Об этом заявил во время ежегодного отчёта правительства в Госдуме премьер-министр Михаил Мишустин.
Депутат Ирина Белых спросила председателя правительства, поддерживает ли он подход, при котором учителей будут готовить не только в педагогических вузах. Его смысл в том, чтобы в университетах других профилей студенты получали педагогическую специальность как вторую. Например, выпускники программы по профилю «Химия» получат наряду с квалификацией химиков профессию педагога по этой дисциплине.
Михаил Мишустин ответил, что правительство такое предложение поддерживает и что оно уже учтено в стратегических документах — в концепции подготовки педагогических кадров, в комплексном плане по развитию математического и естественно-научного образования, а также в нацпроекте «Молодёжь и дети». Изменения вступят в силу уже в следующем учебном году:
«Начнут уже с 1 сентября этого года реализовываться педагогические модули для непедагогических специальностей. Это позволит через 4–6 лет привлечь на работу в школы и в колледжи учителей по профилю, которые обладают научными, профессиональными знаниями по этому предмету», — заявил премьер-министр.
Педагогическая подготовка в непрофильных вузах — не единственная мера, с помощью которой власти планируют преодолеть дефицит учителей. Ранее министр науки и высшего образования Валерий Фальков сообщил, что в новой системе высшего образования в педагогическую магистратуру можно будет поступить и с непрофильным дипломом (в отличие от других типов магистратур — в них будут принимать только тех, кто получил высшее образование первой ступени по тому же профилю).
Кроме того, регулярно звучат предложения ввести для выпускников педагогических вузов обязательную отработку — для тех, кто учился на обычных бюджетных местах, а не на целевых (поскольку целевой набор не помогает полностью решить проблему нехватки учителей: в приёмную кампанию 2024 года, по данным Минобрнауки, удалось заполнить 22,3% выделенных целевых мест по педагогическим направлениям). Но соответствующих правительственных поручений или законодательных инициатив пока не появлялось.
Дополнено 04.04.2025
Президент поручил Правительству к 1 декабря 2025 года обеспечить внесение в законодательство изменений, которые позволят работать в школах студентам в области математических и естественных наук, инженерного дела, технологий и технических наук, успешно освоившим педагогический модуль. О самих таких модулях в поручениях сказано, что они должны появиться в вузах с 2026/2027 учебного года, а для обучающихся по ним студентов нужно предусмотреть повышенные стипендии.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее