Образованию не хватает современных инструментов, а онлайну — знания возрастной психологии
За 15 лет Евгения сменила много ролей в образовании: она была и педагогом, и психологом, и классическим методистом. Теперь — создаёт онлайн-курсы.
Paige Cody / Unsplash / Olya Kobruseva / Pexels / Дима Руденок для Skillbox
Евгения Щербина
Россия, г. Белгород
Пройденные курсы
Достижения
Перешла из традиционного образования в онлайн-сферу, прошла стажировку и устроилась на работу в Skillbox.
Евгения рассказала:
- о педагогике Монтессори и её принципах, применяемых в образовании для взрослых;
- почему проблемы с самодисциплиной во время обучения — это нормально;
- правда ли, что конспекты от руки увеличивают вашу эффективность;
- что делать с дефицитом живого общения на удалёнке;
- как традиционное и онлайн-образование могут помочь друг другу.
— По первому образованию ты детский педагог-психолог. Почему выбрала эту профессию?
— Ещё в детстве во мне проявлялась склонность к педагогике: я постоянно организовывала детей во дворе и занималась воспитанием младших брата и сестры. В старших классах заинтересовалась психологией (местами даже психиатрией) и пошла учиться на коррекционного психолога. Этот специалист занимается с детьми и взрослыми, у которых есть отклонения в развитии.
Получила междисциплинарную базу на стыке трёх наук — педагогики, психологии и медицины. Мы подробно изучали работу нервной системы и мозга, а также труды классиков педагогики. Ходили в специальные школы для детей с особенностями в развитии и смотрели, как обучать людей, если у них выпадает одна из ведущих систем познания мира — слух, зрение, есть интеллектуальные или двигательные нарушения.
Немногие знают, но в нашей стране для детей с особенностями развития существуют разные типы школ и программы коррекции. Подход к детям с интеллектуальными или ментальными нарушениями, нарушениями психического развития, зрения, слуха или опорно-двигательного аппарата будет разным.
Правда, спецшколы сегодня немного устарели. Современные тенденции — это инклюзивное образование, безбарьерная среда, универсальный дизайн — позволяют людям с особенностями полноценно жить и развиваться, иметь равные возможности для обучения и работы. У Skillbox есть отдельный проект «Безграничные возможности» для льготного обучения подопечных благотворительных фондов.
— Тебе удалось поработать по специальности?
— Да, пару лет я работала в Центре лечебной педагогики в Уфе, а потом ушла в детский сад, работающий по системе Монтессори. Правда, тогда я ещё не до конца понимала, что такое система Монтессори и как она изменит мои взгляды на образование…
Воспитание свободой: о подходе Монтессори
— Расскажи, что такое педагогика Монтессори?
— Педагогика Монтессори — это альтернативная система воспитания детей. Она относится к гуманистической педагогике. Придумана и разработана Марией Монтессори — первой в Италии женщиной-врачом, антропологом и педагогом.
За десятилетия система триумфально разошлась по всему миру. За неё Марию Монтессори несколько раз номинировали на Нобелевскую премию, а ЮНЕСКО признало её одним из четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке.
— Чем детский сад Монтессори отличается от обыкновенного?
— В Монтессори-саду всё, что касается ежедневных дел и игр детей, реальное, а не игрушечное: настоящие швабры, веники, посуда и даже иголки с нитками. Ребёнка учат быть самостоятельным: просыпал что-то — подмети, порвались штанишки — воспитатель покажет, как их зашивать. Все пособия и материалы Монтессори разработаны так, чтобы ребёнок использовал их без посторонней помощи.
Кроме того, у ребёнка есть свобода выбора. Он сам решает, чем заниматься: «А что, если я весь день пролежу на полу? А если разобью вазу?» Малыш ощущает последствия от своих действий на практике и так учится.
Монтессори-класс — это скорее развивающее пространство. Оно делится на несколько обучающих зон: «математика», «языки», «культура», «уход за собой и окружающим миром». Все материалы и игрушки лежат в открытом доступе: возьми, позанимайся и положи на место (чтобы всегда поддерживался порядок в классе).
— Какое место в этой системе отводится воспитателю?
— Он становится наставником: следит за детьми и предлагает свою помощь. Кроме того, именно воспитатель заранее раскладывает предметы и материалы в классе. Причём делает это не хаотично, а опираясь на интересы детей и их возраст.
— Ты сама сразу прониклась этими идеями?
— В первый день работы в детском саду Монтессори, я была возмущена: «Здесь всё делается не так!» Всё-таки система идёт вразрез с догмами классического педагогического образования, которое я получала. Но потом, понаблюдав в течение нескольких дней за детьми, я увидела очевидные результаты и быстро стала адептом Монтессори.
— А в образовании для взрослых система Монтессори применима?
— Конечно! Монтессори-педагогика очень продвинута и прогрессивна. Она отлично вписывается в популярную у взрослых концепцию lifelong learning. Подумайте: если дети уже в шесть лет могут делать свободный выбор и нести ответственность за свои поступки, то какие результаты будут у взрослых? Кстати, на эту тему я даже писала статью в Skillbox Media.
— А разве можно обучить свободе взрослых? Кажется, они либо свободны, либо нет…
— Современная андрагогика предполагает, что человек способен учиться и меняться в течение всей своей жизни, ведь мозг сам по себе восприимчив и гибок. Концепция «получи образование до 22 лет и живи с одной профессией всю жизнь» давно устарела.
«Даже мне, с педагогическим и психологическим образованием, педдизайн давался тяжело»
— Из классического образования ты перешла в онлайновое. Как это получилось?
— После детского сада Монтессори я сменила несколько работ: была и педагогом, и методистом. Последние годы обучала и переобучала взрослых, работающих с детьми в детских садах, школах и центрах. У педагогов в нашей стране, как правило, дефицит свободного времени, ограниченные финансовые возможности и полная привязка к ученикам в течение учебного года (с заменами всегда сложно). В то же время общество ожидает от них высокого уровня профессионального и личностного развития. В короткие сроки без отрыва от работы нужно было давать людям качественные знания и при этом сохранять у них энтузиазм.
— А кого именно ты обычно переобучала?
— В педагогику приходят люди из совершенно разных профессий. Например, девушка всю жизнь была маркетологом, а во время декрета вдруг поняла, что хочет поменять для своего ребёнка мир, развиваться вместе с ним. И вот она либо открывает детский сад, либо приходит в него работать. У меня даже есть друзья-инженеры, уставшие от рутинной бездушной работы и переквалифицировавшиеся в школьных учителей.
— И почему тебя привлекла профессия методиста в онлайн-образовании?
— Когда я заинтересовалась современными подходами в обучении и развитии взрослых, то начала самостоятельно изучать педагогический дизайн, андрагогику, блоги и статьи на эти темы. Время шло, я старалась сразу перекладывать знания на практику, но цельная система в голове так и не складывалась — мыслила только обрывками информации.
Всё-таки педагогический дизайн — это целая наука с новым подходом. Даже мне, с педагогическим и психологическим образованием, она долго не давалась.
Я решила, что для результата надо погрузиться в реальную практику и увидеть работу специалистов. Начала выбирать себе обучение и остановилась на курсе «Методист образовательных программ». Курс дал мне очень многое: нетворкинг, силы и драйв, вот только иногда расстраивали ошибки педагогического характера.
— Какие именно ошибки?
— Спикер одного из модулей утверждал, что педагогика, то есть обучение детей, отличается от андрагогики (обучения взрослых) своей директивностью и жёсткостью. Но это заблуждение. Я опровергла эту неправду в своей обратной связи и привела в пример достижения гуманистической педагогики со столетней историей. Я думаю, что меня услышали и очень скоро модуль будет перезаписан.
— Здорово! Во время обучения у тебя возникали трудности? Всё-таки курс масштабный и энергозатратный.
— Через пару месяцев после старта мне хотелось всё бросить — не хватало самодисциплины. Это потом я узнала, что так учатся все взрослые: с подъёмами, спадами мотивации и медленной внутренней трансформацией.
— Что помогло тебе продолжить?
— Из мотивационной ямы меня вытащил мощный стимул: я попала на стажировку в Skillbox. Её обязательным условием было проходить по одному модулю в неделю и сдавать домашние задания. У меня включилось второе дыхание, и я начала активно учиться.
А ещё придумала для себя одну уловку: сразу написала в заготовке резюме, что прошла курс «Методист образовательных программ» и имею по нему сертификат, — теперь я не могла подвести саму себя.
Добавлю, что я успела поучиться на большом количестве онлайн-курсов, но ни в одном не доходила до диплома. Мне не хотелось, чтобы этот курс стал очередным «начатым и не завершённым». Взяла себя в руки, чтобы это исправить.
— Какие лайфхаки для обучения, проверенные на себе, ты можешь посоветовать?
— Я встраивала обучение в свой график, используя «Google Календарь». Например, выделяла для этого по два часа во вторник и четверг. Это помогало стать более организованной.
Мне очень помогли вебинары помощников по обучению: девушки как раз рассказывали, как лучше организовать обучение, составить план и помочь себе в трудные моменты.
А ещё я всегда конспектировала лекции от руки — это задействует моторную и визуальную память. Поэтому просмотр трёхминутного урока у меня мог затянуться на двадцать минут :) Зато всегда можно вернуться к заметкам и вспомнить важное.
— После стажировки тебя взяли в штат, на удалёнку. Ощущаешь дефицит живого общения?
— Важно, чтобы общение в принципе было. А уже дистанционное оно или очное — не имеет значения. Я работаю удалённо, но не чувствую социальной изоляции. Недавно наше методистское сообщество даже запустило классный разговорный клуб Buddy.
— В чём его суть?
— Все методисты Skillbox (а нас около 50 человек) случайным образом распределяются на пары и договариваются о регулярных видеосозвонах. На встречах мы обсуждаем всё что угодно: от профессиональных подходов до конкретных практик.
В июне я работала в паре с очень опытным методистом. Она дала мне несколько советов по работе, а я, в свою очередь, порекомендовала ей хороший ортопедический стул :) Такие разговоры — возможность выдохнуть среди рабочего дня и получить поддержку.
Мечты методиста
— Что стажировка и обучение дали тебе, как методисту?
— Я наконец структурировала в голове знания по педагогическому дизайну. Поняла, как создать увлекательный офлайн- или онлайн-курс, который будет одновременно полезным для клиента и выгодным для бизнеса.
К тому же до стажировки и обучения я не знала о важном кирпиче в фундаменте любого курса — этапе анализа. В модели проектирования ADDIE, распространённой в онлайн-образовании, всё именно с анализа и начинается!
— Поясни: в чём важность этой ступени?
— До того как создать образовательную программу, необходимо провести исследования: узнать потенциальную ЦА, конкурентов, условия вакансий на рынке, наличие материалов в свободном доступе. Только глубокий предварительный анализ покажет, каким именно должен быть образовательный курс и нужен ли он вообще.
Кстати, Мария Монтессори начинала именно с исследований и поэтому назвала свой подход методом научной педагогики. Перед тем как разработать свою систему она несколько лет наблюдала за разными детьми: богатыми, бедными, с психическими отклонениями и без.
В традиционном образовании этот пункт чаще всего пропускают. Проверяют идею исходя из личных мыслей и представлений, не взаимодействуя с реальными детьми и родителями, а потом удивляются, почему она не работает.
— Классическому образованию не хватает этапа анализа — понятно. А если взглянуть с другой стороны: что онлайн-образование может перенять у старой школы?
— Мне кажется, методистам в онлайне важно знать основы возрастной психологии и особенности детского развития. Видеть человека как целостное существо: от рождения до старости. Все состояния и сложности студентов связаны с их предыдущим опытом — с тем, как они учились и развивались раньше.
Важно познакомиться с работами классиков педагогики и психологии: там просто кладезь идей, решений и подходов к обучению и развитию человека. Сталкивалась с тем, что методисты без педагогических знаний и опыта плохо понимают процесс обучения реальных людей.
— О чём ты мечтаешь как методист?
— У меня две мечты. Первая: перенести успехи онлайн-образования в образование классическое. Если «традиционные» учителя и воспитатели овладеют современными инструментами и познакомятся с главными трендами, то сделают обучение и развитие своих учеников более эффективным, а себя почувствуют ценными специалистами, шагающими в ногу со временем.
Вторая: поддерживая социальную миссию Skillbox, рассказывать о возможностях онлайн-обучения в принципе. Чтобы как можно больше людей поверили, что и во взрослом возрасте, независимо от места жительства, возраста и физических возможностей, можно освоить интересную профессию и состояться в ней.
Особенно хочу помогать педагогам. Они уязвимы со всех сторон: нет профессиональной поддержки, у них низкий социальный статус и заработная плата. Онлайн-образование сможет дать их карьере второе дыхание.
Эти книги Евгения советует к прочтению, как методист и педагог
1. Владимир Яковлев. «Возраст счастья».
Эта книга — неоспоримое доказательство правильности концепции lifelong learning. Она вдохновляет учиться и менять свою жизнь независимо от возраста. Журналист путешествовал по миру и собирал истории пожилых, но активных людей. Тех, кто не испугался кардинально поменять свою жизнь: инженер на пенсии переквалифицировался в танцора рок-н-ролла, а домохозяйка — в комика.
2. Грант Снайдер. «В поиске идей».
Профессия методиста предполагает креативность и работу с постоянным потоком идей и мыслей. Эта книга поможет найти ответы на ежедневные вопросы: «Откуда взять вдохновение? Как выжить, работая дома? Как быть многозадачным?»
3. Александр Нилл. «Воспитание свободой».
Книга поможет методисту целостно смотреть на образование человека, учитывая его эмоциональное и психосексуальное развитие. Автор — основатель одной из первых демократических школ мира, где за прогулы нет наказаний, дети сами выбирают, какие уроки им посещать, а все оценки отменены. Книга-вызов, книга-революция, которая не оставит вас равнодушным.