Скидка до 60% и курс по ИИ в подарок 3 дня 09 :07 :03 Выбрать курс
Управление Маркетинг
#новости

Что происходит на рынке продуктового управления: масштабное исследование

Почему компании незрелые, на какие компетенции есть спрос и с какими барьерами сталкиваются команды.

Центр корпоративных инноваций и продуктового развития «Акселератора ФРИИ» провёл исследование рынка продуктового управления и пришёл к выводу, что только 48% продуктовых инициатив достигают целей. Это связано в том числе с проблемами в организации продуктовой функции.

Результаты исследования есть в распоряжении редакции «Управление» Skillbox Media. Ознакомиться с ними можно на сайте «Акселератора ФРИИ».

Здесь мы расскажем, как устроена продуктовая функция в компаниях, почему инициативы не реализуют и кого сейчас ищут работодатели.

Как устроена продуктовая функция в компаниях

Зрелость продуктовых практик в компаниях неоднородна. Только у 33% компаний, принявших участие в исследовании, «продвинутый» уровень зрелости. У 51% — «средний», ещё у 16% — «начальный».

Большая часть компаний с «продвинутым» уровнем — из IT (51%), финтеха (23%), e‑commerce и телекома (по 4%). 78% компаний с «продвинутым» уровнем — средний и крупный бизнес.

Организация продуктовой функции в большинстве случаев выглядит так:

  • сама продуктовая функция подчиняется совету директоров или бизнес-руководству;
  • стратегию формируют вместе — в этом участвует и бизнес, и те, кто отвечает за продукт;
  • у продуктовых команд есть автономия, но часто она строго ограничена;
  • решения принимают или бизнес, или участники продуктовых комитетов и кросс-функциональных собраний.

При этом команды часто пересобирают — в 70% команд проводили реструктуризацию в течение года, 20% команд пересобрали полностью.

Почему продуктовые инициативы не реализуют

Рынок теряет половину возможностей из-за ресурсных ограничений (73%), смены бизнес-приоритетов (53%), сложностей с внедрением и технических ограничений (47%) и других причин.

На это также влияет зрелость продуктовой функции. Так, в 46% случаев в команде не хватает продуктовых компетенций, в 39% случаев нет системной аналитики. Это мешает развитию и приводит к тому, что некоторые инициативы даже не рассматривают.

Как выглядит спрос на продуктовом рынке

В 2025 году компании закрывали вакансии в основном на уровнях Middle (59%) и Senior (43%). При этом многие компании делают ставку не на внешний наём, а на внутренний рост — развивают компетенции внутри. А главные источники для пополнения продуктовых команд — проектные менеджеры (59%) и аналитики (53%).

На рынке есть системный дефицит продуктовой экспертизы. Самые слабые компетенции по итогам оценки — стратегический анализ, использование исследовательских методов, формулирование и тестирование гипотез и работа с данными. При этом в 42% компаниях нет матриц компетенций, у стольких же нет системных программ развития.

Как проводили исследование

Исследование проводили с помощью онлайн-опроса, глубинных интервью и корреляционного анализа. В опросе было больше 70 вопросов.

В опросе приняли участие 144 респондента из 132 компаний. Каждый третий респондент — директор по продукту.

Эти материалы о продакт-менеджменте могут быть вам интересны


Курс с трудоустройством: «Профессия Продакт-менеджер» Узнать о курсе
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована