Образование
#новости

Психологи назвали ключевые факторы, которые приводят к выгоранию учителей

Выводы подтверждают: поддержка особенно важна молодым педагогам.

Что способствует выгоранию учителей, а что может от него защитить, обсудили на недавнем открытом семинаре Института образования НИУ ВШЭ. Своё исследование на эту тему представили заместитель заведующего Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ Евгений Осин и доцент кафедры управления Академии социального управления Инна Резванова.

Какой подход к изучению выгорания у педагогов применили исследователи

Термин «выгорание» появился в начале 1970-х годов. Он обозначает упадок сил, плохое самочувствие и эмоциональное истощение, с которым нередко сталкиваются профессионалы и добровольцы в социальной работе, медицине, образовании и многих других сферах. У этого состояние есть и когнитивные последствия — например, невозможность сконцентрироваться и проблемы с памятью.

Известно, что на развитие выгорания влияют такие факторы, как перегрузка на работе, напряжённая атмосфера в коллективе, неадекватно низкая оплата труда, а также некоторые индивидуальные характеристики — например, склонность к перфекционизму и характер профессиональной мотивации. Евгений Осин и Инна Резванова решили проверить, какие особенности профессиональной среды и личностные характеристики учителей связаны с выгоранием.

Для этого исследователи впервые объединили две теории, которые описывают разные стороны профессионального опыта. Во-первых, это модель требований и ресурсов работы, созданная Вильмаром Шауфели. К требованиям работы в ней относятся чрезмерная или недостаточная нагрузка, сложность задач, бюрократизация. А ресурсы работы — это автономия в деятельности, хорошие отношения с коллегами, разнообразие задач и возможность развиваться.

Во-вторых, теория самодетерминации Ричарда Райана и Эдварда Деси (подробнее о ней мы рассказывали здесь). Она описывает несколько видов внутренней и внешней мотивации, которые могут сменяться у одного и того же человека. Ключевыми условиями развития внутренней мотивации теория называет удовлетворение трёх ключевых потребностей — в автономии, то есть способности принимать собственные решения, в связанности с другими людьми и в осознании собственной компетентности.

В ходе исследования опросили 626 педагогов (439 из детских садов и 187 из средних школ) преимущественно из Московской области по нескольким методикам — для оценки профессиональной мотивации, ресурсов и требований работы, выгорания, увлечённости и удовлетворённости работой и так далее. Затем авторы проанализировали, как связаны между собой разные характеристики.

Какие результаты получили исследователи

Главным фактором, который связан с выгоранием у педагогов, оказался ролевой конфликт на работе. Это ситуация, в которой человек получает противоречивые указания и требования от разных руководителей. Кроме этого, с выгоранием оказались связаны избыточная загрузка работой и её сложность.

Уменьшали вероятность выгорания такие ресурсы работы, как поддержка руководителя и коллег, наличие обратной связи и ясность роли — ситуация, противоположная ролевому конфликту.

Удалось определить и связь выгорания с мотивацией. Оказалось, что оно более вероятно у педагогов, для которых характерна контролируемая мотивация (она же — внешняя). При внутренней мотивации выгорание наступает реже.

Более того, ресурсы и требования работы по-разному влияют на педагогов с автономной и с контролируемой мотивацией. При высокой автономной мотивации, когда человек действительно любит свою работу, даже высокие требования и сложности не ведут к быстрому выгоранию, а недостаток ресурсов не так губителен. По крайней мере, это справедливо на короткой дистанции — перегрузка в течение долгого времени, безусловно, противопоказана всем. То есть внутренняя мотивация помогает пройти через трудные ситуации на работе без выгорания. Для контролируемой мотивации выводы противоположные: требования работы сильно влияют на выгорание, и даже развитые ресурсы не всегда помогают его избежать.

Чтобы автономная мотивация сформировалась, важно с первых шагов в профессии предоставлять учителям ключевые рабочие ресурсы — поддержку руководителей и коллектива, обратную связь, ясность роли, автономию в принятии решений и так далее. Как добавили участники дискуссии, одним из принципиальных ресурсов для профессии учителя может быть признание, уважение к педагогам, в частности со стороны родителей учеников.

Кстати, ранее исследование в рамках Мониторинга экономики образования показало, что с эмоциональным выгоранием чаще всего сталкиваются именно молодые учителя. Почти четверть респондентов со стажем педагогической работы менее пяти лет признались, что недовольны профессией. Кроме того, среди них больше тех, кто хотел бы сменить работу.

Больше интересного про образование в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована