Крутой поворот: выпускница Skillbox сменила профессию и переехала в Турцию
После 15 лет в юриспруденции Ирина с головой ушла в таргет. Теперь она руководит отделом рекламы в Стамбуле и мечтает о своем digital-агентстве.
vlada_maestro / shutterstock
Ирина Черкасова
Турция, г. Стамбул
Пройденный курс
Достижения
Стала руководителем отдела рекламы в агентстве по продаже недвижимости.
Рост дохода
+100%
Ссылки
В интервью Ирина рассказывает:
- почему первый проект она делала бесплатно;
- за что выбрала именно Турцию;
- что понравилось на курсе;
- почему ориентируется только на крупные заказы;
- из-за чего предпочитает пакет услуг комплексному маркетингу.
Из юристов в таргетологи
— Ирина, вы руководите отделом рекламы в фирме по продаже недвижимости. Расскажите, как вышло, что устроились вы как юрист, а сейчас занимаетесь маркетингом?
— В какой-то момент я поняла, что могу зарабатывать больше. Когда я переезжала в Турцию, то не планировала браться за любую работу. На Украине я управляла одним из филиалов одесского агентства по недвижимости, и для меня принципиально важно было сохранить прежний статус и уровень жизни.
На посту руководителя одесского офиса я получила навыки привлечения клиентов, планирования рекламного бюджета, общения с аудиторией. Так что как только я адаптировалась к новым реалиям в Стамбуле, то решила вернуться к тем управленческим и рекламным задачам, которые когда-то были на мне: они показались интересными и перспективными.
— Как отнеслось к этому ваше начальство?
— Нормально. У нас доверительные отношения; когда я приняла решение заняться таргетом, я поделилась с руководством своими идеями и объяснила, как вижу наше дальнейшее сотрудничество.
Несмотря на это, первую кампанию по таргетированной рекламе я провела за свой счет. Мне не поверили, что это сработает, так что для меня было принципиально доказать обратное. Когда мы получили первые потрясающие результаты, руководство поверило в меня и предложило возглавить целый отдел.
— Прошлый опыт как-то помогает в работе таргетолога?
— Как ни странно, мне очень пригодились навыки обращения с юридическими документами. Дело в том, что хороший таргетолог не сливает на рекламу миллионы, он сидит и скрупулезно, как юрист, изучает данные, а потом вручную выстраивает всё так, чтобы сэкономить деньги и попасть именно к нужным людям. Так что усидчивость и внимание к деталям мне сейчас очень помогают.
Билет в один конец до Стамбула
— Почему вы переехали в Турцию?
— Просто захотела жить в Стамбуле: побывала здесь два раза и поняла, что это то самое место, где мне будет комфортно. Продала квартиру в Одессе и купила жилье в Турции. Я люблю эту страну, здесь приятно жить и работать. А если появилось желание отдохнуть, то не нужно куда-то лететь: садишься в машину, час — и ты уже в горах или в лесу, купаешься в Эгейском или Средиземном море, в горных озерах. Здесь везде потрясающе красиво.
— Близкие нормально восприняли новость о переезде?
— Родители испугались. У людей, особенно старшего поколения, много разных стереотипов, которые никак не соприкасаются с реальностью. Мама с папой были уверены, что все женщины в Турции ходят в парандже, а по улицам бегают янычары и рубят всем подряд головы. Долго пришлось им объяснять, что это не так. Просто если изучать Турцию по новостям, то можно с ума сойти: террористы, коррупция, — но в реальной жизни я вижу только замечательную нацию: семейных, открытых людей.
— Был страх не устроиться на новом месте?
— Насчет работы я договорилась заранее. Еще когда жила на Украине, у меня был проект по продаже недвижимости в Турции. Тогда я как представитель украинской стороны сотрудничала с турецкой компанией, но задумка провалилась: мало жителей Украины хотели и могли купить жилье в Турции. Зато у меня остались хорошие отношения с партнерами. Поэтому до переезда я написала им и договорилась о работе, так что об этом совсем не переживала. Но даже если бы что-то пошло не по плану, то нашла бы другое место.
Я прекрасно понимаю, что мой опыт — а это 15 лет в юриспруденции — все-таки востребован. А вообще, переезд в чужую страну — это большой стресс, тем более когда переезжаешь без посторонней помощи и поддержки, когда не знаешь иностранного языка. Это, конечно, очень тяжело, но либо ты этого хочешь и добиваешься своего, либо боишься и сидишь на месте — варианта всего два.
— Но ведь вы занимались украинским законодательством, а тут совсем другие законы?
— На самом деле в них отличаются лишь конкретные положения, но это все равно романо-германская семья и логика законодательства у них одинаковая. Я довольно быстро поняла турецкие законы. Правда, чтобы официально работать юристом, мне нужно подтвердить свой диплом, а так как пока я переключилась на маркетинг, то эта цель откладывается на пару лет.
— На каком языке вы ведете документацию?
— На русском, наши клиенты — в основном выходцы из СНГ. Если есть необходимость, то перевожу на турецкий или английский. А вообще, за три года я неплохо выучила турецкий.
Занятия на заре
— Расскажите, как проходила ваша учеба в Skillbox.
— Я вставала в пять утра, пила кофе, приходила в себя и начинала обучение. Смотрела лекции, конспектировала, а потом шла на работу.
— Трудно было?
— Нет, потому что у меня была мотивация. Я хотела расти как специалист, выйти на новый уровень дохода, а для того, чтобы больше получить, я должна была и больше сил приложить. Недостаточно просто прийти на курсы, нужно расширять знания: задавать все вопросы куратору, читать дополнительную литературу. Но и одним самообразованием не обойтись, нужен наставник. На курсах Skillbox я от опытных преподавателей такие нюансы узнала, о которых до этого даже не слышала и не читала в статьях.
— Какие впечатления от обучения? Что понравилось, что нет?
— Не могу сказать, что мне что-то не понравилось. Я овладела профессией, меня направляли и помогали развиваться — честно, у меня только хорошие впечатления. Больше всего понравилось то, что у курса была четкая система, благодаря этому в голове отложилась теоретическая основа профессии. Для меня это было важно, потому что, на мой взгляд, без основ не может быть целостного понимания работы. Одной практики для этого недостаточно.
Маркетинг с размахом
— Сколько времени вы уже занимаетесь маркетингом?
— Примерно полгода.
— Сейчас ваш основной клиент — это агентство недвижимости, или есть и сторонние проекты?
— Главная занятость — это, конечно, агентство, но я еще продвигала русскоязычную школу в Стамбуле и компанию, которая занимается продажей мрамора и гранита. Это были мои знакомые, которым я сама предложила свои услуги.
— Ищете новых клиентов?
— Пока я этим целенаправленно не занимаюсь. Дело в том, что я предложила моей фирме план по тестированию каналов, по выходу на рынок. Там подразумевается довольно большой бюджет — если компания на него решится, то я никого и не буду искать, а если нет, тогда начну сотрудничать и с другим бизнесом. Но это все равно должны быть организации с достаточным количеством денег — мне неинтересно продвигать всех подряд за минимум, мне интересны масштаб, размах и перспективы.
— Как подходите к оценке стоимости вашей работы?
— Пока боюсь большой чек выставлять клиентам. Но я была дорогим юристом, мое имя было брендом. Поэтому сейчас мне принципиально и в маркетинге держать высокую планку: либо я за проект берусь, делаю его хорошо, и это стоит хороших денег, либо я не работаю с ним вообще.
— Вы сказали, что продвигали только русскоязычные компании. В Турции достаточно бизнеса, которому нужен маркетолог с русским языком?
— Не знаю, потому что у меня нет установки работать только с русскоязычным бизнесом в Турции. Бизнесмены, которые переехали из СНГ и кому в теории нужен русскоговорящий маркетолог — очень специфичные и скрытные люди. Я не стремлюсь с ними работать, поэтому не вижу никакой проблемы, чтобы сотрудничать с русскоязычными аккаунтами из Украины или России. Хотя в целом я уже могу настраивать таргетированную рекламу и на турецком языке.
Digital-будущее
— Есть проекты, которыми планируете заняться в ближайшем будущем?
— Да, это два украинских бизнеса: магазин в Одессе и пекарня. Для первого у меня уже готов целый план по развитию, я хочу сделать из него самостоятельный бренд, придумала название, расчеты все провела. А для пекарни буду просто настраивать продвижение и таргет.
— Вы говорили, что уже руководили филиалом компании. Бывают мысли снова взять на себя ответственность и открыть собственное агентство?
— Да, у меня есть желание сделать что-то свое, что будет крутиться именно вокруг меня. Сейчас я уже нашла несколько товарищей, с которыми мы можем поработать вместе. Но пока я думаю, будем ли мы предлагать клиентам комплексный маркетинг или пакетные услуги.
Когда я продвигала русскоязычную школу, то сильно обожглась на комплексном маркетинге, потому что там работы больше, чем денег. Начинается: а вот это дотяните, здесь поменяйте, поправьте — и всё это в рамках одного бюджета. А если представить, что тебе эти деньги еще нужно будет между командой делить, то по сути ничего не останется.
Блиц
— Из тех немногих проектов, в которых уже успели попробовать свои силы, какой был самым близким по духу?
— Кейс для агентства недвижимости. Я перестроила им сайт, он у них был абсолютно никакой, я предложила свою концепцию, сейчас сайт наполнен, и когда мы льем трафик, то людям уже есть за что на нем зацепиться. Сама разработала стратегию продвижения, настроила воронку продаж. В этом проекте я чувствую свое большое участие, поэтому он мне особенно дорог.
— Два полезных качества юриста и маркетолога?
— Для юриста — это хорошее академическое образование и любознательность. Нужно держать руку на пульсе сферы, знать обо всех изменениях в законодательстве, о громких делах. Для маркетолога — это понимание трендов и организаторские навыки, это просто необходимо, потому что ему нужно много общаться с людьми, налаживать работу внутри команды.
— Крутая реклама, которая вам запомнилась?
— Я видела ее в турецком сериале «Алиса Дирилиш». Авторы брали куски сериала и просто переозвучивали его под продукт. Например, был такой момент, когда заканчивается фильм и визирь хватает шапку, бьет своего слугу и кричит: «Я тебе сказал, чтобы ты поставил во дворце окна „Берта“, а ты какие поставил? Отовсюду дует!» Они так точно попали в целевую аудиторию, что эту рекламу хотелось смотреть.
— Какова средняя стоимость жилья в Стамбуле?
— Такого понятия в принципе нет. Здесь из одного конца города в другой — 140 километров, огромные районы: богатые и бедные. Скажу так: на окраине вы можете купить самое дешевое жилье, не подвал, за 40 тысяч долларов. А вот верхней границы нет — миллионы долларов.
— Турецкие блюда, которые надо обязательно попробовать?
— Кебаб, симиты, пахлава. А вообще, простые турки делают много разных блюд из баклажанов, едят много фасоли и гороха, так что из любопытства можно попробовать привычный продукт в новой форме.