Образование
#истории

Образованию не хватает современных инструментов, а онлайну — знания возрастной психологии

За 15 лет Евгения сменила много ролей в образовании: она была и педагогом, и психологом, и классическим методистом. Теперь — создаёт онлайн-курсы.

Paige Cody / Unsplash / Olya Kobruseva / Pexels / Дима Руденок для Skillbox

Евгения Щербина

Россия, г. Белгород



Достижения

Перешла из традиционного образования в онлайн-сферу, прошла стажировку и устроилась на работу в Skillbox.


Евгения рассказала:

  • о педагогике Монтессори и её принципах, применяемых в образовании для взрослых;
  • почему проблемы с самодисциплиной во время обучения — это нормально;
  • правда ли, что конспекты от руки увеличивают вашу эффективность;
  • что делать с дефицитом живого общения на удалёнке;
  • как традиционное и онлайн-образование могут помочь друг другу.

— По первому образованию ты детский педагог-психолог. Почему выбрала эту профессию?

— Ещё в детстве во мне проявлялась склонность к педагогике: я постоянно организовывала детей во дворе и занималась воспитанием младших брата и сестры. В старших классах заинтересовалась психологией (местами даже психиатрией) и пошла учиться на коррекционного психолога. Этот специалист занимается с детьми и взрослыми, у которых есть отклонения в развитии.

Получила междисциплинарную базу на стыке трёх наук — педагогики, психологии и медицины. Мы подробно изучали работу нервной системы и мозга, а также труды классиков педагогики. Ходили в специальные школы для детей с особенностями в развитии и смотрели, как обучать людей, если у них выпадает одна из ведущих систем познания мира — слух, зрение, есть интеллектуальные или двигательные нарушения.

Немногие знают, но в нашей стране для детей с особенностями развития существуют разные типы школ и программы коррекции. Подход к детям с интеллектуальными или ментальными нарушениями, нарушениями психического развития, зрения, слуха или опорно-двигательного аппарата будет разным.

Правда, спецшколы сегодня немного устарели. Современные тенденции — это инклюзивное образование, безбарьерная среда, универсальный дизайн — позволяют людям с особенностями полноценно жить и развиваться, иметь равные возможности для обучения и работы. У Skillbox есть отдельный проект «Безграничные возможности» для льготного обучения подопечных благотворительных фондов.

— Тебе удалось поработать по специальности?

— Да, пару лет я работала в Центре лечебной педагогики в Уфе, а потом ушла в детский сад, работающий по системе Монтессори. Правда, тогда я ещё не до конца понимала, что такое система Монтессори и как она изменит мои взгляды на образование…

Воспитание свободой: о подходе Монтессори

— Расскажи, что такое педагогика Монтессори?

— Педагогика Монтессори — это альтернативная система воспитания детей. Она относится к гуманистической педагогике. Придумана и разработана Марией Монтессори — первой в Италии женщиной-врачом, антропологом и педагогом.

За десятилетия система триумфально разошлась по всему миру. За неё Марию Монтессори несколько раз номинировали на Нобелевскую премию, а ЮНЕСКО признало её одним из четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке.

— Чем детский сад Монтессори отличается от обыкновенного?

— В Монтессори-саду всё, что касается ежедневных дел и игр детей, реальное, а не игрушечное: настоящие швабры, веники, посуда и даже иголки с нитками. Ребёнка учат быть самостоятельным: просыпал что-то — подмети, порвались штанишки — воспитатель покажет, как их зашивать. Все пособия и материалы Монтессори разработаны так, чтобы ребёнок использовал их без посторонней помощи.

Кроме того, у ребёнка есть свобода выбора. Он сам решает, чем заниматься: «А что, если я весь день пролежу на полу? А если разобью вазу?» Малыш ощущает последствия от своих действий на практике и так учится.

Монтессори-класс — это скорее развивающее пространство. Оно делится на несколько обучающих зон: «математика», «языки», «культура», «уход за собой и окружающим миром». Все материалы и игрушки лежат в открытом доступе: возьми, позанимайся и положи на место (чтобы всегда поддерживался порядок в классе).

— Какое место в этой системе отводится воспитателю?

— Он становится наставником: следит за детьми и предлагает свою помощь. Кроме того, именно воспитатель заранее раскладывает предметы и материалы в классе. Причём делает это не хаотично, а опираясь на интересы детей и их возраст.

— Ты сама сразу прониклась этими идеями?

— В первый день работы в детском саду Монтессори, я была возмущена: «Здесь всё делается не так!» Всё-таки система идёт вразрез с догмами классического педагогического образования, которое я получала. Но потом, понаблюдав в течение нескольких дней за детьми, я увидела очевидные результаты и быстро стала адептом Монтессори.

— А в образовании для взрослых система Монтессори применима?

— Конечно! Монтессори-педагогика очень продвинута и прогрессивна. Она отлично вписывается в популярную у взрослых концепцию lifelong learning. Подумайте: если дети уже в шесть лет могут делать свободный выбор и нести ответственность за свои поступки, то какие результаты будут у взрослых? Кстати, на эту тему я даже писала статью в Skillbox Media.

— А разве можно обучить свободе взрослых? Кажется, они либо свободны, либо нет…

— Современная андрагогика предполагает, что человек способен учиться и меняться в течение всей своей жизни, ведь мозг сам по себе восприимчив и гибок. Концепция «получи образование до 22 лет и живи с одной профессией всю жизнь» давно устарела.

«Даже мне, с педагогическим и психологическим образованием, педдизайн давался тяжело»

— Из классического образования ты перешла в онлайновое. Как это получилось?

— После детского сада Монтессори я сменила несколько работ: была и педагогом, и методистом. Последние годы обучала и переобучала взрослых, работающих с детьми в детских садах, школах и центрах. У педагогов в нашей стране, как правило, дефицит свободного времени, ограниченные финансовые возможности и полная привязка к ученикам в течение учебного года (с заменами всегда сложно). В то же время общество ожидает от них высокого уровня профессионального и личностного развития. В короткие сроки без отрыва от работы нужно было давать людям качественные знания и при этом сохранять у них энтузиазм.

— А кого именно ты обычно переобучала?

— В педагогику приходят люди из совершенно разных профессий. Например, девушка всю жизнь была маркетологом, а во время декрета вдруг поняла, что хочет поменять для своего ребёнка мир, развиваться вместе с ним. И вот она либо открывает детский сад, либо приходит в него работать. У меня даже есть друзья-инженеры, уставшие от рутинной бездушной работы и переквалифицировавшиеся в школьных учителей.

 И почему тебя привлекла профессия методиста в онлайн-образовании?

— Когда я заинтересовалась современными подходами в обучении и развитии взрослых, то начала самостоятельно изучать педагогический дизайн, андрагогику, блоги и статьи на эти темы. Время шло, я старалась сразу перекладывать знания на практику, но цельная система в голове так и не складывалась — мыслила только обрывками информации.

Всё-таки педагогический дизайн — это целая наука с новым подходом. Даже мне, с педагогическим и психологическим образованием, она долго не давалась.

Я решила, что для результата надо погрузиться в реальную практику и увидеть работу специалистов. Начала выбирать себе обучение и остановилась на курсе «Методист образовательных программ». Курс дал мне очень многое: нетворкинг, силы и драйв, вот только иногда расстраивали ошибки педагогического характера.

 Какие именно ошибки?

— Спикер одного из модулей утверждал, что педагогика, то есть обучение детей, отличается от андрагогики (обучения взрослых) своей директивностью и жёсткостью. Но это заблуждение. Я опровергла эту неправду в своей обратной связи и привела в пример достижения гуманистической педагогики со столетней историей. Я думаю, что меня услышали и очень скоро модуль будет перезаписан.

— Здорово! Во время обучения у тебя возникали трудности? Всё-таки курс масштабный и энергозатратный.

— Через пару месяцев после старта мне хотелось всё бросить — не хватало самодисциплины. Это потом я узнала, что так учатся все взрослые: с подъёмами, спадами мотивации и медленной внутренней трансформацией.

— Что помогло тебе продолжить?

— Из мотивационной ямы меня вытащил мощный стимул: я попала на стажировку в Skillbox. Её обязательным условием было проходить по одному модулю в неделю и сдавать домашние задания. У меня включилось второе дыхание, и я начала активно учиться.

А ещё придумала для себя одну уловку: сразу написала в заготовке резюме, что прошла курс «Методист образовательных программ» и имею по нему сертификат, — теперь я не могла подвести саму себя.

Добавлю, что я успела поучиться на большом количестве онлайн-курсов, но ни в одном не доходила до диплома. Мне не хотелось, чтобы этот курс стал очередным «начатым и не завершённым». Взяла себя в руки, чтобы это исправить.

— Какие лайфхаки для обучения, проверенные на себе, ты можешь посоветовать?

— Я встраивала обучение в свой график, используя «Google Календарь». Например, выделяла для этого по два часа во вторник и четверг. Это помогало стать более организованной.

Мне очень помогли вебинары помощников по обучению: девушки как раз рассказывали, как лучше организовать обучение, составить план и помочь себе в трудные моменты.

А ещё я всегда конспектировала лекции от руки — это задействует моторную и визуальную память. Поэтому просмотр трёхминутного урока у меня мог затянуться на двадцать минут :) Зато всегда можно вернуться к заметкам и вспомнить важное.

— После стажировки тебя взяли в штат, на удалёнку. Ощущаешь дефицит живого общения?

— Важно, чтобы общение в принципе было. А уже дистанционное оно или очное — не имеет значения. Я работаю удалённо, но не чувствую социальной изоляции. Недавно наше методистское сообщество даже запустило классный разговорный клуб Buddy.

— В чём его суть?

— Все методисты Skillbox (а нас около 50 человек) случайным образом распределяются на пары и договариваются о регулярных видеосозвонах. На встречах мы обсуждаем всё что угодно: от профессиональных подходов до конкретных практик.

В июне я работала в паре с очень опытным методистом. Она дала мне несколько советов по работе, а я, в свою очередь, порекомендовала ей хороший ортопедический стул :) Такие разговоры — возможность выдохнуть среди рабочего дня и получить поддержку.

Мечты методиста

— Что стажировка и обучение дали тебе, как методисту?

— Я наконец структурировала в голове знания по педагогическому дизайну. Поняла, как создать увлекательный офлайн- или онлайн-курс, который будет одновременно полезным для клиента и выгодным для бизнеса.

К тому же до стажировки и обучения я не знала о важном кирпиче в фундаменте любого курса — этапе анализа. В модели проектирования ADDIE, распространённой в онлайн-образовании, всё именно с анализа и начинается!

— Поясни: в чём важность этой ступени?

— До того как создать образовательную программу, необходимо провести исследования: узнать потенциальную ЦА, конкурентов, условия вакансий на рынке, наличие материалов в свободном доступе. Только глубокий предварительный анализ покажет, каким именно должен быть образовательный курс и нужен ли он вообще.

Кстати, Мария Монтессори начинала именно с исследований и поэтому назвала свой подход методом научной педагогики. Перед тем как разработать свою систему она несколько лет наблюдала за разными детьми: богатыми, бедными, с психическими отклонениями и без.

В традиционном образовании этот пункт чаще всего пропускают. Проверяют идею исходя из личных мыслей и представлений, не взаимодействуя с реальными детьми и родителями, а потом удивляются, почему она не работает.

— Классическому образованию не хватает этапа анализа — понятно. А если взглянуть с другой стороны: что онлайн-образование может перенять у старой школы?

— Мне кажется, методистам в онлайне важно знать основы возрастной психологии и особенности детского развития. Видеть человека как целостное существо: от рождения до старости. Все состояния и сложности студентов связаны с их предыдущим опытом — с тем, как они учились и развивались раньше.

Важно познакомиться с работами классиков педагогики и психологии: там просто кладезь идей, решений и подходов к обучению и развитию человека. Сталкивалась с тем, что методисты без педагогических знаний и опыта плохо понимают процесс обучения реальных людей.

— О чём ты мечтаешь как методист?

— У меня две мечты. Первая: перенести успехи онлайн-образования в образование классическое. Если «традиционные» учителя и воспитатели овладеют современными инструментами и познакомятся с главными трендами, то сделают обучение и развитие своих учеников более эффективным, а себя почувствуют ценными специалистами, шагающими в ногу со временем.

Вторая: поддерживая социальную миссию Skillbox, рассказывать о возможностях онлайн-обучения в принципе. Чтобы как можно больше людей поверили, что и во взрослом возрасте, независимо от места жительства, возраста и физических возможностей, можно освоить интересную профессию и состояться в ней.

Особенно хочу помогать педагогам. Они уязвимы со всех сторон: нет профессиональной поддержки, у них низкий социальный статус и заработная плата. Онлайн-образование сможет дать их карьере второе дыхание.

Эти книги Евгения советует к прочтению, как методист и педагог

1. Владимир Яковлев. «Возраст счастья».

Эта книга — неоспоримое доказательство правильности концепции lifelong learning. Она вдохновляет учиться и менять свою жизнь независимо от возраста. Журналист путешествовал по миру и собирал истории пожилых, но активных людей. Тех, кто не испугался кардинально поменять свою жизнь: инженер на пенсии переквалифицировался в танцора рок-н-ролла, а домохозяйка — в комика.

2. Грант Снайдер. «В поиске идей».

Профессия методиста предполагает креативность и работу с постоянным потоком идей и мыслей. Эта книга поможет найти ответы на ежедневные вопросы: «Откуда взять вдохновение? Как выжить, работая дома? Как быть многозадачным?»

3. Александр Нилл. «Воспитание свободой».

Книга поможет методисту целостно смотреть на образование человека, учитывая его эмоциональное и психосексуальное развитие. Автор — основатель одной из первых демократических школ мира, где за прогулы нет наказаний, дети сами выбирают, какие уроки им посещать, а все оценки отменены. Книга-вызов, книга-революция, которая не оставит вас равнодушным.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована