Образование
#новости

Счётная палата выявила, что в рамках «Содействия занятости» учили не тех и не тому

Популярные темы обучения не соответствовали приоритетным для государства кадровым потребностям, и многие учились из интереса, а не для поиска работы.

К таким выводам пришли в Счётной палате по итогам проверки федерального проекта «Содействие занятости» за 2023–2024 годы (с 2025 года проект называется «Активные меры содействия занятости»). По мнению ведомства, программы обучения не вполне соответствовали потребностям российской экономики в кадрах, а ещё проект был недостаточно адресным: хотя его целью было трудоустройство слушателей, многие участники изначально даже не собирались искать работу.

Напомним, по проекту «Содействие занятости» из федерального бюджета выделяли субсидии на бесплатное обучение (профессиональное обучение, профпереподготовку, повышение квалификации) граждан из льготных категорий, чтобы впоследствии они могли найти работу по профилю этого обучения. Состав участников в разные годы менялся, но в основном это были женщины в отпуске по уходу за ребёнком, безработные и работники с высоким риском сокращения, пенсионеры и предпенсионеры, люди с инвалидностью, а также выпускники вузов и колледжей, которым долго не удавалось найти работу по диплому. В отчёте о проверке Счётной палаты указано, что всего в 2023–2024 годах гранты на проект составили 15,5 миллиарда рублей, обучение прошли 315,5 тысячи человек.

Чему учились по проекту «Содействие занятости»

В Счётной палате считают серьёзной проблемой то, по каким направлениям предоставляли бесплатное обучение.

Как указано в отчёте, по кадровому прогнозу от декабря 2024 года до 2029-го работники больше всего будут требоваться:

  • на обрабатывающих производствах (10,5 миллиона человек);
  • в строительстве (6,9 миллиона);
  • в сфере транспортировки и хранения (6 миллионов);
  • в образовании (5,6 миллиона);
  • в здравоохранении и социальных услугах (4,6 миллиона).

По проекту «Содействие занятости», однако, граждане обучались совсем по другим направлениям. Согласно отчёту Счётной палаты, в 2024 году участники проекта прошли обучение:

  • по информационным и коммуникационным технологиям — 23,6%;
  • по административно-управленческой и офисной деятельности — 17%;
  • по образованию и науке — 14,3%;
  • по финансам и экономике — 8,8%;
  • по социальному обслуживанию — 7,8%.

В целом ведомство оценило, что только треть тех, кто попал на обучение, так как обратился в службы занятости для поиска работы, в итоге учились по приоритетным направлениям. То есть направленные из бюджета средства потратили на обучение граждан не тому, что наиболее востребовано в экономике.

Кто и почему участвовал в проекте

Как отметили в Счётной палате, сейчас у федерального проекта «Активные меры содействия занятости» есть лишь один результативный показатель: не менее 80% завершивших обучение участников должны быть занятыми, то есть устроиться на работу. Этот показатель действовал и в предыдущие годы, и, судя по отчётности операторов проекта, держался на высоком уровне: по итогам 2023 года были трудоустроены или заняты в другой форме (например, как самозанятые) 79% слушателей, по итогам 2024 года — 80,9%.

Однако у аудитора Счётной палаты возникли сомнения в том, что этот показатель вообще имеет смысл: некоторые участники проекта изначально имели работу. Люди предпенсионного возраста, например, имели право учиться бесплатно, будучи трудоустроенными. Женщины в отпуске по уходу за ребёнком тоже формально трудоустроены. Простая оценка доли занятых по итогам обучения не показывает, сменили они работу или нет, повлиял ли проект на их положение на рынке труда.

Например, как указано в отчёте, из участников проекта, обучение которых в 2024 году организовала в роли федерального оператора РАНХиГС, 56,1% не поменяли работу после обучения — они были трудоустроены до начала курсов и после них остались на прежнем месте.

Чтобы точнее оценить результаты проекта, в Счётной палате весной 2025 года провели онлайн-опрос среди тех, кто завершил обучение. В нём участвовало 8412 человек. Опрос выявил, что половина из них изначально шла на обучение с целью найти новую работу (44% — в новой сфере, 6% — в той, где уже имели опыт), ещё 24% хотели повысить квалификацию, а 24% отметили, что пошли учиться просто для того, чтобы расширить кругозор.

Большинство участников опроса отметили, что обучение было для них полезно, но, как подчёркивают в Счётной палате, в основном полученная польза не была связана с изменениями в доходе или занятости: 50% получили полезные для работы знания, 29% — мотивацию к дальнейшему обучению или смене профессии. Среди половины респондентов, которая отметила поиск работы как цель обучения, только 25% удалось на момент опроса трудоустроиться по тому профилю, по которому учились.

В Счётной палате сделали вывод, что проект «Содействие занятости» был недостаточно адресным, поскольку охватывал не только тех, кому требовалась помощь в получении работы, и обучение помогло получить работу в новой сфере лишь четверти тех, кто в этом нуждался.

Отметим, что операторы проекта «Содействие занятости» сообщали о других полезных эффектах обучения, не только о трудоустройстве. Например, по данным Томского госуниверситета, у слушателей на 20% выросли зарплаты (в среднем, независимо от того, меняли они работу или нет). Однако государство, очевидно, заинтересовано в том, чтобы федеральную субсидию направляли на обучение всё-таки по тем направлениям, по которым больше всего не хватает работников. В списке профессий, доступных в проекте с 2025 года, в основном рабочие специальности (а также инженерные, которых в прежнем перечне было меньше), хотя есть и несколько цифровых профессий.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Курс

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики и станете более востребованным специалистом.

Узнать о курсе →

Практический курс: «Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO» Узнать о курсе
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована