Код
Java
#База знаний

Область видимости переменных в Java

Разбираемся, что такое, как работает и в чем особенности использования.

 vlada_maestro / shutterstock

Область видимости переменной — свойство, которое определяет, можно ли использовать переменную из разных областей класса. Это зависит от места, где переменная была объявлена.

Если какая-то переменная объявляется в теле метода, в цикле или условной конструкции, она исчезает после завершения работы этого метода, цикла или ветки. Это же касается и аргументов методов: переменные-аргументы существуют только в момент выполнения метода. А значит, они не могут быть доступны из других блоков кода.

Область видимости внутри метода

Рассмотрим пример кода метода main ():

public static void main(String[] args) {
   int money = 150;
   int priceCappuchino = 120;
   int priceEspresso = 70;
   if (money >= priceCappuchino) {
       int change = money - priceCappuchino;
       System.out.println("хватает на капучино, останется " + change + "р.");
   }
   if (money >= priceEspresso) {
       int change = money - priceEspresso;
       System.out.println("хватает на эспрессо, останется " + change + "р.");
   }
}

В начале метода объявляются переменные money, priceCappuchino, priceEspresso, и инициализируются — устанавливается их значение.

Все три переменные доступны для использования в любой строке этого метода — начиная со строки объявления переменной и заканчивая закрывающейся } метода. Это позволяет использовать эти переменные в блоках if для расчёта суммы оставшихся денег.

Начало области видимости

Область видимости переменной начинается с момента объявления — использовать переменную до её объявления невозможно.

На скриншоте область видимости переменной money выделена зелёным цветом:

Рассмотрим переменные change внутри условных операторов if. Область видимости переменных ограничена {}, в которых они находятся. Это значит, что каждая из двух change работает только внутри своего блока if, а в следующем существует уже другая переменная, но с тем же именем.

Важно, что переменные change — это две совершенно разные переменные. Области видимости позволяют в непересекающихся блоках кода создавать и использовать переменные с одинаковыми именами.

Доступность переменной ограничена областью видимости

Переменная уничтожается после выхода из её области видимости, и далее к ней доступа нет.

При попытке использовать переменные за пределами цикла и скомпилировать код мы получим ошибку компиляции:

Main.java:23: error: cannot find symbol
System.out.println(change);
^
symbol: variable change
location: class Main

Область видимости аргументов метода — тело метода

В примере у метода main () один аргумент в виде массива String[] args. Его область видимости — всё тело метода.

Цикл for

Возьмём пример кода:

public static void main(String[] args) {
  int money = 150;
  int priceCappuchino = 120;
  int priceEspresso = 70;

  for (int i = 0; i <= money; i += 10) {
    System.out.println("Заработано" + i + "р.");
    if (i == priceEspresso) {
      System.out.println("Можно пойти и выпить эспрессо!");
    } else if (i == priceCappuchino) {
      System.out.println("Заработано на капучино!");
    }
  }
}

В цикле объявляется и инициализируется переменная i, которая используется при проверке условия и увеличивается на 10 при каждой итерации.

Область видимости переменной i ограничена телом цикла for, то есть {} после условия цикла. Переменная i будет уничтожена после завершения цикла:

Область видимости переменных внутри класса

Внутри класса область видимости зависит от типа переменной:

  • Статические переменные принадлежат самому классу. Они доступны без создания объекта, область их видимости содержит все методы класса — как статические, так и нет.
  • Нестатические переменные класса принадлежат экземпляру класса (объекта). В их область видимости попадают нестатические методы класса.

Пример:

public class Car {

  private static int totalFuelConsumption;
  private int fuel = 86;
  private int consumption;

//создаем объект с указанием расхода топлива
  public Car(int consumption) {
    this.consumption = consumption;
  }

//метод, имитирующий проезд автомобилем заданного расстояния
  public void drive(int km) {
    int fuelRequired = km * consumption;
    if (fuel >= fuelRequired) {
      fuel -= fuelRequired;
      totalFuelConsumption += fuelRequired;
      System.out.printf("Автомобиль проехал %dкм, потрачено %dл топлива", km,
          fuelRequired);
    }
  }

//получаем значение расхода на поездки всех объектов типа Car
  public static int getTotalFuelConsumption() {
    return totalFuelConsumption;
  }
}

Разберём область видимости каждой из переменных:

  • private static int totalFuelConsumption — статическая переменная используется в статическом методе getTotalFuelConsumption () и в нестатическом методе drive (int km). Область видимости здесь — весь класс.
  • private int fuel = 86  — переменная нестатическая. А значит, она может использоваться только в конструкторах класса и его нестатических методах.
  • private int consumption — переменная нестатическая. Значит, она может использоваться только в конструкторах класса и его нестатических методах.

Ключевое слово this

Если посмотреть на конструктор класса Car, то переменная, которую передают в аргументе конструктора, названа таким же именем, как и параметр класса. В этом случае области видимости переменной consumption класса и аргумента конструктора consumption пересекаются. По умолчанию используется переменная с более узкой областью видимости, то есть аргумент метода. Чтобы использовать переменную класса, необходимо на неё явно указать с помощью ключевого слова this.

  • int fuelRequired объявлена в методе drive (). Область видимости ограничена этим методом, использовать в других методах класса невозможно.
Научитесь: Профессия Java-разработчик PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована