Мотивацию студентов к учёбе может повысить чувство благодарности
Это показывает исследование японских учёных.
: monkey business images / shutterstock
Во время пандемии, когда школы и вузы всего мира перешли в онлайн, поддерживать мотивацию к учёбе стало особенно трудно. Исследователи из Университета Рицумейкан и Национального института информационных и коммуникационных технологий в Японии решили опробовать простую стратегию, которая позволила бы это изменить.
Они предположили, что ежедневное выражение признательности или благодарности позволит студентам осознать свои возможности, мотивы и цели в учёбе и положительно скажется на их эмоциональном состоянии. В организованном ими исследовании, опубликованном в журнале BMC Psychology, приняли участие 84 человека. Их разделили на две группы. В течение двух недель исследуемые оценивали с помощью онлайн-анкет разные аспекты своей повседневной жизни. Помимо этого, участники одной из групп ежедневно вели онлайн-дневник благодарности. В нём они отмечали до пяти вещей или событий, за которые они испытывают признательность (например, сюда можно отнести возможности академической инфраструктуры или оказанную кем-то помощь).
Статистический анализ показал, что этот дневник помог существенно повысить мотивацию студентов. Такой эффект сохранялся не только во время проведения исследования, но и в течение трёх месяцев после его завершения. Учёным удалось установить, что благодаря дневнику благодарности студенты стали лучше осознавать связь своих действий с конечным результатом. Отсутствие такой связи может привести к чувству беспомощности и некомпетентности. При этом у контрольной группы не наблюдалось изменений в уровне мотивации к учебе.
Мотивация является одним из важных факторов академической успеваемости. Это значит, что такой нехитрый онлайн-инструмент, как дневник благодарности, способен заставить учащихся почувствовать себя увереннее и раскрыть свой потенциал. Этот механизм может пригодиться в колледжах и университетах по всему миру.
Возможно, это помогло бы и российским студентам во время перехода на дистант: как показало недавнее исследование, 36% из них жаловались на отсутствие мотивации в этот период.