Председатель правительства Михаил Мишустин утвердил план мероприятий по проведению в России Года педагога и наставника в 2023-м. Документ опубликован на сайте правительства.
Какие педагогические форумы и конференции пройдут в 2023 году
Этот год объявили Годом педагога и наставника президентским указом. В нём подчёркивалось, что решение принято в целях признания особого статуса педагогических работников. Утверждённый план мероприятий продолжает это направление.
Всего в основной части плана 56 мероприятий. Ключевым из них станет большая учительская неделя, приуроченная ко Дню учителя, который выпадает на 5 октября. В этот период подведут итоги основных профессиональных конкурсов (в их числе — «Учитель года России»), а также проведут встречу президента с их лауреатами, съезд учителей сельских школ, собрание Всероссийского экспертного педагогического совета и другие события.
Среди других мероприятий:
- Московский международный салон образования (март);
- всероссийская олимпиада «Педагог — это призвание» (с марта по октябрь);
- фестиваль наставничества в Центре знаний «Машук» (март — июль);
- всероссийский форум молодых учителей «Педагог: Профессия. Призвание. Искусство» (апрель);
- всероссийский форум советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями (июнь — август);
- всероссийский педагогический диктант (сентябрь);
- всероссийский форум студенческих педагогических отрядов (сентябрь — октябрь);
- форум классных руководителей и наставников (октябрь);
- всероссийский фестиваль обучающихся и наставников психолого-педагогических классов (октябрь);
- всероссийский форум «Наставничество в педагогике: исторический опыт, современное содержание и особенности развития» (ноябрь);
- всероссийский конкурс наставников (декабрь)
- форум «Учитель — будущее России» (декабрь).
Отдельно в плане перечислены мероприятия, посвящённые 200-летию со дня рождения Константина Ушинского. Среди них — просветительские форумы и акции, научные и педагогические конференции, выставки и олимпиады студентов. Минцифры планирует конкурс грантов на издание книг об Ушинском, а также выпуск почтовых марок к его юбилею.
Какие ещё проекты намечены
В плане мероприятий по проведению Года педагога и наставника, помимо перечисленных форумов, значатся несколько выставок, открытые уроки, образовательные программы для педагогов, профильные смены на всероссийских форумах и тематические номинации в конкурсах, а также ряд всероссийских акций — вероятно, направленных на публикацию благодарностей педагогам.
В планах — государственная поддержка производства и проката фильмов, популяризирующих профессию, а также отдельные рекламные и информационные кампании, например по привлечению абитуриентов на педагогические направления. А ещё в течение года должны создать телешоу «с использованием зрелищных креативных подходов на общероссийском общедоступном канале». Правда, о его теме в плане ничего не сказано.
Помимо этого, в распоряжении премьер-министра органам федеральной исполнительной власти и руководству регионов рекомендовано разработать свои планы мероприятий в Год педагога и наставника. В федеральном плане исполнителями и соисполнителями мероприятий, помимо Минпросвещения, указаны также Минобрнауки, Минкультуры, АНО «Национальные приоритеты», Российская академия образования и другие организации и ведомства.
Как будут оценивать эффективность Года педагога и наставника
В заключительном разделе плана указано четыре показателя эффективности, по которым будут оценивать результаты Года педагога и наставника.
Во-первых, планируется, что вырастет количество позитивных публикаций о педагогах и наставниках как в СМИ (до 35 тысяч публикаций за год, в 2022-м было 30 тысяч), так и в социальных сетях (до 1 млн, в 2022-м — 897 тысяч).
Во-вторых, на 10% по сравнению с приёмной кампанией 2022 года должно вырасти количество поданных абитуриентами заявлений о приёме на педагогические специальности (судя по всему, имеются в виду и вузы, и колледжи, поскольку уровень образования в плане не указан).
В-третьих, на 20% должен вырасти уровень удовлетворённости школьных учителей мерами по снижению бюрократической нагрузки. На каком уровне этот показатель находится сейчас и как он в принципе измеряется, в документе не сказано. Напомним, закон о сокращении объёма отчётности, которую приходится вести педагогам, принят в 2022 году.
В-четвёртых, по итогам года планируется повысить общественную поддержку системы наставничества. В плане показатель описан так: не менее 40% опрошенных дадут ответ, что поддерживают (скорее поддерживают) систему наставничества. О деталях предполагаемого опроса и о текущем отношении к системе наставничества в документе опять же не говорится.
Ранее стало известно, что направление «Педагогическое образование» стало одним из самых массовых по приёму в вузы в 2022-м, и это неудивительно — в последние годы именно на педагогические направления подготовки выделяют большое количество бюджетных мест. При этом средний балл ЕГЭ у поступивших на педагогику неплохой (68), хотя по сравнению с 2021 годом он немного снизился.
Вероятно, увеличивая количество заявлений на педагогические направления подготовки и специальности, правительство рассчитывает повысить и качество приёма в педвузы. Впрочем, эксперты считают, что проблемы с нехваткой школьных педагогов, особенно молодых, связаны в основном с нежеланием выпускников педвузов работать учителями. Так, год назад президент РАО Ольга Васильева заявила, что в школы идут лишь 30% выпускников. Одной из основных проблем остаётся низкая зарплата у учителей.