В The Guardian опубликована статья о школьной системе Эстонии. В издании попытались понять, почему страна имеет лучшие в Европе результаты в международном исследовании PISA. Вот какие причины предположили журналисты.
В Эстонии уделяют внимание не только академическому обучению, но и социальным и личным навыкам. А ещё, как рассказала Гунда Тире, которая отвечает за участие страны в международных рейтингах в департаменте по делам образования и молодёжи, в школах много творческих предметов, и их считают не менее важными, чем математику или языки. Типичная учебная программа включает широкий спектр дисциплин — от робототехники до музыки и искусства. К тому же все школьники получают практические навыки на предмете «Технологии» — например, учатся готовить или вязать.
Кроме того, у эстонских школ давняя история цифровизации. Ещё в 1997 году в стране открыли программу Tiigrihüpe («Прыжок тигра») по обновлению компьютерных ресурсов и обеспечению школам доступа в интернет. Многие дети учатся программированию и робототехнике, а большинство ресурсов, например учебники, и процессов, например общение с родителями, — оцифрованы. Предполагается, что этот опыт помог школам Эстонии относительно легко адаптироваться к онлайн-обучению в период ковидных ограничений.
По словам директора гимназии Густава Адольфа в Таллине (одной из лучших в стране школ) Хенрика Салума, один из ключевых принципов системы эстонского образования в том, что школы и учителя имеют свободу в принятии решений. Есть стандарты, которым нужно соответствовать, но то, как их достигать, зависит от самих педагогов. Преподаватели свободны в выборе методов обучения.
Среди других примечательных отличий эстонской образовательной системы от британской в статье отмечено доступное дошкольное образование, которое помогает большинству детей подготовиться к учёбе в первом классе. Вероятно, за счёт этого сглаживаются различия в развитии детей из семей с разным уровнем дохода и образования.
Есть в школьной системе Эстонии и проблемы. Основная, как считают опрошенные The Guardian эксперты, — нехватка учителей. Притом что работа в образовании требует высокой квалификации (учителя должны иметь степень магистра, воспитатели детских садов — степень бакалавра), платят за неё сравнительно немного. Как и в других странах, школьная система сталкивается с оттоком кадров в отрасли, где платят больше.
Дефицит педагогов, а также последствия пандемии COVID-19, вероятно, привели к снижению средних баллов эстонских школьников в международном исследовании PISA-2022. Результаты по математической грамотности снизились на 13 баллов, по читательской — на 12, по естественно-научной — на 4 балла.
В целом по миру результаты PISA-2022 также показали падение. В 2022 году, в сравнении с 2018-м, средние результаты оказались ниже почти на 15 баллов по математической и примерно на 10 баллов по читательской грамотности. И только показатели естественно-научной грамотности остались на прежнем уровне. Среди вероятных причин, которые обозначили исследователи, — образовательное неравенство, проблемы с безопасностью и дисциплиной, отсутствие социальной и семейной поддержки в учёбе.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!