Это совместный проект Минпросвещения и Рособрнадзора. Как сообщает пресс-служба министерства, он был создан, чтобы оценить вклад регионов в достижение национальных целей развития России до 2030 года, обозначенных президентом страны.
Какие показатели будут оцениваться в рамках мониторинга
Министр просвещения Сергей Кравцов 1 сентября утвердил список показателей, по которым будет осуществляться мониторинг. В перечень вошли 55 критериев, поделённые на три блока:
- Достижение учебных и воспитательных результатов. В этой части будут оцениваться показатели развития способностей учеников и уровень их функциональной грамотности.
- Создание условий для достижения результатов. В рамках этого блока будут проверять, насколько эффективно в процессе обучения в регионах используется лабораторное оборудование и применяются ли цифровые возможности, а также насколько система подготовки кадров в среднем профобразовании соответствует кадровым потребностям рынка труда в регионе.
- Организационный блок. Он позволит оценить административную работу региональных органов, ведение отчётности и так далее.
«Новый мониторинг, объединив широкий набор параметров, позволит получать объективную картину, вносить корректировки в управленческие решения и делать это так, как ожидает от нас общество, учащиеся, родители, педагоги», ― подчеркнул министр просвещения Сергей Кравцов.
Министерство обещало представить сводный анализ региональных систем образования, рассчитанный на основе показателей мотивирующего мониторинга.
Не превратится ли всё в гонку за рейтингом?
Впервые о планах министерства провести мониторинг работы региональных систем образования стало известно в марте этого года. Изначально идея вызвала опасения: не сведётся ли всё к гонке за высокими показателями в ущерб комфорту и уровню знаний учащихся? Министр просвещения тогда пояснял, что оценка отразит динамику процессов в рамках системы образования.
В сообщении пресс-службы министерства о запуске мониторинга подчёркивается, что он не призван выстраивать рейтингование, а должен позволить «комплексно оценить состояние региональных систем образования, их встроенности в единую образовательную среду, а также выявить ключевые точки развития и зоны риска для последующих скоординированных решений как на федеральном, так и региональном уровнях».
Что касается ранжирования по достижениям, то в марте Рособрнадзор представил региональный рейтинг по качеству школьного образования. В топе ожидаемо оказались Москва и Санкт-Петербург. Учебные заведения оценивались по 12 критериям, а по итогам исследования отстающим регионам организовали консультационное и методическое сопровождение.