Центр корпоративных инноваций и продуктового развития «Акселератора ФРИИ» провёл исследование рынка продуктового управления и пришёл к выводу, что только 48% продуктовых инициатив достигают целей. Это связано в том числе с проблемами в организации продуктовой функции.
Результаты исследования есть в распоряжении редакции «Управление» Skillbox Media. Ознакомиться с ними можно на сайте «Акселератора ФРИИ».
Здесь мы расскажем, как устроена продуктовая функция в компаниях, почему инициативы не реализуют и кого сейчас ищут работодатели.
Как устроена продуктовая функция в компаниях
Зрелость продуктовых практик в компаниях неоднородна. Только у 33% компаний, принявших участие в исследовании, «продвинутый» уровень зрелости. У 51% — «средний», ещё у 16% — «начальный».
Большая часть компаний с «продвинутым» уровнем — из IT (51%), финтеха (23%), e‑commerce и телекома (по 4%). 78% компаний с «продвинутым» уровнем — средний и крупный бизнес.
Организация продуктовой функции в большинстве случаев выглядит так:
- сама продуктовая функция подчиняется совету директоров или бизнес-руководству;
- стратегию формируют вместе — в этом участвует и бизнес, и те, кто отвечает за продукт;
- у продуктовых команд есть автономия, но часто она строго ограничена;
- решения принимают или бизнес, или участники продуктовых комитетов и кросс-функциональных собраний.
При этом команды часто пересобирают — в 70% команд проводили реструктуризацию в течение года, 20% команд пересобрали полностью.
Почему продуктовые инициативы не реализуют
Рынок теряет половину возможностей из-за ресурсных ограничений (73%), смены бизнес-приоритетов (53%), сложностей с внедрением и технических ограничений (47%) и других причин.
На это также влияет зрелость продуктовой функции. Так, в 46% случаев в команде не хватает продуктовых компетенций, в 39% случаев нет системной аналитики. Это мешает развитию и приводит к тому, что некоторые инициативы даже не рассматривают.
Как выглядит спрос на продуктовом рынке
В 2025 году компании закрывали вакансии в основном на уровнях Middle (59%) и Senior (43%). При этом многие компании делают ставку не на внешний наём, а на внутренний рост — развивают компетенции внутри. А главные источники для пополнения продуктовых команд — проектные менеджеры (59%) и аналитики (53%).
На рынке есть системный дефицит продуктовой экспертизы. Самые слабые компетенции по итогам оценки — стратегический анализ, использование исследовательских методов, формулирование и тестирование гипотез и работа с данными. При этом в 42% компаниях нет матриц компетенций, у стольких же нет системных программ развития.
Как проводили исследование
Исследование проводили с помощью онлайн-опроса, глубинных интервью и корреляционного анализа. В опросе было больше 70 вопросов.
В опросе приняли участие 144 респондента из 132 компаний. Каждый третий респондент — директор по продукту.
Эти материалы о продакт-менеджменте могут быть вам интересны
- Продакт-менеджер — это CEO продукта? Иногда да, но чаще нет
- Провалы в управлении: 5 распространённых ошибок продакт-менеджера
- Как product-менеджеру не потеряться на старте в новой компании
- Разбираемся с Product Development — что это такое и с чем его не стоит путать
- Как продакту найти работу в США: делится руководитель продукта в международной компании