На VII Международной научной конференции «Современная {ЦИФРОВАЯ} дидактика» в МГПУ представили первые результаты внедрения системы «Цифровое зеркало учебного занятия». Как рассказала доцент департамента методики обучения института педагогики и психологии образования МГПУ Жанна Афанасьева, система работает в вузе уже год, но в прошлом учебном году её задействовали главным образом как средство контроля — на модельных занятиях в ходе сертификации студентов, а теперь её применяют и в повседневном учебном процессе.
Как работает «Цифровое зеркало учебного занятия»
Новую систему используют в «Умных аудиториях», в которых в МГПУ несколько лет назад начали оценивать вовлечённость и эмоциональные реакции студентов на занятиях. Теперь в них стали проводить так называемые модельные занятия. Это, по сути, тренировочные уроки: один студент проводит их для других студентов (те выполняют роль школьников), а в соседней аудитории за окном сидят наблюдатели-эксперты. Причём со стороны аудитории, в которой проходит урок, окно выглядит как зеркало — отсюда и название системы.
В первую очередь система, как было и раньше в «Умных аудиториях», анализирует по видеозаписи внимательность и вовлечённость участников занятия — куда направлены взгляды учащихся, какие эмоции отражаются в их мимике. Но совместно со «СберОбразованием» технологию дополнили ИИ-моделью, которая составляет расшифровку урока по аудиозаписи и анализирует её. «Цифровое зеркало» автоматически находит в расшифровке фрагменты, связанные с разными методическими приёмами — маркеры руководства, инструктирования, поддержания дисциплины, поощрение учащихся и так далее. Кроме того, подсчитывается, сколько на занятии говорил студент в роли учителя, а сколько — студенты в роли учеников и какие слова они чаще всего использовали. По словам Жанны Афанасьевой, студентам особенно полезно сравнивать запись своих реальных действий с тем конспектом, который они составляют при подготовке к уроку.
После занятия студент-учитель в личном кабинете получает аналитику от «Цифрового зеркала»: статистику по включённости учащихся, по их эмоциональным реакциям, по собственному общению с классом, а также расшифровку урока. Кроме того, в эту же систему эксперты вносят свои оценки по компетенциям студента как педагога: это умение излагать информацию, систематизировать её, вовлекать учащихся в работу, организовывать различные активности, давать обратную связь и так далее.
Как реагируют студенты на нововведение
Материалы, собранные и проанализированные «Цифровым зеркалом учебного занятия», используют и потом — например, обсуждают со студентами для анализа их действий, для изучения структуры уроков и для поиска удачных практик. «Мы надеялись, что искусственный интеллект заберёт у нас работу, а он нам её подкинул», — полушутя заметила Жанна Афанасьева. Учебный процесс стал более интенсивным и сложным, но и более эффективным.
В этом учебном году, когда «Цифровое зеркало» использовали уже и в учебном процессе, учащиеся успели дважды пройти цикл подготовки, проведения и разбора тренировочного урока. При этом студенты подменяли на занятиях друг у друга одного из трёх преподавателей-экспертов. Преподаватели заметили, что на втором цикле многие участники (около 25%) ставили сокурсникам баллы ниже. Сами участники объясняли это в том числе тем, что научились строже и детальнее оценивать методические приёмы.
Что касается плюсов и минусов новой системы, то мнения студентов расходятся. Например, одни среди минусов назвали необъективность оценки из-за того, что ИИ-модель не очень хорошо распознаёт речь. А другие студенты, наоборот, среди плюсов отметили объективность оценки — потому что в ней нет «человеческого фактора». Кроме того, одни студенты говорят, что модель оценивает неполную картину урока, поскольку отслеживает базовые, неглубокие характеристики и не видит всего, что видит человек. А другие — что оценка с помощью ИИ, наоборот, даёт полную картину урока, потому что машина непрерывно отслеживает малозаметные для человека поведенческие детали.
Ещё среди плюсов студенты отметили тот факт, что им теперь доступна информация о своём уровне работы на уроке, что вызывает стремление повышать качество занятий. Правда, самая информативная и полезная оценка, по мнению студентов, всё равно по-прежнему идёт от экспертов. Однако в МГПУ планируют развивать систему, повышать качество расшифровки речи в ней и, возможно, изменять критерии, по которым ИИ оценивает уроки, на более релевантные.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- ИИ обучили давать педагогам обратную связь на тему того, как они ведут занятия
- Студенты считают, что чрезмерное использование ИИ в преподавании обесценивает процесс
- «Яндекс Образование» представило бесплатные ИИ‑инструменты для преподавателей
- Что, если создать для студентов не ИИ-репетитора, а… ИИ-ученика?
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее