О том, что Amazon сотрудничает с пропагандистским аппаратом Китая, стало известно из внутренних документов корпорации и из интервью с бывшими сотрудниками, передаёт Reuters.
Компания вышла на китайский рынок в 2004 году. Однако Amazon получил не все нужные разрешения от властей Китая. В итоге у них появились рычаги давления на компанию.
Тогда у Am появилась идея проекта China Books. Корпорация работала над ними вместе с Главным управлением печати и публикаций (находится под прямым контролем отдела рекламы Коммунистической партии Китая — это орган пропагандистской системы). Это портал на сайте онлайн-ретейлера, на котором продавались более 90 тысяч изданий.
Значительного дохода продажи не принесли, однако, как утверждают бывшие сотрудники, проект стал ключевым элементом защиты от лицензионных проблем с китайским правительством. Amazon был намерен развивать облачные продукты и продажи устройств для чтения Kindle.
China Books получила широкое признание среди местных регулирующих органов, а в 2012 году её удостоили звания «Проект экспорта ключевой национальной культуры».
В одном из документов Amazon за 2018-й описываются основные проблемы, с которыми сталкивается бизнес в Китае. Одну из них обозначили как «идеологический контроль и пропаганду». В документе отмечается: «Мы не судим, правильно это или неправильно».
Как указывает Reuters, документ и беседы с сотрудниками компании в Китае дают понять, почему Amazon преуспел в стране. В особенности это случилось благодаря помощи в продвижении повестки коммунистической партии и подчинении требованиям правительства.
Кроме того, в расследовании издания упоминается, что сейчас на китайском веб-сайте Amazon в разделе со сборником речей и сочинений генсека Коммунистической партии Си Цзиньпина нет информации с отзывами, оценками покупателей и комментариев. Предполагается, что поводом для этого стали критикующие рецензии.
«Я думаю, что проблема была в чём-то ниже пяти звёзд», — поступил комментарий от источника Reuters.
Amazon прокомментировал расследование и заявил, что соблюдает все законы и постановления, где бы ни вёл бизнес, «и Китай не исключение». Кроме того, представители компании добавили, что считают важным «обеспечить доступ к письменному слову и различным точкам зрения». По их словам, это включает в себя книги, которые некоторым могут показаться нежелательными.
Ранее стало известно о том, что в 2016 году Apple подписала тайное соглашение с китайским правительственным агентством, рассчитанное на пять лет. Соглашение подразумевало предоставление свободы и обеспечение беспроблемной деятельности Apple. Взамен корпорацию обязали вложить 275 млрд долларов в экономику Китая (по 55 млрд в год).
В расследовании The Information говорится, что Apple обязали помогать с разработками местным IT-компаниям, инвестировать в них, сотрудничать с разработчиками ПО, обучать их персонал и сотрудничать с китайскими учебными заведениями в области технологий. Кроме этого, американская компания обязалась использовать в своей продукции больше деталей, произведённых в Китае.