в Москве на Профсоюзной улице.

Ибатуллин купил товарный знак «Тропа» в 2015 году. В 2020 году он подал к владельцам магазина досудебную претензию, в которой потребовал заплатить ему сумму, равную двойной годовой выручке магазина единоразово, за пользование его ТЗ. Получив отказ, Ибатуллин сначала подал иск, в котором потребовал 50 тысяч рублей, но затем поднял сумму до 800 тысяч рублей.

Зимин представил суду доводы, согласно которым Ибатуллин приобрёл ТЗ для злоупотребления правом, а также предоставил множество дел из судебной практики, подтверждающей, что тот является профессиональным неймсквоттером. Также юрист заявил, что Ибатуллин не предоставил суду достаточных доказательств того, что этот ТЦ принадлежит именно его клиентам. Параллельно Зимин подал в суд по интеллектуальным правам заявление о досрочном прекращении ТЗ Ибатуллина в связи с неиспользованием. В ответ на это Ибатуллин показал видео своего магазинчика в Уфе.

В итоге суд постановил, что Ибатуллин приобрёл ТЗ «Тропа» для того, чтобы причинять убытки другим лицам, и признал его приобретение злоупотреблением правом. Получив решение суда, Зимин обратился в палату по патентным спорам, которая вскоре аннулировала этот ТЗ.

Компаниям, на которые нападают патентные тролли, Зимин рекомендует действовать аналогичным образом:

  • Настаивать на том, что истец — патентный тролль, который получил права на ТЗ лишь для того, чтобы злоупотреблять правом. Доказывать это можно судебной практикой по другим делам с участием тролля, а также свидетельствами того, что он не использует ТЗ.
  • Требовать аннулирования товарных знаков тролля. Проще всего это можно сделать, доказав, что ваша компания появилась раньше, чем тролль получил права на похожий ТЗ. Более сложный путь — доказать с помощью соцопросов, что в обществе ТЗ ассоциируется именно с вами, а не с патентным троллем.
  • Можно подать иск в суд по интеллектуальным правам о досрочном прекращении защиты ТЗ патентного тролля на основании его неиспользования. Правда, в таком случае знак перестанет действовать в момент принятия решения, а тролль сохранит возможность судиться с вами за «нарушения» его прав за предыдущий период.

Юрист подчёркивает, что патентному троллю ни в коем случае нельзя уступать. Если жертва согласится заплатить ему за лицензию на ТЗ, он получит доказательства того, что использует ТЗ по назначению — то есть продаёт лицензии. Это сослужит плохую службу его будущим жертвам.

Может ли государство как-то повлиять на троллей

По словам Зимина, всё регулирование в сфере патентного троллинга происходит только в рамках судебных разбирательств. Юрист рассказывает, что после решения Верховного Суда 2016 года по делу «афганцев» суды стали охотно отклонять иски патентных троллей, ссылаясь на то, что они не представляют доказательства использования ТЗ по назначению.

Однако иногда тролли всё же выигрывают и сегодня — ведь по закону правообладатель не обязан доказывать то, что использует свою интеллектуальную собственность по назначению.

Юрист Иван Оленичев сейчас пишет диссертацию, в которой исследует возможность создания федерального реестра патентных троллей — то есть тех, в отношении кого были вынесены решения о злоупотреблениях при регистрации ТЗ. Этим реестром смогут пользоваться и суды, когда будут рассматривать подобные дела, и Роспатент — при регистрации новых ТЗ. Впрочем, до реализации этой инициативы ещё очень далеко.



Учитесь и пробуйте новое — бесплатно

Выберите курс Skillbox с бесплатным доступом:

Смотреть все
Научитесь: Как открыть бизнес: от идеи до реализации Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована