Скидки до 55% и 3 курса в подарок 0 дней 09 :23 :01 Выбрать курс
Образование
#новости

Похоже, нейросети увеличивают разрыв: отличники развиваются, троечники теряют интерес

Всё дело в том, что они по-разному используют время, освобождающееся благодаря применению ИИ-помощников в учёбе.

Коллектив исследователей из НИУ ВШЭ под руководством научного руководителя вуза Ярослава Кузьминова проанализировал результаты опроса 4,2 тысячи студентов ведущих российских университетов об использовании ИИ (прежде всего генеративных нейросетей) для обучения. Из 4207 участников 87% отметили, что использовали ИИ для учебных задач в 2024/2025 или предыдущем учебном году. Это соответствует результатам другого опроса, проведённого Ассоциацией организаторов студенческих олимпиад «Я — профессионал», — в нём об использовании нейросетей сообщили 85% студентов.

В числе прочего исследователей интересовало, на что студенты тратили освободившееся благодаря ИИ время. Самым популярным оказался вариант ответа «На личные дела и отдых» — его выбрали 69%. Заметно отстают по числу голосов, но тоже распространены ответы, которые говорят о том, что за счёт нейросетей студенты повышают свою продуктивность или качество своих учебных работ. Так, вариант «Трачу освободившееся время на выполнение других рабочих задач, которые требуют человеческого участия» выбрали 52%, «На улучшение качества работы (дополнительное редактирование, анализ данных)» — 46%, «На выполнение более сложных или творческих задач» — 42%, «На самообразование и развитие (чтение, участие в курсах)» — 38%.

Затем исследователи решили проверить, как ответы распределяются по разным группам студентов — по данным об их успеваемости, о направлениях их подготовки, способе поступления в вуз и другой информации о них. И тут выяснилось самое интересное:

  • Студенты инженерно-технических и естественно-научных программ (STEM — от английского Science, Technology, Engineering, Mathematics) чаще отмечали, что хорошо разбираются в возможностях нейросетей и понимают, как они устроены.
  • При этом студенты STEM-программ реже проверяют ответы нейросетей, чем учащиеся на социоэкономических или гуманитарных направлениях. Как считают авторы исследования, это может объясняться спецификой задач, для которых студенты-технари используют ИИ, — если это генерация кода или формул, то ошибка станет видна сразу, как только код или формулу используют (то есть проверка как дополнительный этап чаще всего не нужна). Но проблема в том, что студенты привыкают обходиться без проверки во всех случаях, когда обращаются к нейросетям (проще говоря, начинают безоговорочно доверять им).
  • Студенты, которые особенно интенсивно используют ИИ, чаще убеждены, что без этих помощников невозможно справляться с учёбой.
  • Студенты с хорошими и отличными оценками в университете чаще отвечали, что используют освободившееся благодаря нейросетям время на более сложные и творческие задачи.

Исследователи обратили внимание: то, как студенты используют освободившееся благодаря нейросетям время, коррелирует с их успеваемостью в вузах. Это, по мнению авторов, говорит о следующем факторе: сейчас, когда в большинстве вузов никто не учит студентов работать с ИИ-помощниками, только студенты с изначально хорошими способностями к обучению готовы использовать нейросети для саморазвития. А те, кому учёба и до появления нейросетей давалась труднее, склонны применять их просто для получения готовых ответов и в освободившееся время отдыхать.

Некоторые исследования, предупреждают авторы, уже показали, что доступ к генеративным нейросетям снижает познавательную активность студентов — у них меньше стимулов, чтобы самостоятельно разбираться в материале. «Студенты с низкими результатами могут использовать ИИ для того, чтобы просто „закрыть“ задание, не проверяя качество результата и не применяя собственные аналитические навыки», — к такому выводу пришли исследователи. А это значит, что из-за нейросетей разрыв между успевающими и отстающими студентами будет только усугубляться — если не вводить дополнительных программ по повышению ИИ-грамотности, первые будут развивать свои способности за счёт обращения к ИИ, а вторые продолжат терять интерес к учёбе.

Ранее мы рассказывали о результатах громкого исследования того, как использование нейросетей при написании эссе приучает мозг лениться.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее

Курс

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики и станете более востребованным специалистом.

Узнать о курсе →

Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO» Узнать о курсе
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована