Российское подразделение международной ассоциации The Interactive Advertising Bureau (IAB) проанализировало объём рынка инфлюенсеров.
Специалисты IAB собрали статистику по наиболее популярным среди рекламодателей соцсетям. В первую очередь это Instagram*, где чаще всего продвигают товары для дома, а также продукты из категорий «Мода», «Красота» и «Дизайн интерьеров». Ещё одна важная площадка — YouTube, пользователи которого охотно реагируют на рекламу игр, электронных устройств и еды.
Для того чтобы узнать объём белой выручки российских блогеров, исследователи IAB совместно с экспертами WhoIsBlogger, Yoloco, Kedoo и BloggerBase проанализировали около 95% рекламных постов и Stories у российских инстаблогеров, а также рекламу в видеороликах ютьюберов за 2019-2020 год. Помимо этого, в рамках работы выявили примерную среднюю стоимость рекламной интеграции, изучив открытые прайс-листы инфлюенсеров в каждом сегменте. При расчётах также взяли во внимание то, что расценки варьируются в зависимости от масштаба и активности блогера.
За 2020 год инфлюенсеры заработали на рекламе 11,1 млрд рублей — это на 63% больше, чем в 2019-м: прибыль с Instagram* составила 7 млрд рублей, а с YouTube — 4,1 млрд. Для сравнения: доход с рекламы в газетах и журналах в 2020-м — 8 млрд.
Объём серой выручки на рынке блогеров посчитать невозможно. Дело в том, что лидеры мнений сотрудничают и с компаниями, которые ограничены в рекламных возможностях. Это крипторынок, казино, букмекеры и так далее. И интеграции с такими компаниями отследить гораздо сложнее. Однако эксперты предполагают, что серая прибыль может превышать легальную.
В марте Минцифры предложило ввести налог на доходы блогеров. Иностранные компании (Facebook*, Instagram*, Twitter, TikTok и другие) могут обязать лидеров мнений, которые монетизируют свою деятельность с помощью рекламных интеграций, уплачивать в казну НДФЛ.