Скидки до 55% и 3 курса в подарок 0 дней 09 :23 :01 Выбрать курс
Образование
#новости

Выяснилось, как запрет смартфонов в учебное время влияет на студентов

В Индии провели масштабный эксперимент, во время которого студентам весь семестр запрещали пользоваться смартфонами на занятиях.

На агрегаторе научных работ SSRN появилась статья с говорящим названием «Если убрать телефоны из классов, успеваемость повысится». Её авторы — исследователи из Университета Пенсильвании (США), Университета Джавахарлала Неру (Индия) и Университета Копенгагена (Дания) — организовали соответствующий эксперимент с участием 17 тысяч студентов в десяти вузах штата Одиша в Индии. Те из учащихся, кому весь семестр запрещали пользоваться смартфонами во время занятий, получили по его итогам более высокие оценки по сравнению с теми, для кого таких ограничений не вводили.

Как проводили эксперимент и что он показал

Эксперимент длился с февраля по май 2024-го. Учебные группы в общей сложности из 16 955 студентов случайным образом распределили на контрольные и экспериментальные. Например, в одном вузе все студенты-психологи первого курса попали в экспериментальную группу, а экономисты второго курса — в контрольную. Контрольные группы учились как обычно, а участники экспериментальной перед началом каждого занятия убирали свои смартфоны в специальные коробки, установленные в аудиториях. Преподаватели специально контролировали этот момент.

До эксперимента у контрольной и экспериментальной групп был почти одинаковый средний балл, но после четырёх месяцев без телефонов на занятиях оценки у участников эксперимента стали выше. В среднем увеличение составило 0,086 стандартного отклонения.

Стандартное отклонение отражает разброс значений показателя, например баллов за учебный тест, — то есть показывает, насколько в среднем отличаются друг от друга значения в выборке. Большинство улучшений в учебном процессе, влияние которых на успеваемость проверяли экспериментально, дают сопоставимый с полученным в этом исследовании эффект — около 0,1 среднего отклонения. Проще говоря, улучшение среднего балла из-за запрета смартфонов нельзя назвать очень большим, но оно вполне существенное.

Авторы исследования отмечают, что оценки улучшились заметнее всего у тех, кто до эксперимента учился хуже остальных, а также у первокурсников (независимо от того, как они учились до этого). Поэтому авторы предполагают, что запрет смартфонов может принести ещё больше пользы школьникам.

Правда, не вполне понятно, чем объясняется улучшение оценок в результате эксперимента. Можно предположить, что студенты просто меньше отвлекались во время занятий. Однако в опросе 2,5 тысячи студентов о том, как они относятся к нововведению, не нашлось подтверждений этому. С точки зрения самих студентов, процесс обучения особо не изменился.

Наблюдатели же (они регулярно заглядывали в аудитории во время занятий) вообще отметили, что ребята без смартфонов выглядели даже более отвлечёнными, чем студенты со смартфонами в контрольной группе, — предположительно потому, что из-за отсутствия телефонов они стали больше внимания обращать на мир вокруг, реагировать на посторонние шумы, на поведение друг друга и так далее. Проще говоря — без смартфонов студенты тоже отвлекались от занятия, просто на что-то другое.

Однако некоторые наблюдатели, наоборот, отметили позитивные изменения в экспериментальных группах: якобы и преподаватели, и студенты в них активнее вовлекались в учебную работу, было меньше посторонних разговоров и конфликтов. Так что наблюдения получились неоднозначными.

Какие предварительные выводы исследователей не подтвердились

Ранее один из авторов исследования Прадип Чудхури представил его предварительные результаты на открытом семинаре Института образования НИУ ВШЭ. Тогда он, помимо прочего, заявил, что участники эксперимента стали в целом меньше пользоваться телефонами — их вероятная зависимость от смартфонов снизилась. Однако в опубликованной работе этот результат уже не указали. Видимо, он не подтвердился. Согласно результатам опроса 2,5 тысячи студентов, те, кто был в экспериментальной группе, воспринимали запрет телефонов как полезный и хотели бы, чтобы он сохранялся на время занятий. Но каких-либо изменений в их психологическом состоянии и в поведении за время эксперимента не произошло.

Изначально исследование было более масштабным: на семинаре Прадип Чудхури говорил о 18 учебных заведениях и 40 тысячах студентов. В дополнительном опросе также участвовало 10 тысяч студентов (в четыре раза больше, чем указано в опубликованной работе). Но, как говорится в публикации, при обработке данных выяснилось, что не все вузы полностью соблюдали протокол исследования, а часть опрошенных студентов заполнили анкеты не до конца. Поэтому данные, попавшие в публикацию, касаются только половины участников эксперимента. И единственным его значимым результатом, который следует из оставшихся данных, осталось повышение среднего балла.

Отметим, что пока статья опубликована только на агрегаторах препринтов — то есть её ещё не выпустил какой-либо научный журнал, и она не проходила рецензирование других специалистов. Возможно, из финальной версии исключат ещё какие-то данные как недостаточно достоверные, и выводы изменятся.

Отметим, что использование телефонов во время занятий запрещают во всём мире — в основном на уровне средних школ, как и в России. Уже к 2023 году около 25% стран мира ввели те или иные ограничения, а с тех пор, по оценке авторов индийского исследования, их доля возросла до 40%. Однако крупных исследований, которые бы подтвердили пользу этих мер, пока немного. Например, ранее исследование 1200 подростков в 30 английских школах, часть из которых запрещали смартфоны, не показало никакого влияния запретов ни на оценки, ни на психологическое благополучие учеников.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее

Курс

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики и станете более востребованным специалистом.

Узнать о курсе →

Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO» Узнать о курсе
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована