Стали известны результаты пятого международного исследования качества чтения и понимания текста PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study), проводившегося в 2021 году среди 400 тысяч младшеклассников в 57 странах. В итоговом рэнкинге стран Россия заняла третье место после Сингапура и Гонконга. Если учесть Ирландию, где исследование провели с опозданием в 2022 году (соответственно, в нём участвовали ученики старше, чем обычно в PIRLS), то Россия окажется на четвёртом месте.
А московские школьники, которых оценивали отдельно, показали лучшие в мире результаты. Дело в том, что кроме национальных в PIRLS самостоятельно участвуют и некоторые региональные системы образования. В итоге средняя сумма баллов за исследование у московских школьников оказалась наивысшей и составила 598. Для российских участников из школ других регионов этот показатель составляет 567 баллов.
Что именно и как измеряют в PIRLS
Проект ведёт международная ассоциация по оценке учебных достижений (IEA), в которую входят исследовательские центры в области образования по всему миру. Первое исследование PIRLS состоялось в 2001 году. Россия участвовала во всех волнах проекта, то есть каждые пять лет. В связи с прекращением участия в аналогичных международных исследованиях PISA и TIMSS перспективы волны 2026-го в нашей стране пока неясны.
В 2021-м в России и ещё в двух десятках стран измерение проводили в цифровом формате. Согласно данным IEA, участвовали порядка 5200 четвероклассников из школ различных регионов и 5700 — из школ Москвы.
Цель исследования — определить, насколько у детей развиты навыки чтения как для интереса (и получения читательского опыта), так и для поиска и использования информации. Для этого использовались разные тексты — художественный и информационный. Задания к прочитанным текстам также позволяли выявить, как участники умеют находить конкретные утверждения, интерпретировать мысли автора и критически оценивать содержание.
Как обстоят дела с этим и другими исследованиями в России
Результаты российских школьников в PIRLS 2021 оказались достаточно высокими. Среднего уровня в навыках чтения достигли 89% участников — это означает, что они способны не только находить утверждения, прямо содержащиеся в тексте, но и интерпретировать описываемые события, эмоции персонажей и идеи.
63% участников добились высокого уровня, который подразумевает понимание метафор в художественном тексте и распознавание того, какие текстовые аргументы и дополнительные материалы (например, диаграммы или иллюстрации) помогают автору обосновать свою позицию в информационном тексте.
Четвероклассников, которые не достигли даже базового уровня — то есть способности находить в тексте конкретную информацию и ссылаться на неё, — оказалось около 2%.
При этом по сравнению с результатами 2016 года всё же произошло некоторое ухудшение: тогда Россия была на первом месте. А результаты иных исследований гораздо менее оптимистичны. Например, среди 15-летних российских школьников в PISA–2018 22% не достигли порогового второго уровня читательской грамотности. А отдельные небольшие эксперименты показывают, что даже у студентов вузов есть сложности с пониманием прочитанного.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!