Что это за исследование
В 2020/2021 учебном году исследователи НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга экономики образования провели среди учителей и родителей школьников из восьми федеральных округов опрос на тему дистанционного обучения и трудностей, с которыми они столкнулись весной 2020‑го. Результаты анализа данных опубликованы в информационном бюллетене «Дистанционный режим как вызов для школьного образования».
В числе прочего, исследователи попытались выяснить, насколько учителя оказались подготовлены к внезапному дистанту и перестроили ли они учебные планы.
Насколько учителя были готовы к дистанционному обучению
Как показал опрос, более 60% учителей не согласны с утверждением «Я оказался(‑ась) полностью готов(‑а) к работе в условиях карантина, мне это не доставило дискомфорта». Полностью согласились с этой фразой только 9% педагогов. Причём столичные учителя выбирали этот ответ чаще, чем их коллеги из сёл. Однако и в мегаполисах 43% педагогов отметили свою неготовность к дистанту весной 2020 года.
Исследователи также обнаружили связь между преподаваемыми дисциплинами и готовностью к дистанту. Так, наиболее приспособленными к этому формату работы оказались учителя технических дисциплин, математики и информатики. А вот преподаватели гуманитарных дисциплин, таких как русский язык, литература, история, оценили свою готовность менее позитивно.
Также данные опроса подтвердили, что труднее всего резкий переход к дистанционному формату обучения дался педагогам старшего возраста. Так, среди учителей со стажем более 40 лет только 29,5% отметили свою готовность к дистанту. А среди молодых специалистов, работающих в школе менее пяти лет, этот показатель составил 46,9%.
Ещё исследователи обнаружили связь между готовностью к дистанту и общей нагрузкой учителей. Педагоги, которые отмечали нехватку времени на подготовку к урокам, реже (33,8%) заявляли о готовности учить на удалёнке, чем остальные (38,5%).
Корреляцию между готовностью учителей к дистанту и доступом к компьютеру дома или на работе исследователи не выявили. А вот недостаток цифровых навыков сказывается на готовности учить дистанционно. Те педагоги, которые ответили, что не готовы к дистанту, в среднем на 10% чаще отмечали у себя нехватку навыков в области информационных и компьютерных технологий, чем другие. И закономерно, что учителя, которые уверенно чувствуют себя в цифровой среде, в разы чаще отмечали готовность к удалённому преподаванию.
Опыт прохождения онлайн-курсов и дистанционных программ повышения квалификации хоть и показал положительное влияние на готовность к удалёнке, но более слабое, чем ожидали исследователи. Среди учителей, которые сами учились онлайн, были готовы к дистанту 38%, а среди тех, кто не имеет такого опыта, — 30%. Авторы считают, что это вопрос заслуживает дальнейшего изучения.
Какие цифровые инструменты учителя использовали в работе до пандемии
Как показал опрос НИУ ВШЭ, для большинства российских учителей привычны текстовые редакторы, сервисы для создания таблиц и презентаций — ими и до пандемии пользовались более 80% педагогов. Только 2% не использовали в работе никакие программы и цифровое оборудование, и чаще всего этот ответ давали преподаватели физкультуры, технических дисциплин, иностранных языков и учителя начальных классов.
Также ещё до весны 2020 года учителя достаточно активно использовали сервисы с интерактивными заданиями (66%), мессенджеры и соцсети (63,5%), устраивали видеоконференции (58,2%) и загружали различные документы в интернет для хранения (54,8%) или публичного доступа (53,9%). Все эти действия чаще выполняли учителя общественных дисциплин, математики и информатики. А вот учителя начальных классов особенно активно создавали интерактивные задания и проводили онлайн-конференции. Как предполагают исследователи, это связано с возрастной спецификой — подобные форматы часто применяются для того, чтобы вовлечь в обучение детей из младших классов.
Как дистант изменил учебный процесс
Переход на дистант оказал значительное влияние на методы обучения. Хотя, по оценкам 47,7% учителей, объём проверочных и контрольных работ не изменился, 21,2% отказались от устных опросов, а ещё 15,3% — от групповых и индивидуальных обсуждений.
Возросло и количество самостоятельных индивидуальных работ — это отметили 67,9% учителей. Интересная ситуация сложилась с лекционным форматом. С переходом на дистант 15,7% педагогов ввели лекции в учебный план, а ещё 35,3% — увеличили их объём. А вот 11,1% учителей ответили, что больше этот формат не используют. Также любопытно, что объём практических работ снизился в крупных и средних городах, но возрос в малых городах и сёлах, а также в Москве.
Большинству учителей (84,4%) с переходом на дистант пришлось изменить свой учебный план. Причём здесь выявлена зависимость от места жительства: педагогов из Москвы это затронуло в меньшей степени (18,9% не меняли), чем их коллег из других городов.
Что касается различных дисциплин, то здесь весомых различий не обнаружено, но есть некоторые тенденции. Реже всего учебный план меняли учителя математики и информатики, технических и естественных дисциплин. А преподаватели физкультуры, иностранных языков и учителя начальных классов корректировали учебный план гораздо чаще.
Исследователи также попросили родителей школьников ответить, какие форматы дистанционной работы чаще всего использовали учителя. Самыми популярными формами онлайн-взаимодействия оказались отправка детям заданий и упражнений (69,1%), а также сбор выполненных работ (64,6%) через мессенджеры, электронную почту или соцсети. Жители крупных, средних и малых городов указывали эти варианты чаще всего.
Проведение онлайн-уроков отметили только 43,3% родителей, однако для жителей столицы этот показатель почти в два раза выше — 86,1%. Чем меньше населённый пункт, тем чаще педагоги консультировали родителей или индивидуально занимались с ребёнком по телефону. А вот доставка печатных заданий на дом специфична для сельской местности.
Большой объём самостоятельных работ, который отмечали учителя, подтверждают и родители. О том, что школьники выполняют задания в интернете, упоминали 69,7% родителей, а 68,6% ответили, что их дети самостоятельно работают в тетрадях. О самостоятельном чтении сказали 53,1% родителей.
Напомним, что в прошлом году исследователи из Центра экономики непрерывного образования (ЦЭНО) РАНХиГС и кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ также провели опрос о том, как дистант повлиял на школьное образование в регионах. Выяснили, что учителя столкнулись с повышенной рабочей нагрузкой и техническими сложностями, а у большинства учеников во время дистанта ухудшилась успеваемость.