Образование
#новости

ВЦИОМ узнал, с какими сложностями сталкиваются школьники при выборе профессии

Похоже, профориентация не даёт им достаточно информации. Эксперты дали рекомендации о том, как можно улучшить ситуацию.

Исследование ВЦИОМ показало, как учащиеся оценивают профориентационные занятия в школах и что можно сделать для повышения их эффективности. Результаты озвучили на круглом столе «Профориентация молодежи: проблемы, запросы, решения».

В исследование вошли интервью с экспертами и лидерами мнений, а также опросы школьников, студентов и выпускников, проведённые в октябре 2023 года. По мнению 400 опрошенных учеников 8–10-х классов, оптимальное время, когда стоит знакомиться с профессиями и выбирать свою, — 6–9-й класс школы. На момент опроса 53% респондентов уже выбрали профессию и были в своём выборе уверены, а ещё 12% выбрали, но сомневались.

Респонденты обозначили сложности, которые возникали у них в процессе профориентации. Почти каждый пятый (19%) отметил, что сложно найти соответствующие его интересам вузы. То есть для части школьников был сложен не столько сам выбор, сколько выстраивание образовательного маршрута к выбранной профессии. Близок к этому варианту ответ «есть приоритеты, но не знаю, что подойдёт», который выбрали 17%. Вероятно, школьникам, которые выбрали такой вариант, не хватало адресной профориентации и помощи в самоопределении. Кстати, 11% сообщили, что в выборе профессии у них нет поддержки родителей.

Кроме того, некоторые отметили, что им не хватает информации о различных профессиях (14%) и о перспективах трудоустройства (8%). И, наконец, часть респондентов сообщили, что не знают, кем можно стать (8%), и что им сложно сформулировать собственные приоритеты (5%).

Помогают ли справиться с этими сложностями профориентационные уроки? Напомним, с 2023/2024 учебного года в школах России ввели новую единую модель профориентации, и ей в целом стали уделять больше внимания. Но преподаватели, которые ведут такие уроки, не всегда разбираются в нюансах различных профессий и отраслей. Нередко учителя просто показывают ролики о профессиях, а общение с преподавателем по теме отсутствует.

По словам экспертов круглого стола, эффективные профориентационные треки должны включать прямой контакт учеников с потенциальными работодателями и представителями индустрий, а также давать возможность практического и содержательного осмысления интересующей профессиональной сферы. Опрошенные школьники тоже отметили, что из всех профориентационных форматов больше всего на выбор профессии влияют экскурсии на предприятия и места будущей работы. Так ответили 19% опрошенных.

Ранее мы рассказывали, как такие практики используют в ведущих школах, например в петербургском физико-математическом лицее №239 и в «Летово». Однако там при работе с профориентацией тоже сталкивались с проблемами, среди которых — низкий уровень мотивации у школьников. По словам директора физико-математического лицея №239 Максима Пратусевича, лишь 3–5% детей активно интересуются своим будущим, а остальным это либо интересно значительно меньше, либо не интересно вообще. А ещё ученики склонны ориентироваться на модные профессии, в то время как педагоги считают главной задачей профориентации поиск занятия, которое подходит конкретному человеку и будет приносить ему удовольствие.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована