На Национальном форуме ДПО «Человек и его компетенции в меняющемся мире», организованном НИУ ВШЭ, представили результаты опроса о дополнительном образовании взрослых, связанном с их хобби. Исследование провела компания IFORS Research. На форуме выступила её директор по развитию Евгения Силкина.
В опросе участвовала 1 тысяча взрослых россиян, имеющих хобби, причём 55% респондентов — женщины. Самые распространённые увлечения среди участников опроса оказались связаны с рукоделием (у 19% опрошенных). Кроме того, популярны огородничество и садоводство, кулинария, компьютерные игры и спорт.
Евгения Силкина отметила, что практически на любом хобби можно зарабатывать — даже фитнес, которым люди занимаются для собственного здоровья, может стать основой контента для блога. Респонденты, по-видимому, это убеждение разделяют: 30% уже хотя бы раз заработали на своих увлечениях, ещё 32% думают о такой возможности. В ответах на вопрос, что мешает уже сейчас монетизировать своё хобби, опрошенные чаще всего отмечали, что не умеют продвигать себя (так ответили 40%). При этом довольно большая доля респондентов — 44% — выразила готовность учиться нужным для хобби навыкам, в том числе платно. Опрошенные считают важным осваивать навыки в сферах маркетинга и продаж — их значимость оценили на 3,7 балла из 5.
Судя по ответам на вопрос, какие элементы обучающих программ респонденты считают обязательными, от дополнительного образования в сфере хобби они ждут в равной степени двух вещей — развития своего мастерства и расширения сети контактов и продаж.
Чаще всего опрошенные отмечали как обязательные элементы обучения:
- возможность найти клиентов или заказчиков (49%),
- конкретный результат или готовый продукт по итогам программы (41%),
- практические задания и упражнения (38%).
Ориентацию на практику подчёркивает и то, кому из организаторов опрошенные больше всего доверяют. С большим отрывом на первое место тут вышел вариант «профессиональное сообщество». Его выбрали 50% — почти вдвое больше, чем варианты «государственные центры» (27%) или «онлайн-школы» (24%).
Участников спросили и о том, как именно они готовы учиться. Довольно много голосов набрало бесплатное самостоятельное обучение по видеороликам (51%) и просто на практике методом проб и ошибок (41%). Но самым популярным вариантом стали всё-таки очные курсы — их назвал 61% опрошенных. Вероятно, это связано с тем, что у многих хобби связаны с рукоделием, и люди убеждены, что такие навыки лучше осваивать офлайн. Онлайн с преподавателем или в асинхронном варианте готовы учиться по 13 и 9% опрошенных соответственно.
Среди барьеров для обучения участники опроса чаще всего (45%) называли нехватку времени. А из форматов уроков респондентам больше всего подходит микрообучение с уроками на 10–20 минут — такой вариант выбрали 25%. Также популярны оказались варианты «онлайн-самообучение с дедлайнами» (19%), курс 4–8 недель с практикой (17%) и серии мастер-классов (16%).
На основе всех ответов в IFORS Research сформулировали такие выводы:
- Для взрослых людей, у которых есть какое-либо сложившееся хобби, это увлечение — важная часть жизни, они хотят развиваться в нём и готовы вкладывать в это деньги.
- При этом у многих есть желание монетизировать своё увлечение, начать хотя бы разово зарабатывать на нём.
- Поэтому этой аудитории практически одинаково важны как обучение по развитию креативных навыков в интересующем их занятии (предпочтительно очно), так и в сфере маркетинга и продаж.
- Важно, чтобы курсы базировались на подходах микрообучения и были практикоориентированными.
Кстати, ранее в опросе пользователей платформы GetCourse 26% желающих приобрести онлайн-курсы отметили, что собираются учиться, чтобы освоить новое хобби.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также: