Правительство России утвердило критерии, по которым информацию можно отнести к рекламе. Постановление опубликовано на официальном портале правовой информации.
Согласно Постановлению, описанные критерии работают не для всего контента в интернете. Рассказываем, к какой информации они относятся и что считается рекламой, а что — нет.
Для какого контента работают критерии
Постановление определяет критерии отнесения к рекламе контента, который размещён:
- в «информационных системах, осуществляющих по запросу пользователя поиск в сети „Интернет“» — то есть в поисковых системах вроде «Яндекса»;
- на платформах, на которых можно заключить и оплатить сделку, — то есть на маркетплейсах, в интернет-магазинах и на всех сайтах, на которых продают товары и услуги;
- на сайтах объявлений, посещаемость которых в сутки составляет «в том числе» больше 100 тысяч человек, находящихся на территории России — то есть, например, на «Авито»;
- на ресурсах, где можно распространять информацию с помощью персональных страниц, посещаемость которых в сутки составляет «в том числе» больше 500 тысяч человек на территории России, — то есть в социальных сетях вроде «ВКонтакте».
В Постановлении не уточняют, что значит формулировка «в том числе». На «КонсультантПлюс» предположили, что «речь идёт, в частности, об информации, распространяемой на маркетплейсах, сайтах для размещения объявлений [...], персональных страницах пользователей с суточным охватом более пятисот тысяч пользователей [...], а также на информационных поисковых системах».
Что считается рекламой
Согласно Постановлению, рекламой считается любой контент, который соответствует определению из пункта 1 статьи 3 закона «О рекламе» и отвечает в совокупности трём критериям:
- направлен на привлечение внимания к товару, услуге, бренду, формирование и поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке;
- не носит характер справочно-информационных и аналитических материалов;
- не является объявлением физических или юридических лиц, не ведущих предпринимательскую деятельность.
Например, к рекламе могут отнести сторис блогера с демонстрацией косметического бокса и ссылкой на карточку товара на маркетплейсе или в интернет-магазине.
Что рекламой не является
Исходя из Постановления, можно предположить, что к рекламе не отнесут:
- отзывы на специализированных сайтах — если в них нет явного призыва к покупке или акцента на преимуществах товара или услуги;
- информацию о товаре, услуге или мероприятии, размещённую на информационном ресурсе производителя или того, кто оказывает услуги, организатора мероприятия;
- справочно-информационные материалы о товарах, работах, услугах и продавцах;
- объявления от физических и юридических лиц, которые не ведут предпринимательской деятельности, — например, о безвозмездной передаче вещей и продаже личных вещей;
- вакансии, если в них нет информации, привлекающей внимание к конкретному товару, услуге, лицу.
То есть, например, инфографику с одеждой, её размерами и материалом, размещённую в сторис продавца или производителя, скорее всего, не отнесут к рекламе.
Новые утверждённые критерии нельзя назвать однозначными; нет закрытого перечня того, что можно отнести к рекламе, а что — нет. В приказе ФАС прописано, что каждый случай рассматривают индивидуально.

Интересуетесь маркетингом и продвижением? Почитайте эти материалы редакции «Маркетинг» Skillbox Media
- Маркировка рекламы: что нужно знать маркетологам, бизнесу, подрядчикам
- Как использовать сравнения в рекламе, чтобы не потерять 500 тысяч рублей
- Закон о сборе 3% с дохода от рекламы уже действует: что нужно знать
- 41-ФЗ изменил правила коммуникации с клиентами: рассказываем главное, что нужно знать